Творческий беспорядок в творческом университете или будущее отечественной режиссуры

Татьяна Усачева 2013 M01 24
2278
2
1
0

Перепечатка с блога Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой AlisaCh, такой кейс решила сохранить у себя в бложике. "Я знаю, что есть люди, которые очень ждали, когда же раздражение наше накопится в...

Перепечатка с блога Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой AlisaCh, такой кейс решила сохранить у себя в бложике.

"Я знаю, что есть люди, которые очень ждали, когда же раздражение наше накопится в достаточной мере и выплеснется через край. Этот момент настал. Итак, Академия искусств имени Жургенова. Альма-матер всех творческих людей Казахстана: режиссеров, операторов, сценаристов, хореографов и так далее. До открытия университета в Астане это был единственный университет, который выпускал бакалавров творческих профессий. Как там дело обстоит в Астане, я в не в курсе. Но полгода обучения в Жургеневке (так ее называют студенты между собой) мне хватило с лихвой.

1. Когда мы поступали на Высшие режиссерские курсы, нам была дана информация о том, что грантов девять. И группу будут набирать сами мастера, и специальность наша звучит как "режиссер кино и ТВ" (ну, потому что тупо нет в реестре специальностей разделения на эти две совершенно различные ветки), и все будет зашибись. Странности начались на экзамене. Именно там наши мастера Андрей Андреевич Эшпай и Владимир Алексеевич Фенченко узнали, что грантов у них три. Остальных - вот вы отобрали девять человек, так мы их уговорим учиться платно, не ваши это проблемы. Мастера расстроились, но после оглашения результатов на личной встрече подбадривали нас, возмущались этим фактом, понимания, что они ничего сделать не смогут. Ну максимум - отказаться от преподавания, так ведь руководство других режиссеров найдет, более сговорчивых. Как сказала мне проректор по учебной части "мы платим им деньги и они будут работать, а не будут - других найдем".
2. Где-то через месяц обучения внезапно нарисовались те самые режиссеры ТВ, потому что Эшпай твердо сказал: я буду учить только режиссуре кино, в режиссуре ТВ свои сложности, тонкости, им должен обучать профессионал. Режиссеров ТВ насчиталось аж десять (то ли девять, то ли десять) человек, и из них шесть грантников. В нашей группе как раз шесть грантов и недодали. Ну ладно, подумали терпеливые мы, ну фиг с ним. Значит, так надо... Приехал Андрей Андреевич и... из всей группы ТВ только один парень ходил с нами на занятия. На вопрос твшникам, почему они не ходят, они же типа наша группа, и вот мастер из Москвы, они сказали (дословно): "Нас набрал Азимов, а он сказал, что ходить необязательно к киношным мастерам, мы же твшники". При этом на экзамене по технологии режиссуры Сергей Азимов, успевший провести за полгода аж три пары, одна из которых - экзамен, сказал (записано на диктофон) - "я вас не набирал, я не знаю, кто вас набирал". Как выяснилось позже, набирал из какой-то сотрудник академии в отдельной комнате. Видимо, какай-то был волшебный особенный процесс набора, я не знаю. Впрочем, помимо московского мастера некоторые грантники с группы ТВ забили и на остальные предметы. И при этом удивительным образом оказались переведены на следующий семестр.
3. За полгода обучения у твшников не было НИ ОДНОГО ПРЕДМЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Ребята, это не бакалавриат! Это высшие режиссерские! Это повышение квалификации! И они длятся всего два года. За это время надо успеть стать если не профи, то как минимум хорошим начинающим. Чтобы снимать качественные сериалы и программы типа "Голос", которые идут на Первом канале, надо учиться! Фиг с ней, со специальностью "Режиссер кино", там меньше технологий и больше процесса самопознания, самообучения, самостоятельной работы. Но режиссура ТВ - это комплекс технологий, я думаю, Арман Карабаев не даст соврать.
4. Среди режиссеров ТВ и, как ни странно, именно платников, нашлись ребята, которые горят желанием учиться и работать. Которые не колотят понты, а реально хотят стать хорошими специалистами в области ТВ. Но на их попытки учиться Андрей Эшпай справедливо замечает: мы набрали свою мастерскую, у нас своя программа, Сергей Азимов тоже что-то такое примерно говорит. Короче, никому твшники оказались не нужны.
Какой вывод? Я уж не буду перечислять отношение учебной части к студентам, это такая болезнь постсоветского пространства - хамство.
У нас есть там офигенные мастера: Ольга Владимировна Батурина, Маргарита Владимировна Соловьева. Прекрасно подается предмет "История мирового кино". И мы им очень благодарны за те знания, которые они нам дали. Я думаю, и они как взрослые люди, ощущают тот бардак, который творится в академии.
Я думаю, что группу режиссеров ТВ набрали каким-то левым путем. И, фиг бы с ним, левым, так ведь и знания им тоже, бедным, не дают. На месте платников я устроила бы судебный процесс за невыполнение договора, ведь они платят деньги и обязаны требовать качество обучения.
А зачем же я тут пишу это все? А затем, что не будет у вас, дорогие товарищи зрители ТВ, никаких нормальных шоу и телевизионных фильмов в будущем. Некому их будет снимать. Будут только поводы дальше ворчать "Вон они в России (Америке, Европе) умеют же снимать, а наши... тьфу! Позор".
P.S. Готова ответить за каждое слово перед ректором, только он как всегда не принял сегодня нас. Пролетел мимо со свитой, и слова не дал сказать. А вчера, в приемный день у него была встреча с депутатом и фуршет. И попасть обычным смертным студентам к нему, наверно, нереально. Не, может и реально, только я по шесть часов под дверью приемной сидеть не собираюсь. Есть нормальная система записи на прием, которая в Академии отсутствует как явление. Видимо, слишком творческий человек - ректор. И в Академии оттого - творческий беспорядок."
Под катом - скрин с коментами:

Оцените пост

0

Комментарии

0
Уважаемая Гульнара Ойратовна!
Знаю Вас как одного из лучших киноведов нашей страны. Отношусь к Вам с глубоким уважением и как к профессионалу и как к Личности. Но в то же время не могу с Вами согласиться. Хочу Вас заверить, что уровень подготовки наших специалистов не отличается от мировых стандартов.
Как Вы сами заметили, по программе академической мобильности, наши студенты, магистранты и докторанты за время учебы в КазНАИ, выезжают во многие ведущие творческие вузы и имеют возможность сравнивать. И часто с удивлением для себя отмечают, что в целом наша система преподавания, а также отдельные дисциплины, намного глубже и насыщеннее западных. Нигде больше они не встречают такого индивидуального подхода к каждому студенту, к каждой выбранной теме.
Конечно, мне очень бы хотелось видеть и Вас в числе своих преподавателей, хотелось бы, чтобы Вы увидели все те положительные изменения, произошедшие в нашей Академии за последние 2 года. За это время студенты Академии получили возможность поучиться у таких выдающихся мастеров искусства, как Ираклий Михайлович Квирикадзе, Евгений Александрович Гинзбург, Владимир Владимирович Мирзоев, Андрей Андреевич Эшпай, Владимир Алексеевич Фенченко и др. Все они работают с полной отдачей, и это неоценимый вклад в деле нашего профессионального становления.



Владимир Попов докторант PHD
0
Вот вопрос: а автор стал бы писать эту статью, если бы поступил на грант?
Наверное НЕТ(((
Пожалуйста, перестаньте поливать грязью мою любимую академию! Успокойтесь, попейте чай с печенькой, уважаемые Гении!
Победителей не судят, а на обиженных воду возят... воть..
А. Аксамбиева.
Показать комментарии