Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
8
12:57, 29 января 2013

Проблемы высшего образования в Казахстане

На сегодняшний день в Казахстане во многих отраслях экономики остро стоит проблема с наличием высококвалифицированных специалистов. Парадоксальным является тот факт, что причиной нехватки квалифицированных специалистов не является недостаточность людских ресурсов или  учебных заведений, занимающихся подготовкой данных специалистов, напротив, в стране наблюдается высокий процент безработицы и избыточность учебных заведений. Процентный показатель количества учебных заведений к общему числу населения страны является одним из самых высоких в мире, и в разы превышает аналогичный показатель в европейских странах. А основной причиной нехватки квалифицированных специалистов является низкий средний уровень подготовленности выпускников в учебных заведениях страны.

 

Причины, повлиявшие на возникновение проблемы.

Причины такого низкого уровня образования в РК много, но одним из основных факторов повлиявшим на сферу образования были просчеты, допущенные на заре становления образовательной системы в независимом  Казахстане. В период существования СССР высшее образование можно было получить только в государственных ВУЗах, где набор студентов производился только по госзаказу, и из всех желающих получить высшее образование лишь малая часть имела возможность обучаться в ВУЗах.  С получением независимости и введением рыночной экономики коммерция стала входить во все сферы жизни общества, в том числе и в сферу образования; у населения появилась возможность получить высшее образование на платной основе, при этом, не проходя сложных экзаменов. Накопленный неудовлетворенный спрос наряду с текущим высоким спросом на получение высшего образования выразился в большом числе людей, готовых платить за получение образования. Данный ярко выраженный спрос подстегнул рынок образования к порождению предложения в виде быстрого открытия множества частных ВУЗов с широкой филиальной сетью. Совершенно логично, что открытие ВУЗов на скорую руку негативно повлияло на качество образования в данных ВУЗах. Вместе с тем обеспечение профессорско-педагогического состава в новых ВУЗах производилось за счет  привлечения преподавателей  с уже существовавших государственных ВУЗов, тем самым, ухудшая положение дел и в государственных ВУЗах. В итоге на основе реалии того времени сформировался неудовлетворительный средний уровень образования.

 

«Родительский долг»…

 

С годами спрос на высшее образование не снижался, напротив, среди населения сложился твердый стереотип, согласно которому обеспечение детей высшим образованием считалось одним из главных родительских обязательств. Все это стимулировало открытие все новых ВУЗов и расширению уже имеющихся. Но со временем рост числа обучающихся студентов прекратилось. Произошло это за счет того, что студенты, поступившие в университеты, в пике высокого спроса начали завершать свою учебу. Следовательно, число обучающихся студентов приобрело определенную константность за счет того, что число поступающих на учебу было примерно одинаково к числу завершающих учебу. Но, несмотря на то, что определились границы спроса, рынок предложения по инерции продолжил расширение, что неизбежно привело к росту конкуренции среди университетов. В данной ситуации большинство частных ВУЗов в сравнении с государственными ВУЗами оказалось в проигрышном положении, так как имели более слабую техническую оснащенность и профессорско-педагогический состав. Единственным  выходом в данной конкурентной борьбе было снижение оплаты за обучение, за счет этого они и смогли занять свою определенную нишу. Снижение платы за образование сопряженное со снижением числа студентов ограничивало возможности ВУЗа к капитальным вложениям, требовавшимся для улучшения качества образования, и многие ВУЗы ограничивались лишь покрытием текущих расходов, не вкладывая в качественное развитие ВУЗа. В дополнение к этому каждому из ВУЗов пришлось столкнуться с четко выраженным конфликтом интересов с одной стороны, согласно правилам студент с плохой успеваемостью  должен быть отчислен, но с другой стороны отчисление студента означает потерю дохода равной оплате за обучение данного студента. В данной ситуации, нередко учебные заведения  первостепенной задачей ставили получение прибыли и, как вследствии снижали свои требования к знаниям студентов. Также в стремлении привлечь все новых студентов, ВУЗы до минимума снижали свои требования к поступающим. В итоге сложилась ситуация когда де факто единственным ограничением для поступления в ВУЗ явилась оплата за обучение. В конечном результате все это привело к увеличению числа выпускаемых молодых дипломированных специалистов с низкой профессиональной подготовкой.

Порочный круг образования…

Отдельного внимания требует проблема низкого статуса высшего образования. Все эти годы среди выпускников школ сохранялся большой процент поступающих в ВУЗы, это привело к увеличению общего числа людей с высшим образованием, тем самым высшее образование лишилось своей элитарности и стало неотъемлемым общим признаком  для большинства соискателей работы.  В ситуации, когда наличие диплома с одной стороны стало общим признаком для большинства соискателей, и с другой стороны не гарантирует наличие необходимых знаний. Ценность диплома  снизилась, а работодателям пришлось искать дополнительные критерии отбора новых сотрудников по прошествии времени эволюционным путем, доминирующим критерием стало наличие у соискателя опыта работы, так как опыт работы давал определенные гарантии на наличие необходимых знаний и навыков. В дальнейшем соискатели, имеющие дипломы ВУЗов, но не имеющие опыта работы и не нашедшие работу по своей специальности стали вынужденно переходить на нишу, которую до этого традиционно занимали выпускники СУЗов, тем самым еще больше снижая статус высшего образования. В последствии, стало привычным, что работодатели привлекая соискателей на должности низшего и среднего звена необоснованно указывают обязательным условием наличие высшего образования. В результате складывается порочный круг, с одной стороны за счет снижения статуса высшего образования даже на вакансии низшего и среднего звена обязательно требуется высшее образование. Это означает, что если у соискателя не будет высшего образования, его шансы на трудоустройство даже на среднее и низшее звено резко снижаются. Вполне логично, что этот факт подталкивает соискателя к получению любой ценой высшего образования. С другой стороны тот факт, что все будущие соискатели повально получают высшее образование, способствует еще большему снижению статуса высшего образования и вот так вот и замыкается порочный круг образования.   Необходимо учесть, что негатив, присутствовавший в ВУЗах существовал и в СУЗах. При этом в отдельных случаях положение могло принять еще более худшую форму. Но самое главное на фоне общего недоверия работодателей дипломам ВУЗов, которые является локомотивом всей системы образования, дипломы СУЗов оказались в еще более проигрышном положении.

 

Легко в учении тяжело в бою…

Необходимо отдельно сказать и о проблеме того, что используемая учебная программа не в полной мере дает знания и навыки  необходимые в реальной практической деятельности будущего работника. Отчасти это складывается за счет низкой мобильности учебных заведений, которые не успевают внедрять в свою учебную программу все новшества, требуемые в работе современного сотрудника.

Все вышесказанное не может не сказаться на низкой мотивации студента к активному и качественному усвоению учебной программы. Говоря более конкретно, то можно отметить, что в процессе учебы, у среднего студента отсутствует «кнут» в виде жестких требований к знаниям, вместе с тем отсутствует и «пряник», так как хорошее усвоение учебной программы не дает больших преимуществ при дальнейшем трудоустройстве. Это связано сразу с несколькими причинами: во-первых, существует не совсем тесная увязка учебной программы и реальных знаний и навыков, требуемых на потенциальной работе; во-вторых, низким статусом высшего образования, которое не может существенно повлиять на выбор работодателя. Все это сказывается на отношении студента к обучению как некой формальности, не требующей от него реальных усилий.

В конечном  результате, мы имеем следующее положение дел на сегодня - в стране много дипломированных специалистов, но мало в действительности квалифицированных специалистов. Ярким примером может послужить ситуация с бухгалтерами, на рынке труда существует дефицит квалифицированных бухгалтеров, но вместе с тем существует огромное количество соискателей с дипломами бухгалтеров. В реальности для работодателя более ценен человек который прошел месячные курсы 1 С бухгалтерии и пол года проработал помощником бухгалтера нежели новоиспеченный выпускник ВУЗа который 4 года учился по специальности бухучет и аудит.

Образно говоря, в университетах 4 года учат воевать на мечах и луках, в то время как в реальном мире требуются навыки ведения боя с автоматом и гранатами.

 

Почему проблема не решается…

 

Необходимо заметить, что министерство образования периодически проводит работу с целью исправления сложившейся ситуации. В частности снижалось число ВУЗов и их филиалов, ужесточались требования при прохождении ВУЗами и СУЗами плановой аккредитации, а также целый ряд реформ коснулись самого процесса обучения, взаимоотношении преподавателей со студентами, форм проверок знании студентов, требований к преподавателям и т.п.. Но несмотря на все это Казахстан так и не получил конечного результата в виде хорошо подготовленных кадров, которые бы удовлетворяли внутренние потребности рынка труда, как с позиции количества, так и качества.

