Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
07:37, 27 января 2013

Равен — не равен

Как известно, принцип равенства полов в Казахстане прописан в пяти нормативно-правовых документах, включая основной закон страны.

Принципы гендерного равенства, провозглашенные в Конституции Казахстана, на практике реализуются слабо. Такой вывод был сделан по результатам проекта «Мониторинг Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг.».

Этот проект финансировался Европейским союзом, а реализовывался тремя организациями: Казахстанским Международным бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), Центром исследования правовой политики (LPRC) и Международным центром журналистики MediaNet. Общий бюджет двухгодичного проекта составил 300.000 евро, из них Евросоюз вложил 240.000 евро. В рамках проекта было подготовлено 26 экспертных заключений, проведено 13 круглых столов, состоялись две расширенные экспертные встречи с участием государственных органов, представителей НПО, международного сообщества, а также два сайд-ивента в Варшаве, на традиционной конференции по человеческому измерению БДИПЧ/ОБСЕ.

Как показывают статистические данные, на казахстанском рынке труда все еще сохраняется серьезный разрыв между женщинами и мужчинами. Уровень безработицы среди женщин равен 5,8%, тогда как у мужчин – 4,9%. Соотношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составило 66%. Вклад женщин в формирование ВВП страны за исследуемый период составил 38,5%, а мужчин – 65,1%. Связано это с тем, что большая часть ВВП складывается за счет добывающих отраслей, где заняты, преимущественно, мужчины.

Стратегия гендерного Равенства Республики Казахстан на 2006-2016 гг. предполагает, что женщинам будут предоставлены гарантии равного продвижения по службе и условия для сочетания карьеры с домашними обязанностями и воспитанием детей. Однако, по данным исследования центра Гражданских инициатив, именно выполнение семейных и родительских обязанностей является основной причиной, мешающей женщине делать карьеру. 42% респондентов, опрошенных центром, считают, что основная причина, которая мешает женщине делать карьеру, выполнение семейных обязанностей. 26% считает, что делать карьеру мешает недоверие мужчины-руководителя к женщине, как профессионалу, 14 % в качестве причины назвали мужской шовинизм.

Несмотря на то, что действующее трудовое законодательство запрещает увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения на практике такие случаи наблюдаются повсеместно. Работодатель в таких случаях создает невыносимые условия, вынуждая женщину уволиться.

Страдают казахстанские женщины и от бытового и сексуального насилия. Более того, казахстанское законодательство не запрещает сексуальное домогательство. Такого понятия в наших законах просто не существует. Ответственность за него не предусмотрена и новыми Законами о бытовом насилии и равноправии.

Согласно данным Союза кризисных центров Казахстана, на начало проекта, в 2009 году, в Союз поступило около 30 тысяч заявлений от женщин, пострадавших от бытового насилия. Однако, согласно официальным данным в том же 2009 году, было совершено 11 тысяч преступлений бытового насилия.

«Как правило, расследуется около 10% от общего числа таких дел. Полицейские вмешиваются в семейные конфликты только в случаях, когда насилие, по их мнению, угрожает жизни. Женщины часто забирают свои заявления из-за своей экономической незащищенности. В тех случаях, когда жертвы все же настаивали на возбуждении уголовного дела по факту насилия в семье или супружеского изнасилования, полиция иногда пыталась убедить их не делать этого. В тех случаях, когда дела доходили до суда, виновные приговаривались к заключению в трудовой колонии с наиболее мягким режимом или к общественным работам сроком от 120 до 180 часов», - отмечается в итоговом отчете Мониторинга.

Отметим, согласно казахстанскому законодательству максимальный срок лишения свободы за избиение при отягчающих обстоятельствах составляет 10 лет.

Авторы Мониторинга также отмечают, что правительство Казахстана не в полной мере соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми. Главные причины – межведомственное разногласие, отсутствие четкой координации деятельности госструктур, правоохранительных органов и НПО, а также отсутствие стандартов услуг по оказанию помощи жертвам торговли людьми.

«Денежные средства на оказание этих услуг выделяются исключительно в рамках госзаказа. Это зачастую приводит к абсурдным последствиям: так, номер телефонной горячей линии в МЮ РК для пострадавших от торговли людьми меняется каждый год в зависимости от победителя тендера по госзакупкам», - говорится в отчете.

Отметим, что на горячую линию № 11616, которую курирует ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана», поступило 406 звонков по вопросам противодействия торговли людьми. Благодаря звонкам, поступившем на горячую линию в январе и апреле 2011 года, было освобождено 19 девушек, которых насильно удерживали и заставляли заниматься проституцией. По данным фактам возбуждено четыре уголовных дела. Всего же в 2009 году полиция расследовала 49 дел по торговле людьми.

«Хотя число уголовных дел и обвинительных приговоров касательно торговли людьми в последнее время увеличилось, по большинству фактов так и не было проведено судебных процессов или расследований. Существует много причин, способствующих развитию такой ситуации. Среди наиболее существенных, отсутствие систематической работы по выявлению случаев торговли людьми, а также нежелание жертв обращаться к правоохранительным органам», - убеждены участники проекта.

Отдельная часть Мониторинга посвящена проблеме ранних и принудительных браков в республике. Ежегодно в Казахстане заключаются около 3 тыс. браков с несовершеннолетними. Ни Уголовный кодекс РК, ни Кодекс об административных правонарушениях не предусматривают ответственности за факт принуждения к вступлению в брак, что отражает позицию «невмешательства» государства к этой ситуации. Вместе с тем законом предусмотрена ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-ти летнего возраста (ст.122 УК РК), а также за понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера (ст.123 УК РК).

Как известно, принцип равенства полов в Казахстане прописан в пяти нормативно-правовых документах, включая основной закон страны.

Согласно Стратегии гендерного равенства, принятой в 2005 году, представительство женщин во власти на уровне принятия решений должна составлять 30%.  По состоянию на 1 июля 2012 года, численность женщин - государственных служащих составила свыше 50 тыс., или около 57% от фактической численности, среди политических государственных служащих – около 10%. Таким образом, представленность женщин на уровнях принятия решений остается достаточно низкой, даже несмотря на то, что Международная организация Social Watch опубликовала «Индекс гендерного равноправия 2012», в котором Казахстан занял 31-е место в мире по уровню гендерного равенства, опередив практически все страны СНГ. По данным сайта parlam.kz, в Парламенте пятого созыва представленность женщин составляет 18,3%.

Выводы, сделанные авторами и участниками проекта «Мониторинг Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг.», позволяет говорить о том, что казахстанское антидискриминационное законодательство довольно слабо разработано, и правоприменительная практика в области прав женщин в Казахстане нуждается в дальнейшем улучшении.

1