Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
18:31, 07 февраля 2013

Доклад Председателя КТК МФ РК Есенбаева М.Т. на расширенном заседании коллегии Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК. 10.08.2012

Обеспечение бюджета.
За 1 полугодие 2012 г. таможенными органами в доход бюджета обеспечено поступление таможенных платежей и налогов в сумме 543 209 млн. тенге. Прогнозное задание исполнено на 100,7%.  
Доля поступлений таможенных платежей и налогов в налоговых поступлениях республиканского бюджета составила 32,2%,
По результатам пост-таможенного контроля дополнительно начислено 7,9 млрд.тенге, при этом  взыскано в бюджет 3,9 млрд. тенге таможенных платежей и налогов.
Показатели по исполнению прогнозного задания выдержали практически все территориальные подразделения. Вместе с тем имеются факты неисполнения и снижения поступлений по отдельным видам платежей.
Неисполнение прогноза по поступлению сборов за таможенное оформление (97,2%) обусловлено внесением Министерством нефти и газа РК изменений в ряд контрактов по недропользованию, предусматривающих переход на уплату таможенных сборов в соответствии с действующим законодательством.
Внесение таких изменений привело к значительному недопоступлению в бюджет, о чем мы неоднократно информировали  как МФ РК, так и   МНиГ РК.
Снижение поступлений по экспортной пошлине на нефть на 37,8 млрд тенге связано с неполным исполнением ежемесячных квот по экспорту нефти, выданных МНиГ РК.
Более подробно на этих проблемах остановятся в своих докладах мои коллеги.

Одним из приоритетных направлений в деятельности таможенных органов является совершенствование таможенного контроля и ускорение прохождения таможенных процедур.

Укрепление пунктов пропуска.  
Сотрудниками компетентных подразделений проведено инспектирование пунктов пропуска на предмет соответствия  требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению, необходимым для организации всех видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска.  По итогам инспектирования проведена и продолжается работа по улучшению инфраструктуры и обустройству пунктов пропуска, улучшению сервиса для участников ВЭД. Завершена реконструкция таможенных постов «Карасу», «Калжат». До конца текущего года необходимо завершить  реконструкцию второй очереди таможенных постов «Бахты» и «Майкапшагай».

Использование технических средств таможенного контроля.
В апреле-мае месяцах т.г. проведена инвентаризация 314 основных ТСТК, расположенных в пунктах пропуска на внешней границе ТС, в международных аэропортах и на границе с РФ.
В настоящее время имеются проблемы выхода из строя оборудования. Одной из причин является износ и истечение срока эксплуатации оборудования, которая составляет более 40% от общего количества ТСТК по Республике, для дальнейшей эксплуатации данного оборудования необходима его модернизация либо замена старого оборудования на новое. На данные мероприятия потребуются значительные материальные затраты.
В этой связи, считаю необходимым разработать и внедрить «Программу по оснащению современным технологичным оборудованием пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза».
С целью обучения работы на современном оборудовании Комитетом проведено дополнительное обучение сотрудников на местах. Кроме того, до конца текущего года будет организовано проведение дополнительного обучения как за рубежом (США), так и на базе отдельных территориальных таможенных органов.

Предварительное информирование.
В целях ускорения перемещения товаров и транспортных средств через пункты пропуска, с 17 июня т.г. введено в действие Решение КТС о введении обязательного предварительного информирования. Решение  предусматривает ограничение времени для таможенных органов на принятие решения о выпуске товаров помещаемых под процедуру таможенного транзита до 2-х часов с момента регистрации документов поданных после подачи предварительной информации.   
За прошедший период 74% (4 314) транзитных деклараций оформлены в соответствии с нормами Решения. Но отдельными таможенными органами не соблюдаются требования по сроку выпуска транзитной декларации и 15% (1 502) транзитных деклараций оформлены с нарушением срока.
На сегодняшний день имеется ряд проблемных вопросов: отсутствие интернета в пунктах пропуска, работа по «старой» схеме: подача предварительной информации непосредственно на момент проведения таможенного контроля в пункте пропуска.
Необходимо продолжать работу по обеспечению предварительного информирования, в т.ч. и на железнодорожном транспорте.

В настоящее время Комитетом активно прорабатывается вопрос об организации таможенного оформления с применением технологий электронного декларирования и удаленного выпуска. С помощью этих технологий, в перспективе будут упразднены практически все таможенные посты внутри страны, за исключением центров таможенного оформления, расположенных в крупных областных центрах и городах. Данные ЦТО будут являться универсальными и располагаться исходя из наличия транспортно-логистических потоков, нужд участников ВЭД, оптимизации существующих таможенных постов. В ближайшее время предполагается обкатать эти технологии  в пилотном режиме в Кустанайской и Алматинском регионах.
Современные условия ведения бизнеса требуют от таможенных органов внедрения новых методов организации таможенного контроля, делающих акцент на проведение физического контроля  на границе (таможенные посты) и автоматизированного контроля (удаленный выпуск) внутри страны.  В этом направлении будем модернизироваться и мы.

