Запрос: О включении народных предприятий в проект Общенациональной концепции социального развития РК на период до 2030 года.

Премьер-Министру Республики Казахстан оглашен 26.09.2012 года В программной  статье  «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда» Глава государства ярко и...

Премьер-Министру Республики Казахстан

оглашен 26.09.2012 года

В программной  статье  «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда» Глава государства ярко и убедительно призвал расширить участие населения в управлении производством. При этом одной из проблем, которую предстоит решить, является отчужденность работников от вопросов управления предприятиями. Конечно, преодолению отчужденности рабочих и персонала будет способствовать Программа «Народного IPO». Однако эта программа касается только национальных компаний. Она никак не затрагивает обычные акционерные общества.

Поэтому я предлагаю обратить внимание Правительства на такую форму хозяйствования как народные предприятия. Именно народные предприятия являются лучшей формой организации производства с участием трудящихся. Народные предприятия - это акционерные общества, где большая часть акций принадлежит работающему на нем коллективу. Народные предприятия создаются во всем мире: США, Китае, Швеции, Норвегии и в других странах. Наиболее успешным примером народного предприятия может служить испанская корпорация «Мондрагон», созданная в 1956 году. Сегодня на предприятиях «Мондрагона» занято более 83 тысяч человек, из них более 85% являются ее владельцами. Ежегодный оборот составляет около 15 млрд. евро.

В России также создаются народные предприятия: с 1998 года там действует Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Сейчас в России работают около 200 народных предприятий.

Народные предприятия являются более устойчивыми и конкурентоспособными в сравнении с обычными АО, поскольку пользуются более широким набором инструментов поддержки производства. Казахстану также необходимо использовать преимущества такой формы хозяйствования. При этом необходимо учесть лучший мировой опыт. