Важное в совещании под председательством Главы государства

2807
14
0
5

Новости по итогам Совещания по итогам 2012 года под председательством Президента РК

По итогам Совещания, посвященного итогам 2012 года и задачам реализации Стратегии Казахстан-2050, на казахстанцев обрушился ряд сенсационных новостей. Я пропущу слова Президента из серии "ай-яй-яй, как все запущено", потому что даже те кого "ругали" - как то не испугано стояли перед Главой государства (а некоторые отвечали, ехидно улыбаясь). Никаких наказаний не последовало за провал государственных программ, за провал реформ, за неэффективное использования государственных средств. С другой стороны, нагоняй от Лидера Наций "погрел" души казахстанцев, но я не вижу логического продолжения (провалил программу - сел в тюрьму или хотя бы лишен занимать столь высокие должности).

Новость №1. Единый пенсионный фонд

Наконец, обозначилось направление развития пенсионной системы Республики Казахстан:

"Надо создать единый пенсионный фонд, передав ему счета всех частных накопительных пенсионных фондов", - сказал Назарбаев на совещании по итогам 2012 года и задачам по реализации "Стратегии-2050", которое проходит в Астане в среду[1].

Официальная причина такого шага - это неэффективное использование финансов, собранных в пенсионных и страховых фондах. Причина надуманная, так как "неполнота" использования средств вызвана жесткими требованиями Национального банка Республики Казахстан. Проще говоря, ценные бумаги должны соответствовать ряду требований НБ РК, чтобы НПФ мог купить их. А таких ценных бумаг не так уж и много. Поэтому около 50% инвестиционного портфеля НПФ - это государственные ценные бумаги.

Реальная причина: казахстанская накопительная пенсионная система уже отработала свою миссию - доступ коммерческих структур к длинному и дешевому тенге. Настал момент прогнозируемого банкротства всей системы. Было два выхода - либо отсрочить банкротство путем увеличения пенсионного возраста, либо вернутся к солидарной пенсионной системе. Увеличение пенсионного возраста - поднимет недовольство среди населения (уровень социального недовольства был оценен недавним информационным вбросом о возможном повышении пенсионного возраста для женщин). А возврат к солидарной пенсионной системе, в целом, должен пройти гладко. Население не умеет считать убытки, которые государственный бюджет понесет в процессе объединения (выкупа) НПФ.

Новость № 2. На строительство новых социальных объектов (школы, детские сады, больницы) финансов больше выделяться не будет.

«Если кризис нас зажмет, мы будем вынуждены заморозить новые объекты и создавать недостройки. Поэтому давайте договоримся, что в социальной сфере пока мы не уничтожим трехсменку, аварийные объекты, новое строительство прекратить. Достроить все, что начато. На все деньги, которые выделены сейчас на то, что не начато, давайте приведем в порядок аварийные школы, ликвидируем трехсменку. Также и по здравоохранению»[1].

Официальная причина: возможный кризис, появление недостроек.

Реальная причина: объем коррупции. При реализации программы "100 школ 100 больниц" Финансовой полицией было возбуждено рекордное количество уголовных дел. Я думаю, разрабатывается, какая то схема государственного управления в данном направлении, которая сможет реально изменить ситуацию. Возможно, надежды возлагаются на реформу государственной службы. Несмотря на колоссальные расходы по строительству школ, детских садов в школах города по 8-11 классов первоклассников. Детских садов как не хватало, так и не хватает. Нельзя ликвидировать трехсменку капитальным ремонтом школ - только строительством новых. Здесь я согласен с решением Главы государства - смысла нет тратить огромные средства, если понесенные до этого расходы не принесли ощутимых результатов.

Новость № 3. Строительство АЭС в Казахстане.

"Владимир Сергеевич, давай от рассуждений к делу перейдем наконец. Мы спорим, где его строить, в центре или в Актау. Мне говорят, что нам лучше строить атомную станцию, чем жечь газ. Жечь газ - это ассигнования, стоит 350 долларов и так далее. Даже не для этого. Мы должны иметь атомную электростанцию в Казахстане по разным причинам. Не будем сейчас рассуждать об этом, мы можем сейчас сделать, давай приступим. Определите место и начнем разговаривать с теми, с кем мы будем иметь дело"[1].

Официальная причина: "Мы должны иметь атомную электростанцию в Казахстане по разным причинам".

Реальная причина: на мой взгляд, здесь идет попытка снизить зависимость экономики страны от мировых цен на нефть. В отличии от той же России, (которая в последние годы увеличивает прирост ВВП за счет перерабатывающей промышленности) Казахстан не может добиться этого. В данном вопросе важно действительно определиться с "безопасным"местом и подрядчиками.

Новость № 4. Децентрализация власти в Казахстане.

"Не можем мы отсюда за всеми проблемами, которые есть там, управлять. А чтобы они управляли, у них должны быть полномочия, деньги для этого. Зачем устраивать толкотню чиновников на местах, дублировать, путать, усложнять жизнь конечных потребителей - наших граждан"[1].

Здесь результата не будет. Замкнутый круг. Никто не захочет делится властью, соответственно, и финансами. Президенту надо будет самому написать законопроект и провести его. Ведь Правительство само не напишет законопроект, который сократит сферу их влияния. А если и напишет, то децентрализация будет "видимая", а не реальная. По аналогии с принципом разделения властей, утвержденным в Конституции РК. То есть у нас в государстве де-юре три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), а де факто одна ветвь власти - исполнительная. Исполнительная ветвь власти имеет огромное влияние и на судебную и на законодательную ветви власти.

Новость № 5. Отберут нефтяные месторождения, земли у неэффективных собственников.

Здесь не рассматривается вопрос каким образом нефтяные месторождения и земли были получены в частную собственность. И почему их отбирают и выкупают на средства государственного бюджета. То есть да скорее всего отберут. Но у всех ли неэффективных собственников отберут? Конечно, нет. Отберут у тех, кто не угоден или у тех кто не отметился у "отбираталей".

 

Выводы. У меня сложилось мнение, что власти все таки читают комментарии в социальных сетях. Мне кажется, некоторые государственные реформы и программы взяли начало с постов-статей блогеров. Идеи классные - а реализация нулевая.

Почему народ Казахстана должен верить, что в этот раз все будет иначе? Почему государственные программы, как по волшебству, должны стать эффективными, а использование бюджетных средств целевым и полноценным?

Думаю, власти делают ставку на реформу государственной службы. И это правильно. Но если не ослабить влияние элитных группировок (той же децентрализацией), то уверен, что даже реформа не поможет. Другой выход - в элитных корпусах должны служить реальные фанатики-патриоты. Пока работа в этом направлении не ведется. То есть основная ошибка реформаторов - это то, что они собираются комплектовать элитные корпуса из тех кто уже работает, а не растить своих функционеров.

Источники:

1. Совещание, посвященного итогам 2012 года и задачам реализации Стратегии Казахстан-2050 (23.01.2013) под председательством Н. А. Назарбаева - Президента РК, Лидера Нации

 

Оцените пост

5

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему