Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
18:53, 07 февраля 2013

Интернет-конференция на портале BNews.kz с участием Председателя КТК МФ РК Есенбаева М.Т.

Blog post image

12.12.12
 
  • Ведущая Здравствуйте! Мы начинаем Онлайн-конференцию на портале BNews.kz. Сегодня гость нашей студии Председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Мажит Есенбаев. Мы поговорим об основных направлениях деятельности Комитета таможенного контроля. Приветствую Вас в студии BNews.kz. Так совпало, что наша с Вами конференция проходит в день Вашего профессионального праздника – в день Таможенного комитета. Я искренне поздравляю с этим днем, и желаю Вам плодотворной работы.
  • Мажит Есенбаев Спасибо за приглашение, спасибо большое за поздравление. Наверное, в меньшей степени меня надо поздравлять, потому что я только примеряю на себе форму таможенника. Это сколько надо проработать, чтобы называться представителем таможенной службы. У меня еще не столь большой опыт работы в таможенной службе. Поэтому я воспринимаю это как поздравление моим коллегам. В конце передачи, если Вы дадите мне время, я их тоже поздравлю.
  • Ведущая Перейдем к нашей беседе. Одним из основных направлений деятельности Таможенного Комитета является вхождение Казахстана в Таможенный союз. С момента его создания прошло больше двух лет. Насколько налажено взаимодействие стран-участниц? Резюмируйте, пожалуйста, итоги работы.
  • Мажит Есенбаев Да, почти 2,5 года прошло, как образовался Таможенный союз, в который входит три государства. Это Республика Беларусь, Казахстан и Россия. Можно сказать, что работает очень эффективно. Он был создан в нужное время, в нужный момент. Потому что был период жесточайшего кризиса, который и сейчас продолжается. Это интеграционное объединение показало, насколько важны помощь и поддержка государств, которые имеют исторически сложившиеся экономические и хозяйственные связи. Есть возможность передачи опыта, возможность создания благоприятных условий для работы предпринимательских структур, для улучшения инвестиционного климата наших государств и что скрывать, возникает солидная конкуренция между нашими странами. Не все воспринимают ее позитивно. Потому что есть у нас предприятия, отдельные сектора экономики, которые на самом деле эту конкуренцию боятся. И поэтому говорят, что Таможенный союз создали во благо одного какого-то государства, одного какого-то предприятия. На самом деле это не так. Цифры показывают, что мы ежегодно прирастаем во внешнеторговом обороте, который происходит между нами внутри трех государств. Это очень неплохо, это очень большой потенциал. И мы должны его правильно использовать. Для этого определены 17 базовых соглашений, вокруг которых строится и законодательное, и институциональное формирование отношений Единого экономического пространства. Я думаю, что Таможенный союз в рамках трех государств это не есть догма. Вы знаете, что есть желающие вступить в ряды стран, входящих в Таможенный союз. Теперь будут определены требования для тех, кто хочет вступить в данный союз. Эти требования надо будет исполнять, и надо быть достойным участником данного объединения. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, хочу сказать, что у нас есть взаимопонимание в рамках нашей работы. Недавно прошла Объединенная коллегия трех государств, председателем которой является представитель российской таможенной службы господин Бельянинов. Мы обсуждали очень серьезные, актуальные вопросы, которые вытекают из текущего момента и направлены на перспективу развития таможенных служб.
  • Ведущая В 2014 году будет запущено электронное таможенное декларирование. На каком этапе сейчас подготовка к его запуску?
