Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
05:50, 01 февраля 2013

Тимур Ходжаев: Инфографика неизбежно будет развиваться в Казахстане. И наша задача – это время приблизить.

А вы знаете, что такое инфографика? Знаете? Отлично. Cледующий вопрос: вы знаете, что в Караганде существует успешно развивающееся агентство, создающее качественную инфографику? Если знаете-прекрасно. Если нет - позвольте представить вам Агентство визуальных коммуникаций "Инфографика" и его директора Тимура Ходжаева.

Сабина Хаби: Сейчас слово "инфографика" на слуху, но люди обычно затрудняютсядать ему чёткое определение. Так что давайте сначала разберёмся, что же такое инфографика?


Blog post image

Тимур Ходжаев: Термин "инфографика" имеет множество схожих определений. Мы попытались составить некоторое обобщенное понятие этого слова. И вот что получилось:

"Инфографика – это графический способ подачи информации, позволяющий сообщить максимум данных, используя минимальное пространство". Кроме того, слово "инфографика" имеет несколько синонимов: "информационный дизайн", "визуализация данных", "графика данных". Есть и другие.

Интересно, что такой корифей и апологет визуализации данных, как Эдвард Тафти, очень негативно относится к тому, что эту отрасль стали называть "инфографикой". Сам он именует ее "графика данных" или "визуальное повествование"

С.Х.: Расскажите о своей идее создать агентство подобной направленности, как всё  начиналось?

Т. Х.: Идея создать компанию, специализирующуюся на визуализации данных пришла ко мне 1,5 года назад. Так получилось, что в компании, где я работал в тот период, мне регулярно приходилось обрабатывать и визуализировать довольно большие объемы информации: аналитика, прогнозы, отчёты, презентации, и я стал испытывать интерес к способам и теории визуализации. Окончательно же идея о создании такого агентства сформировалась после того, как я увидел короткий инфографический ролик на одном из российских телеканалов. С тех пор, можно сказать, я начал активное изучение теории визуализации данных и подготовку к стартапу.

Здесь нужно отметить, что на тот момент обработка статистических данных и визуализация не являлись для меня чем-то совсем новым, т.к. ранее мне довелось визуализировать результаты научных аэрокосмических экспериментов в Российской Академии наук на протяжении 2 лет во время учёбы в магистратуре.

С.Х.: Как Ваше агентство превратилось в успешный коммерческий продукт?

Т. Х.: Прежде всего, хотел бы сказать, что пока наш продукт не достиг запланированного мной успеха. Мы ещё находимся на ранней стадии развития и настоящие успехи придут немного позже. Однако есть некоторые достижения. А залогом успеха должны стать следующие факторы:

  1. Правильное время вхождения на рынок.
  2. Правильный выбор каналов и методов коммуникаций с потенциальными клиентами.
  3. Высокое качество услуг.
  4. Крайне низкий уровень развития данной отрасли в Казахстане.

С.Х.: Что изначально нужно для того, чтобы заложить крепкую основу такой компании, как Ваша?

Т. Х.: Несомненно, нужны "мозги". Имеются ввиду люди, ясно представляющие себе возможности применения информационной графики. Нужны аналитики. Ведь инфографика начинается именно с анализа данных, а не с дизайна, как ошибочно думают многие. Нужны визуализаторы – люди, у которых хорошо развито визуальное мышление. Нужны "продажники" – те, кто хочет и умеет продавать.

В остальном же, необходимые и достаточные условия создания бизнеса у нас такие же, как и в любых других деловых проектах.

С.Х.: Какой у Вас штат сотрудников?

Т. Х.: У нас сейчас 4 постоянных сотрудника. Кроме того, мы привлекаем аутсорсинг по мере необходимости.

С.Х.: Почему инфографика вдруг стала так популярна?

Blog post image

Т. Х.: Начну с того, что инфографика становится популярной не «вдруг». У меня есть книга об инфографике, изданная в 1939 г. Но и она – далеко не первая.

Первые визуализации в виде узнаваемой нами инфографики были созданы еще в XIX веке. Самое интересное, что в З0-х годах прошлого века в СССР тоже зародилась своя школа инфографики.

Популяризация инфографики – естественный процесс интересной природы: развитие и конкуренция бизнес-структур, а также СМИ приводят к тому, что в поисках возможностей придания своим продуктам и услугам добавленной ценности компании приходят к осознанию необходимости информационной эстетики, которая к тому же в ряде случаев имеет высокий коэффициент возврата инвестиций. Интересно, что по расчётам одного специалиста в области инфографики, коэффициент ROI качественных презентаций может доходить до 85% – очень и очень неплохой показатель.

Таким образом, популярность инфографики будет расти и в нашей стране параллельно развитию масс-медиа и бизнес-аналитики.