И главной причиной такого негативного результата является – конфликт интересов. Все это время данную проблему пытались решать только локальной работой в сфере образования, а это значит,  что одни и те же лица оказались ответственными за качественное усвоение учебной программы и в тоже время и за контроль за качеством. Вполне  логично что никто не хочет заниматься самобичеванием… И это проявляется начиная с самых низов, когда в вузах проводиться комплексная проверка каждый преподаватель пытается помочь своей группе успешно пройти экзамен (так как в случае не прохождения группой данного экзамена начальство вуза «спросит» с данного преподавателя) и возможны случаи когда преподаватель заранее ознакомляет студентов с будущим тестом или дает им возможность использовать шпаргалки и т. п.) В свою очередь руководство вуза не препятствует преподавателям в оказании помощи студентам, так как оно заинтересованы в том, чтобы вуз в целом успешно прошел экзамен (всем очень важно, какое место возьмет его вуз в последующем рейтинге мин. образования в соответствии с результатами тестов). В свою очередь мин образование, которое отвечает за работу всех вузов в целом, не хочет признавать свою работу неудовлетворительной и придерживается позиции «в Багдаде все спокойно»…

Отдельного внимания требует конфликт интересов, возникающий в финансовом вопросе, как уже говорилось выше, вузы часто не хотят лишаться денег, которые студент оплачивает за обучение и всеми правдами и неправдами избегают отчисления студента даже, несмотря на плохую успеваемость.

 

Ключ к решению

 

В первую очередь необходимо посмотреть на проблему более масштабно и не ограничиваться только лишь проблемами учебных заведений, а искать комплексное решение. Данная проблема связана с интересами разных участников рынка труда. В первую очередь нужно определить, чьи интересы являются первостепенными, а чьи интересы являются второстепенными. Для этого необходимо провести четкую градацию интересов участников рынка труда.

Первостепенными интересами должны стать интересы государства, а последующее место отводиться интересам работодателя. Далее, необходимо указать интересы соискателей и только в последнюю очередь нужно рассматривать интересы учебных заведений.

1. Интересы государства

2. Интересы работодателей

3. Интересы соискателей

4. Интересы учебных заведений

 

На сегодняшний день все эти интересы не имеют тесной взаимосвязи между собой. К примеру, учебные заведения в своей работе не в полной мере считаются с интересами работодателей и больше ориентированы на спрос населения и привлечение студентов. Вследствие чего наблюдаются перегибы в обучении определенных специальностей (эконом, юристы). Учитывая, что среди определенной части населения имеется спрос на формальное прохождение обучения с последующим получением диплома, часть учебных заведений идут на поводу данного спроса и предоставляют возможность к прохождению обучения без особых усилий. По завершению предоставляют официальный диплом и тем самым, удовлетворяя интересы только соискателей и учебных заведений, без учета интересов государства и работодателей.

Следует учесть, что в данном аспекте интересны государства и работодателей совпадают и им нужно, чтобы выпускники  не имели формальных дипломов, а имели реальные прикладные знания.  В этой связи на рынке труда требуется игрок, который будет являться связующим звеном между интересами всех участников рынка труда и в первую очередь будет представлять интересы работодателей.

Вариантов работы данного игрока очень много, все зависит от полноты полномочии которые будут в его распоряжении. Одним из направлении его работы могло бы быть проведение независимой и объективной проверки знаний соискателей, с последующей выдачей сертификатов подтверждающих их реальный уровень знаний. Благодаря этому, в мотивации студента появиться «пряник» так как он будет знать, что при наличии хороших знаний он сможет документально доказать работодателю что он является перспективным соискателем.

Данная проверка ни в коем случае не должна быть обязательной, а должна проводиться только на добровольных началах, так как обязательная форма неизбежно приведет к негативным результатам. Главной задачей данной проверки должно быть предоставление соискателю с реальными хорошими знаниями возможности документального доказательства наличия хороших знаний (необходимо заметить что мин образование вводит в вузах систему сертификации но учитывая она будет, проходит в обязательном порядке и проводится через вузы  в конечном результате де факто станет простым очередным гос экзаменом).

На сегодняшний день работодатели уже уставшие от формальных дипломов  начали внедрять практику проведения экзаменов у потенциальных соискателей, в этой связи они расширяют свой HR штат  и выстраивают мини университеты при HRотделах которые не только проводят отбор соискателей, но и переучивают уже набранных сотрудников в соответствии со знаниями, которые им реально  требуются. Но такую практику могут себе позволить только крупные компании, а более мелкие компании должны мирится со сложившемся положением дел.

Показательным является пример с тестовыми центрами TOEFL, данные центры проводят тестирование по всему миру на предмет определения уровня знаний английского языка. При этом данный центр гарантирует и обеспечивает полною объективность проверки знании тестируемых. И если какой то иностранный вуз или работодатель хочет быть уверен, что вы знаете английский язык, он просит вас пройти тест в данном центре и в случае  если Вы успешно прошли, тест, работодатель будет уверен, что вы реально знаете английский язык и не важно где вы заканчивали вуз в Казахстане, Германии или в Монголии.

В прочем это только один из примеров работы данного игрока главное чтобы данный игрок был совершенно независим от всех участников рынка, в случае, какой-либо зависимости возможно возникновение конфликта интересов.

8