  • Мажит Есенбаев На самом деле, это очень важный вопрос для работы таможенных органов. Потому что многие вопросы, которые на сегодня имеются, это проблемы, связанные и с простым оформлением таможенных грузов, и вопросы, связанные с сервисом, и вопросы, связанные с сохранностью, со стабильностью взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности. Там не всегда очень хорошие взаимоотношения. Я даже скажу, они оставляют желать лучшего. Если системно решать эти вопросы, то надо всячески убирать человеческий фактор из этого звена в лице таможенника, то есть автоматизировать систему. Электронное декларирование как раз на это направлено. Должен сказать, что 2014 год для нас поставлен как завершающий. Мы, в рамках своей программы, которую мы в этом году начали реализовывать, в этом году внедрим интегрированный таможенный тариф. Очень важный инструмент, который нужен как для участников ВЭД, так и для работников таможенных служб. Сейчас является обязательным предварительное информирование по тем, грузам, которые проходят через таможенную границу. И уже 87 % участников ВЭД предоставляют информирование в электронном формате нашим таможенным службам. Мы также внедряем удаленный выпуск товаров. То есть участник ВЭД, используя например, планшет, может спокойно выпускать свой товар через общение с таможенником. Для этого не нужны таможенные посты. Удаленный выпуск товаров позволит нам сократить количество таможенных постов. Мы уже занимаемся их сокращением. Если в 2010 году было 169 таможенных постов, то в этом году осталось 96 таможенных постов. Мы и дальше планируем их сокращать. Удаленный выпуск товаров как один из сегментов электронного декларирования, у нас уже внедряется. По проблемным вопросам, связанным с электронным декларированием, которые у нас все же имеются, к сожалению, связаны у нас с тем, что мы не закончив одну работу, бросаемся делать другую работу. На сегодня в таможенной службе реализуется ПРТС-программа со Всемирным банком. Это программа развития таможенной службы, где в 2014 году намечена реализация таможенного электронного декларирования, программа е-таможня, е-окно. Все эти программы очень дорогие. Одна ПРТС-программа стоит 65 миллионов долларов. Мы говорим, давайте мы завершим одну программу, убедимся в ее работоспособности, и дальше будем двигаться в соответствии необходимыми нам направлениями работы. Я думаю, что оно у нас так и получится. Сейчас мы разобрались в ПРТС-программе, е-таможне и дальше примемся за программу е-окно. Все это должно постепенно реализовываться и, конечно же, даст свой эффект. Будет очень серьезная экономия финансовых средств.
  • Ведущая Перейдем к другим темам. Немало нареканий возникает вокруг таможенных постов. Достаточно вспомнить Хоргосское дело, когда был причинен многомиллиардный ущерб государству. Что Таможенный комитет предпринимает для недопущения подобных случаев и когда, по вашим предположениям, будет наведен порядок на постах?
  • Мажит Есенбаев Да, это злополучное Хоргосское дело, которое все время вспоминают. Есть уже предложение переименовать пост Хоргос в какой-нибудь другой. Но, это в будущем. Об этом будем думать. На самом деле, для того, чтобы нормально работали таможенные посты, надо вносить очень много изменений. Теми административными методами, которыми мы пробуем навести порядок, многого не решишь. Да, на таможенных постах, наиболее сложных для нас, таких как Хоргос, Калжат, Кордай надо серьезно заниматься инфраструктурой, надо серьезно заниматься вопросами того же электронного декларирования, надо очень серьезно заниматься вопросами подготовки кадров, ротацией кадров. Там годами сформирован такой шлейф проблем, который с помощью других государственных органов, с помощью Правительства, по поручению Главы государства удается решать. Если мы снимем нагрузку с таможенных постов, и они будут заниматься только вопросами пропуска физических лиц, выявления контрабанды, а все остальное перенесем на посттаможенное оформление, то я думаю, многие проблемы тогда снимутся. Для этого надо строить центры таможенного оформления. Многие говорят, почему мы не перенимаем грузинский опыт. По многим вопросам мы ушли дальше, чем грузины. Но, то, что там сделано по поводу околотаможенной инфраструктуры, то, что там есть пять центров таможенного оформления отвечают международным стандартам, а у нас даже тот, который считается самым лучшим, это в Алмате, не отвечает тем требованиям, которые должны быть. 2013 год будет определяющим. Будем формировать околотаможенную инфраструктуру, будем создавать условия для того, чтобы непосредственно рядом с границей были сформированы центры таможенного оформления, где можно будет проходить и вопросы таможенного оформления, и можно будет создать мини-лаборатории. То есть, все то, чем должна заниматься таможня. Если мы это выстроим, а это у нас займет года три-четыре, то тогда многие вопросы, которые