С.Х.: Как, по-вашему, инфографика будет развиваться в ближайшие годы?

Т. Х.: Со ссылкой на предыдущий вопрос могу ответить следующим образом. Мое мнение, что у нас в стране инфографика достигнет нынешнего уровня своей популярности в России через 2-3 года. В основном это время понадобится для ознакомления людей и компаний с возможностями визуализации данных и пользой от её применения. Через 1,5-2 года более-менее активно станут появляться компании, предлагающие услуги производства профессиональной инфографики – наши потенциальные конкуренты.

С.Х.: Скажите, пожалуйста: какие методики самые действенные для привлечения клиентов в Вашей сфере? Какими Вы пользуетесь чаще всего?

Т. Х.: Отвечу коротко – самый действенный в нашей сфере способ привлечения клиента – это показать ему образец применения инфографики к его данным. Например, берёте из его презентации 2-3 слайда и демонстрируете, что можете с ними сделать. Или ещё проще: он вам даёт какой-нибудь простейший график из тех, что он создает ежедневно в Excel, а вы ему тут же показываете, как на самом деле должна выглядеть визуализация его данных.

С.Х.: Какие выгоды получает клиент при визуализации информации в виде инфографики?

Т. Х.: Основные выгоды, общие для любого рода инфографических работ, можно сформулировать так:

- увеличение привлекательности материала;

- улучшение восприятия информации пользователем/читателем;

- уменьшение времени восприятия информации.

С.Х.: Какие тенденции Вы видите в развитии инфографики?

Т. Х.: К счастью для нас, наблюдается тенденция проникновения инфографики в жизнь и сферы деятельности людей. Тенденции же внутри самой инфографики отследить достаточно сложно.

Способов визуализации как таковых – ограниченное количество. Единственное, что можно сейчас отметить – это развитие интерактивной инфографики, а также программных методов визуализации (с использованием языков программирования: в основном Java, Python).

С.Х.: Были ли у Вас сомнения в успехе проекта?

Т. Х.: Нет. Сомнений в успехе не было, ведь инфографика неизбежно будет развиваться в Казахстане. Соответственно, будет увеличиваться спрос на наши услуги. И наша задача – это время приблизить.

С.Х.:  Как Вы себя рекламируете?

Т. Х.: Мы создали базу данных потенциальных но , которая расширяется с каждым днём. По этой базе мы контактируем с компаниями напрямую, заводим диалог, ведём продажи. Можно сравнить этот метод с методом "cold calling". О нас люди могут узнать через наш веб-сайт, а также через социальные сети, блог-платформы и бизнес-справочники, в которых мы зарегистрированы. Помимо этого, у нас изначально был намечен круг стратегически важных для нас потенциальных клиентов, отработку которых предполагалось начать в первую очередь. Так мы и делаем сейчас.

К размещению рекламы своей компании мы относимся крайне серьезно, в связи с чем по настоящее время включительно разрабатываем план рекламной кампании. Ведь реклама заключается не только в рекламном макете, но и в десятках сопутствующих факторов.

С.Х.: Как профессионалам из разных отраслей создавать инфографику? С чего следует начать? Какие общие принципы надо знать?

Т. Х.: Не думаю, что создавать инфографику может любой специалист (даже высококвалифицированный) из любой отрасли. Как и в любом деле, отраслевики должны заниматься своим делом, а инфографисты – своим. Представьте, чтобы 1 человеку создать более-менее качественную презентацию среднего уровня стандартными компьютерными приложениями (без создания инфографических элементов и иллюстраций), требуется не менее 72 часов. Это – при наличии определённых навыков в создании презентаций.  Получается, что 9 рабочих дней человек должен заниматься только презентацией. Прибавьте к этому один день на репетицию выступления, в случае, если презентация – для публики.

Однако добротно визуализировать информацию, не отходя от своего рабочего места, научиться при желании можно. Нужно только руководствоваться тремя законами визуального восприятия. Приведу их упрощённую формулировку со ссылкой на Дэна Роума – передовика визуального мышления:

1. Нельзя нарушать ощущение верх/низ (ориентацию в пространстве).

2. Нужно правильно выделять объекты (представьте себе незнакомый объект на хорошо известной вам дорожке).

3. Нужно правильно показывать разницу между объектами (кого "съедим" мы, а кто "съест" нас). Фактически это – законы природы. Просто нужно их осознать, как, например, законы Ньютона.

С.Х.: Что порекомендуете из книг по инфографике?

Т. Х.: Если говорить именно о книгах, то однозначно – книги Э. Тафти. Их 4 (плюс большое количество статей). Любой уважающий себя визуализатор или инфографист просто обязан эти книги прочесть. На самом деле, если вы любознательны и вам нравится познавать что-то новое – прочитайте его книги и у вас в корне изменится взгляд на некоторые вещи.