Совершенствование интегрированного контроля.
Правительством РК принято решение о наделении таможенных органов правом выполнения функций ветеринарного и фитосанитарного  контроля. На сегодняшний день Комитетом ведется работа по передаче данных функций от МСХ.
Необходимо обеспечить укомплектование штатов пунктов пропуска квалифицированными специалистами в соответствующих отраслях.
С целью обеспечения эффективного проведения интегрированного контроля Комитетом совместно с уполномоченными органами будет организовано обучение сотрудников по направлениям работы.     
Кроме того, необходимо обеспечить качественное проведение всех форм контроля и исполнение Целевого индикатора Стратегического плана МФ РК в автомобильных пунктах пропуска  - 100 минут. Хочу отметить, что подписан Приказ с ПС КНБ по проведению совместного контроля на границе, который направлен на ускорение прохождения пунктов пропуска и  сокращение времени таможенного контроля.

Другим приоритетным направлением в деятельности таможенных органов является упрощение  административных процедур и снижение нагрузки на бизнес.
Применение системы управления рисками направленно на снижение административных барьеров  и  создание добропорядочным участникам ВЭД благоприятных условий для перемещения товаров.
Механизм применения СУР постоянно совершенствуется. Работа  ведется при активном участии бизнеса.
На сегодняшний день имеются проблемы в механизмах реализации СУР. Выявлены недоработки в программном обеспечении.
Имеется другая проблема: проведение таможенного досмотра в отсутствие рекомендации СУР, который должен проводиться в исключительных случаях, при наличии обоснования.  Но при этом должна  быть обеспечена максимальная эффективность результатов досмотра.  Чего к сожалению мы на сегодня не имеем.
На мой взгляд, необходимо разработать соответствующую методику по повышению эффективности досмотра. По итогам коллегии мной будет  дано отдельное поручение.
Проблемным на сегодняшний день является отсутствие автоматизации процесса оценки рисков при процедуре таможенного транзита. И одной из приоритетных задач на текущий год является обеспечение автоматизации данного процесса до конца года.

В целях упрощения администрирования, содействия увеличению внешнеторгового оборота внедрен и развивается институт уполномоченных экономических операторов (УЭО).
Работа с  УЭО основана на принципе доверия таможенных органов к декларантам и предполагает применение специальных упрощений в отношении участников ВЭД. Деятельность по УЭО абсолютно прозрачна. Условия и порядок присвоения статуса УЭО четко регламентированы таможенным законодательством. Информация по исключению участников ВЭД из реестра УЭО размещается на официальном сайте Комитета.
На сегодняшний день в РК статус УЭО присвоен 31 юрлицу.
В целях совершенствования работы с УЭО существует необходимость проработки вопроса оформления товаров УЭО в приоритетном порядке и проработки вопроса по размещению товаров на собственных складах в рамках действующего законодательства.
Соответствующее поручение мной будет дано.

Ведется работа по совершенствованию таможенного администрирования, направленная на развитие транзитного потенциала страны.
В рамках данной работы Комитетом предложена концепция создания приграничных транспортно-логистических центров с полным спектром услуг по терминальной обработке грузов, логистике, таможенной очистке и декларированию, что позволит максимально эффективно использовать  транзитные возможности Казахстана.
Комитетом в МТК РК направлено предложение по созданию транспортно-логистических терминалов во всех пунктах пропуска на казахстанско-китайской границе.

В статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. Глобальный тренд социальной модернизации» Главой государства определены основные цели, задачи и принципы социальной модернизации общества.
Одним из важных направлений деятельности государственных органов является реализация «электронного правительства» и оказание электронных государственных услуг.
В реестр гос.услуг включены 6 госуслуг, оказываемых   таможенными органами. В текущем году 4 из этих услуг планируется перевести на электронный формат. В настоящее время разработан проект ППРК по 6-ти стандартам госуслуг, который прошел согласование и внесен на рассмотрение в Правительство РК.
Работа в данном направлении продолжается.  Совместно с НЭПК «Атамекен» дополнительно разработан перечень из 58 госуслуг, который проходит внутриведомственное согласование в МФ. В перспективе на 2013 год перед нами стоит задача поэтапной разработки стандартов всех госуслуг, оказываемых ТО.

Разработка и развитие информационных систем, внедрение новых информационных технологий для упрощения и совершенствования таможенных процедур, также являются одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов.
В работе информационных систем таможенных органов имеется ряд проблем: постоянные сбои в работе оборудования, перегрузка каналов связи, «зависание» программ, отказ в выдаче информации при обращении к программам, длительное время исправления ошибок разработчиками.
Сейчас мы работаем над устранением выявленных недостатков. Но ситуация сложная. Поэтому предлагаю всем, кто чем-то может помочь, оказать поддержку работе УМИТ, а не заниматься критикой.