были на Хоргосе, просто уйдут в историю. Хотя и сейчас, нами предпринимаются меры, чтобы эти проблемы снять, чтобы улучшить таможенное администрирование. Когда в феврале месяце я объезжал таможенные посты, по истечению нескольких месяцев, вижу, какие изменения происходят. Должен сказать, что по многим направлениям, даже теми средствами, что у нас имеются, мы уже создаем благоприятную основу для участников ВЭД. Где можно, используем зеленый коридор, где можно категорирование таможенных постов, чтобы они были четко специализированы. Почему мы довели количество таможенных постов до 96, и будем дальше сокращать. Это в связи с тем, что некоторые таможенные посты, которые были определены не так, как мы сейчас их категорировали, а просто был таможенный пост, предположим при аккумуляторном заводе, это Талдыкорган. Он должен заниматься только производственными вопросами для аккумуляторного завода, но вместе с этим там прошли десятки вагонов товаров народного потребления из Китая. Или по таким таможенным постам, как Атбасар, или таможенный пост, который рядом с нами находится, Акколь. Они не должны этим заниматься. Но им больше нечего делать. Были отработаны схемы, по которым двигались эти товары, фуры, вагоны. Десятки вагонов пропадало, мы не могли их найти. Поэтому пришлось эти таможенные посты упразднять, и внедрять удаленный выпуск товаров. Эта работа будет и дальше продолжаться. Несмотря на сокращение таможенных постов, таможенное администрирование будет усиливаться.
  • Ведущая И в продолжение темы о таможенном посте «Хоргос», на котором вдобавок ко всему, завышена стоимость транспортных услуг. Она сейчас доходит до 7 тысяч долларов, а это в десять раз больше, чем на самом деле должно быть. Когда будет решена эта проблема?
  • Мажит Есенбаев Это вопросы, связанные с перевозками товаров, которые осуществляют перевозчики от таможенного поста Хоргос до центров таможенного оформления или до потребителей. Я бы сказал одним словом, что мешает снизить цены на транспортные услуги, это отсутствие конкуренции. Если бы там была нормальная конкурентная среда, было бы больше таможенных перевозчиков, был бы больше выбор, то тогда и услуги были бы дешевле. Это первое. Второе это пресловутая коррупция, уже не на таможенном посту, а среди перевозчиков. И вопросы, связанные с выдачей дозволов, то есть разрешений на проезд в государства, которые выдает Транспортный комитет. Это до того непрозрачная система, мы о ней говорили. Министр транспорта и коммуникаций согласился. Сейчас дозволы будут выдаваться через Центры обслуживания населения. Тогда будет хоть что-то видно. Я считаю, что надо вообще от этого отказаться. Я об этом говорил, надо об этом подумать. Это обременение для наших участников ВЭД. Я надеюсь, что нам удастся привести в соответствие данный рынок услуг.
  • Ведущая По итогам внеочередной переаттестации 23 % сотрудников таможенных органов ее не прошли, в том числе 10 человек руководящего состава. Насколько мне помнится, Вы допускали такую вероятность, в силу того, что требования были очень жесткие и аттестация в Таможенных органах не проводилась с 2006 года. Что Вы скажете теперь, насколько Вы удовлетворены прошедшей аттестацией?
  • Мажит Есенбаев Я вот предсказал, как может получиться, и даже угадал по процентам. Этим не сильно удовлетворен. На самом деле думал, что ошибусь. Но, к сожалению, подтвердилось. Сама аттестация была не только в таможенных органах, но и во всех правоохранительных органах. Это связано с теми требованиями, которые государство предъявляет к этой важной государственной сфере услуг. Поэтому в этом отношении нам тоже хотелось знать, что же творится в нашем блоке. А у нас есть правоохранительный сегмент, где работает до 15 % наших служащих, и остальные это фискальный сегмент. По 878 служащим, которые проходили аттестацию, 717 прошли, остальные были или уволены, или перешли на другую работу, в том числе в наших органах. Это очень эффективная работа, которая заставила подтянуться самих работников таможенных служб, руководство и четко определиться по тем требованиям, которые были четко сформулированы в процессе аттестации. Я бы хотел добавить, что мы на этом не остановимся. В 2013 году мы собираемся провести полную аттестацию сотрудников таможенных органов, в том числе и фискальном блоке. Я думаю, что и там будут выявлены те, кто недостоин носить звание сотрудника таможенных органов. Мы будем заниматься ротацией. В этом году мы привлекли большое количество выпускников. Я надеюсь, что молодежь будет поддерживать все те начинания, которые нами проводятся по подготовке и переподготовке кадров и по ротации. Хочу сразу проанонсировать, что на нашем сайте есть Интернет-услуга по кадровому пополнению рядов таможенных служб. Каждый может зайти и заполнить карточку, и даже не приходя к нам, в онлайн-режиме будет сдавать тесты. Мы несколько сотрудников приняли таким способом.