Кроме того, я посоветовал бы книги Стивена Фью и Д. Роум. Есть ещё хорошие книги по теории создания презентаций, например, Нэнси Дуарте "Слайдология" (Slide:ology).

Если же говорить в целом об отраслевой литературе – её довольно много: и книги, и статьи (в том числе и бесплатные), много образовательной информации можно найти на веб-сайтах, посвящённых инфографике.

Кстати, довольно скоро наш веб-сайт заработает в полную силу, и отдельная его страничка будет посвящена истории инфографики. На ней мы будем публиковать переведённые на русский язык выдержки из книг и статей «гигантов» визуализации, а также различные интересные факты. И это ещё не всё: мы также готовим кое-что очень интересное и эксклюзивное для нашей страны, что, в случае успешной реализации, позволит повысить уровень "визуальной грамотности" наших соотечественников.

С.Х.: Расскажите кейсы про то, как вы проводили тренинги или работали с какой-то компанией: какие были поставлены задачи и каким путем вы их решили?

Т. Х.: Обобщая наш всё ещё небольшой опыт коммерческих визуализаций, могу ответить, что задачи всегда ставятся одни и те же: "Вот, у нас есть информация (презентация, рекламный макет, отчёт, аналитика и т.д.). Хотим сделать покрасивее и более читабельно", или "Нашему шефу не нравится, как мы ему показываем информацию. Что можно с этим сделать?", или "Ну что там у вас за презентации такие необычные? Покажите-ка. А, это интересно. Вот моя – попробуйте переделать".

Решаем поставленные задачи структурировано: сбор информации, интервью, уточнение задания, техническое задание, аналитика, интерпретация, визуализация, дизайн, передача результата клиенту.

Что касается тренингов, то могу сообщить, что 15 ноября я буду проводить  бесплатный вебинар на тему: "Визуализация данных в бизнес-аналитике",  куда приглашаю всех желающих.

С.Х.: Как выстраивать логику инфографики?

Т. Х.: Логика каждой отдельной инфографической работы диктуется типом и закономерностями представленных для визуализации данных.

У инфографики в общем есть, скорее, принципы, нежели логика. Один из основных принципов – нельзя считать читателей/пользователей твоей работы глупее самого себя. Мне кажется, что этот принцип можно применять и в других сферах деятельности.

С.Х.: Многие пытаются понять, что же является качественной инфографикой, а что – некачественной. Как разделить?

Blog post image

Т. Х.: Есть вполне чёткие критерии оценки инфографических работ. Сформулированы они всё тем же Э. Тафти:

1. "Коэффициент полезности чернил" (Data-ink ratio) – отношение количества чернил,  потребовавшихся непосредственно для отображения данных, к общему количеству чернил, затраченных для создания инфографической работы.

2. "Фактор лжи" (Lie factor) – отношение величины эффекта (информации любого рода), изображённого графически, к реальной величине эффекта.

В идеальном случае первый из приведённых коэффициентов должен приближаться к единице, а второй – должен быть не больше 1,05 и не меньше 0,95. Конечно, среднестатистический читатель не имеет и никогда не будет иметь представление об этих критериях и поэтому рассматривает инфографические работы субъективно, подсознательно оценивая информативность, эстетичность и красоту работы. Соответственно, хорошая инфографика должна удовлетворять и критическому глазу экспертов, и мнению читателя/пользователя. Это – как профессиональная фонограмма:

звучит одинаково хорошо и в домашнем проигрывателе, и по радио, и в мониторах в студии звукозаписи. К этому можно добавить, что нельзя заниматься украшательством данных, что характерно для работ, когда визуализацией занимается обычный графический дизайнер без участия аналитика и визуализатора ("нужно декорировать строение, а не строить декорации"). Очень аккуратно нужно подходить к выбору цветовой гаммы, учитывать восприятие человеком того или иного цвета. Визуализируя, нужно использовать зрительные аллегории и метафоры. Особенно это относится к событийной инфографике и видеоинфографике. Данные должны рассказывать историю, а не просто констатировать факт. Можно отметить ещё много чего.

С.Х.: Расскажите о Вашем самом любимом проекте. Какая созданная Вами инфографика самая любимая?

Т. Х.: Пока из всех наших работ мне больше всего нравится работа, посвящённая участию Казахстана в летних Олимпиадах с 1996 по 2012 гг. Там плотность данных очень высокая. Отраслевые коэффициенты близки к идеальным значениям. Использована метафора. Чтобы показать всю ту же информацию текстом, таблицами и стандартными графиками, понадобится до 20 машинописных страниц.

Спасибо за интересную беседу, Тимур!

CabMarket

1
1609
2