Важным направлением работы Комитета является разработка Стратегии развития таможенных органов РК до 2020 года.
Проект охватывает все сферы деятельности таможенной службы Республики Казахстан и включает в себя анализ соответствия деятельности казахстанской таможенной службы международным стандартам, разработку и внедрение новых методов и технологий в соответствии с лучшей международной практикой, развитие информационных систем, техническое оснащение, обучение должностных лиц таможенных органов.
В настоящее время осуществляется реализация консалтинговых контрактов, в результате которых будут выработаны рекомендации по совершенствованию, преобразованию и реструктуризации всех основных направлений деятельности таможенных органов и их бизнес-процессов.

Международное сотрудничество и интеграционные процессы.
В рамках Таможенного союза на постоянной системной основе ведется работа по выработке мер по улучшения качества таможенного администрирования и совершенствованию таможенного законодательства.  Проведение данной работы направлено на унификацию таможенного законодательства стран-членов ТС,  выработку и принятие Решений КТС, совершенствование нормативно-правовой базы ТС.
Ведется работа по налаживанию взаимодействия с таможенными службами других государств. Разработаны и находятся на стадии согласования протокола по обмену информацией с рядом стран – Турцией, Кореей, со странами ШОС и СНГ.  Разработан ряд других соглашений в сфере таможенного сотрудничества.
В рамках приграничного сотрудничества проводятся регулярные встречи с представителями таможенных служб КНР и Кыргызстана. Принимаются меры по улучшению работы пунктов пропуска и повышению качества таможенного контроля.

Работа с кадрами.
В соответствии с Указом Главы Государства проводится внеочередная аттестация правоохранительных органов.
На сегодняшний день завершены два этапа.
Первый этап – это проведение Высшей аттестационной комиссии, решением которой из 28 руководителей территориальных органов и их заместителей, 10 признаны не соответствующими занимаемой должности.
Второй – проведение Центральной аттестационной комиссии Комитета, решением которой из 172 должностных лиц, сотрудников по борьбе с контрабандой, внутренней безопасности и дежурной службы 5 понижены в должности, 21 рекомендованы к переводу на другую службу, 14 рекомендованы к увольнению.
Наибольшее число уволенных в аттестационном порядке в ДТК по г.Алматы и Жамбылской области по 3 сотрудника, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях по 2.
Третий этап, т.е. работа Региональных аттестационных комиссий, начала свою работу с 7 августа т.г. Мной утвержден соответствующий график проведения РАК. На уровне регионов процедуру аттестации должны пройти порядка 650 сотрудников правоохранительного блока.
Проводимая аттестация выявила ряд недостатков: слабый профессиональный уровень отдельных должностных лиц, наличие негативных фактов в служебной биографии, что свидетельствует о некачественной кадровой работе.
По итогам аттестации необходимо провести должную работу по укомплектованию данного блока профессиональными, перспективными кадрами с профильным образованием, создать ближайший и перспективный кадровый резерв.
Хотел бы обратить внимание на строительство жилья.
Строительство жилья для наших сотрудников ведется в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях. До конца этого года планируются к сдаче 44 жилых дома на 430 квартир. Таким образом, пусть частично, проблема жилья по южной границе будет решена. В дальнейшем мы продолжим работу по обеспечению жильем сотрудников и других регионов

Оптимизации структуры и штатной численности.
Был проведен функциональный анализ организационной структуры Комитета, с изучением нагрузки и оценкой эффективности работы каждого сотрудника с целью повышения эффективности деятельности в целом.
Принятые меры позволили оптимизировать структуру управленческого аппарата, сократить количество структурных подразделений Комитета и, соответственно, руководящих должностей Комитета на 8 единиц, исключить промежуточные звенья и несвойственные функции.
На территориях ведется работа по четкому разграничению функций и оптимизации нагрузок сотрудников на таможенных постах.
Стоит задача по заполнению вакансий в целом, в первую очередь - ДТК по Алматинской и Мангистауской областям, таможнях «Кордай» и «Достык», где вакантными остаются порядка 20% должностей.
персональной ответственности руководителей за допущение ко
Правоохранительный блок.
Комитетом принимаются меры по исполнению поручения Главы Государства о ррупции  во вверенных подразделениях, разработан План мероприятий по снижению коррупции в таможенных органах Республики Казахстан.
На сегодняшний день в деятельности правоохранительного блока имеются проблемы:
- отсутствие значимых результатов по выявлению и пресечению  преступлений, связанных с контрабандой товаров и транспортных средств;
- отсутствие результатов по линии борьбы с наркотиками;
- наличие постоянной практики прекращения уголовных дел по реабилитирующим обстоятельствам, что свидетельствует о низком уровне профессионализма в сфере расследования уголовных дел и некачественном подборе кадров и др.
Необходимо кардинально пересмотреть подходы к работе правоохранительного блока.

По всем данным направлениям более подробно будет озвучено в докладах моих коллег.
Предлагаю заслушать доклады в соответствии с повесткой дня.

Пресс-служба КТК МФ РК

0
359
0