  • Ведущая И вот следующий вопрос прислал нам Асет. Планируется ли перевод разаттестованных сотрудников таможни в категорию административных госслужащих?
  • Мажит Есенбаев Да, это вполне возможно. Исходя из категорийности, которая есть в требованиях к аттестуемому, определялось, должен ли он уходить из органов таможенной службы, то ли должно быть понижение. То есть пять различных категорий, предлагаемых для аттестуемого. Многие из них были переведены из правоохранительных в фискальные органы. Некоторые были переведены в другие органы, некоторые ушли работать в коммерцию, некоторые вообще испугались аттестацию и не пришли. Были даже жалобы, они сейчас рассматриваются в судах. Это нормальный процесс. Мы доказываем, насколько мы подходили объективно, они говорят, насколько они готовы к аттестации и почему не согласны с результатами.
  • Ведущая Когда Таможенный комитет ужесточит контроль над автотранспортом, ввозимым из Киргизской Республики, и иностранными автомашинами, которые находятся на территории Республики Казахстан? Какие таможенные платежи и налоги обязаны будут заплатить автовладельцы?
  • Мажит Есенбаев Мне кажется, что мы уже настолько ужесточили, что даже в какой-то газете читал, что таможенники «подложили свинью» кому-то. Я этого не понял. Мы лишь требуем, чтобы исполнялись нормы закона. Те, кто по временной схеме ввозили автомобили, должны растомаживаться, как положено, платить таможенные пошлины, которые четко установлены нашим законодательством, становиться на учет. Поэтому, будьте добры, исполняйте его.
  • Ведущая И последний вопрос. На заседании Совета иностранных инвесторов, Глава государства сказал, что для казахстанской таможни должны быть характерны пять важных показателей, пять правил «С»: скорость, сервис, стабильность, сохранность и стоимость. Как Вы думаете, Мажит Тулеубекович, насколько соответствует казахстанская таможня этим характеристикам?
  • Мажит Есенбаев По рейтингу Doing business, если не ошибаюсь, мы занимаем 182 место, хотя к таможне это относится косвенно. По рейтингу LPI (Индекс эффективности логистики) мы занимаем лучшее место, 78 среди 133 стран. Там как раз говорится об эффективности таможни. Но все равно не то 50 место, в которое мы хотим войти. А мы все равно туда войдем. И при том, что будем исполнять именно те показатели, о которых говорил Глава государства. Это скорость, я о ней Вам говорил, что мы в этом направлении делаем. Это сервис, который мы стараемся улучшить. Это стабильность, которая должна быть. Это вопросы сохранности. И, конечно же, стоимость. Эти вопросы очень важны для нас. Они являются для нас мощнейшими ориентирами.
    Я хотел бы поздравить всех работников таможенных органов. Сегодня прекрасный праздник. Всем своим коллегам желаю счастья, здоровья, благополучия. Особенно я хотел бы обратиться к тем, кто находится в такой морозный день на таможенных постах. Очень сложно работать, но уважаемые коллеги, не забывайте, что границы нас разделяют, а таможня объединяет. Поэтому Вы делаете очень хорошее дело во благо развития нашего государства. И я не сомневаюсь, что все то, о чем Вы мечтаете, обязательно сбудется.
    Источник: Bnews.kz
0
225
0