01:03, 28 февраля 2013

Космический Хампи

Хампи - это место, срывающее с тебя все маски, оставляющее только твое сердце наедине с дикой природой. Весь опыт, накопленный тобой, улетучивается, все знания стираются и ты начинаешь чувствовать себя настоящим человеком, диким и необузданным.

С маленьким бюджетом в 200 долларов на месяц и большим энтузиазмом я уже третий месяц путешествую по Индии. Без предварительных маршрутов, покупаю открытку с понравившимся видом, переворачиваю обратную сторону, читаю название места и еду туда. В череде слайдов со старыми храмами и золотистыми пляжами открытка с пейзажами Хампи решительно не хотела попадаться мне на глаза. Только спустя два месяца среди сувенирного барахла я заметил картинку с руинами, которая так меня привлекла. Как выяснилось позднее, Хампи вполне известное и популярное место среди туристов. Причиной тому является относительная близость к Гоа, откуда отдыхающих обычно везут на однодневные экскурсии. Мой путь в Хампи лежал через совсем не туристическое местечко Дхармаварам. Несмотря на уверения местных водителей авторикш о том, что до вокзала добрых десять километров, путь до станции был пройден за пятнадцать минут. В Индии у водителей принято не только завышать цену, но и расстояния. Простая формула для таких случаев - дели все на четыре и получишь реальную цифру.

Где не обманут ни с ценами ни с расстоянием, так это в индийских поездах. Билет в слипер классе обошелся в 120 рупий (примерно 360 тенге). Поезд Хампи-экспресс высадил меня на станции Хоспет ранним утром.  Хоспет, как и многие индийские городишки, оказался весьма шумным и крикливым. Зная, что Хампи всего в двенадцати километрах, я поспешил на автобусную станцию, откуда благополучно добрался за 20 рупий (60 тенге).

Дорога в Хампи

Хампи состоит из двух районов, которые разделяет река с труднопроизносимым названием Тунгабхадра. По одну сторону располагаются основные постройки (вернее то, что о них осталось) древней Виджаянагарской империи, дорогие отели и сувенирные лавки. По другую сторону, на которую можно перебраться на моторной лодке за 10 рупий (30 тенге), более дешевые комнаты, действующий храм Ханумана и потрясающий ландшафты. Но обо всем по порядку.

Хампи славится в первую очередь руинами древнего города Виджаянагара - бывшей столицы Виджаянагарской империи. Некогда город славился на всю Индию своими сказочными базарами. Сегодня до нас дошли лишь руины, заросшие травой. Однако и их хватает, чтобы понять всю грандиозность и масштаб древней столицы. А один храм до сих пор считается действующим!

Башню храмового комплекса Вирупакша видно еще на вьезде в Хампи. Выполненная из камня, пятидесятиметровая башня служит входом в храмовый комплекс.

Надо отметить, что изображения на башне носят весьма эротический характер. Все автобусы, идущие из Хоспета, останавливаются в районе Хампи базара, откуда до храма можно добраться за пять минут. Для любителей бюджетных путешествий этот район не самый удачный вариант для снятия жилья. Прайс на самую простенькую комнату начинается от 600 рупий (1800 тенге), что по меркам Индии очень дорого. Для меня такой вариант не совсем подходил, поэтому было решено искать жилье по другую сторону реки.

Переправиться на другой берег не составляет особого труда - мотрные лодки бесперебойно курсируют с одного берега на другой до шести часов вечера. Если не успеть к переправе, то ближайший путь по земле составляет сорок километров, так что бюджетнее будет переночевать в каком-нибудь гесте.

После переправы череда отелей и лавок с сувенирами продолжается, но цены постепенно снижаются. В итоге мне удалось снять это милое бунгало за 150 рупий (450 тенге) в сутки. Правда из мебели там был только матрац на замле, но мне больше ничего и не нужно было, благо есть где оставить вещи и переночевать.

Первый день в Хампи я решил посвятить храму Ханумана, так как он располагается на том же берегу, где я снял жилье.

Пейзажи, начавшиеся по дороге к храму, больше походили на виды из ботанического сада. Сложно представить, что все эти огромные каменные глыбы разбросала природа.

Чувство, что все эти камни умело разложили в красивые композиции древние архитекторы великаны, не покидало меня всю поездку.

До горы, где расположен храм бога обезьян, я дошел размеренным шагом (попутно любуясь на природу вокруг) за пятьдесят минут. Вообще все достопримечательности я обошел за три дня. Любители быстрой езды могут арендовать велосипеды и скутеры, а совсем ленивые воспользоваться услугами тур.контор, коих в Хампи превеликое множество.

Подниматься в гору по лестнице одно удовольствие. Уже с первых минут начинают открываться потрясающие пейзажи.

На протяжении всего пути наверх мне встречались обезьяны, которые, как и положено хозяевам этого места, вели себя абсолютно равнодушно по отношению к туристам и их вещам.

По одной из легенд, именно здесь родился один из самых почитаемых в Индии богов - Хануман, получеловек-полуобезьяна. Интересуются храмом исключительно индусы паломники, все остальные пришли полюбоваться закатом.

Когда солнце начинает садиться за горы, взору открывается совершенно футуристическая картина.

Время останавливается и я оказываюсь на другой планете, дикой и прекрасной. Закрываю глаза и становлюсь частью всей этой первобытной природы. Чувствую, что рассыпаюсь и ветер разносит меня словно пыль далеко за горизонт. Открываю глаза - тот же ландшафт, те же чувства.

Именно здесь со мной случилось нечто прекрасное - я стал настоящим первобытным человеком, без всех наработанных в обществе масок. Удивительное чувство!

Но вернемся на планету Земля к земным делам. Изрядно проголодавшись, я отлично поужинал в локальном кафе. Цены на еду сильно разнятся - от супер дорогих куриных супов в центре до приемлемых индийских комплексов на окраине.

Второй день начался с того, что я заблудился. Совершенно дурацкая ситуация, потому что в окрестностях Хампи тяжело потеряться. Однако это произошло. Осматривая руины крепостной стены, которая тянется несколько километров вдоль обрыва, я решил свернуть с протоптанной тропинки и посмотреть, что таится за огромной грядой камней. Увлекшись перепрыгиванием с камня на камень я допрыгался и потерял всякие ориентиры. Вокруг только камни. В этот момент неприятно промелкнула картинка из фильма "127 часов". Если упасть в расселину между камнями, тебя точно долго не найдут. Однако, как это всегда бывает, любопытство взяло вверх и я решил продвигаться вперед.

Мои усилия были вознаграждены сполна, когда за очередной каменной грядой показалась долина. Спустившись, я оказался в тихой низине, полностью окруженной горами из камней.

Вдали виднелось небольшое озеро и руины какого-то храма.

Я всегда стараюсь отклоняться о туристического маршрута, чтобы почувствовать себя первооткрывателем. И хотя я прекрасно понимаю, что почти не осталось мест, где не побывал бы человек, это чувство становится очень личным. Как и это место, которому я дал название - Долина Великанов. И пусть, как выяснилось позже по тропинке и характерным шарикам, пастухи пригоняют сюда стадо овец, я останусь первооткрывателем для себя. Такое чувство не испытаешь с туристической группой, потому что это уже не твой личный опыт, там вообще ничего нет.

Пастушья тропинка вывела меня из Долины Великанов и яотправился на поиски наскальных рисунков, которые, как утверждал указатель, находились где-то поблизости. Найти их оказалось не совсем просто - кроме одинокого указателя на дороге, никаких табличек мне больше не попадалось. Выручили местные жители. Оказывается дорога, ведущая к ним, давно превратилась в рисовые плантации и только работающие на них индусы знают как пробраться к наскальной живописи.

Маленькая жительница Хампи

Денег за это они не попросили. По моему, им вообще по барабану на туристов. Они работают на плантациях с утра до вечера с целью прокормиться. Этим жители окрестностей разительно отличаются от торгашей из Хампи, чей святой долг - выудить как можно больше денег из туриста. Хотя, как частенько бывает, туристы сами виноваты, а к хорошей жизни быстро привыкаешь.

Третий день я полностью посвятил другой стороне, той самой, где действующий храм и дорогие отели. Осмотрев все достопримечательности в районе базара, я отправился в так называемый Королевский центр.

Манеж слонов

Отправившись на осмотр манежа для слонов я был неприятно удивлен. Вход внутрь оказался платным - 200 рупий (600 тенге). Войти не представлялось никакой возможности, у ворот стоял охранник, а такой суммы у меня с собой не было. Было обидно уходить, после такого пути под палящим солнцем. Решение сразу нашлось - обойти охрану и перелезть через колючую проволоку. Изрядно изорвав одежду я все таки проник на территорию. Как и следовало ожидать, самое раскрученное место в путеводителях Хампи, оказалось мало интересным. Но один снимок я все таки сделал. После этого случая я всегда узнаю про плату за вход и если цена разумная, исправно плачу или ухожу восвояси.

Четвертый и последний день в Хампи прошел под лозунгом "Отдых ногам!". Съехав из бунгало я отлично позавтракал у "Мамочки". Эту женщину так называют все посетители за радушный прием и вкусную еду.

Мой поезд отходил только вечером и я решил весь день провести на озере. В окрстностях Хампи есть несколько прекрасных озер с неплохой пляжной зоной. Главное -  не смотреть на таблички с изображениями крокодилов. Это шутки местных - пугать туристов тиграми, крокодилами и прочей опасной живностью. Вдоволь накупавшись я отправился обратно в Хоспет,где оставшееся время чудесно провел в парке, спя на лужайке.

Подведем итоги.

Парк развлечений (Хоспет) - 5 рупий

Билет на поезд - 120 рупий

Итого - 1007 рупий.

Для сравнения - однодневный тур Гоа-Хампи-Гоа стоит в среднем 200 долларов (10000 рупий)

Я никому не навязываю путешествовать именно таким образом, я просто показываю один из множества вариантов, который, надеюсь, в будущем вам пригодится.

Все фотографии сделаны мной на мобильный телефон.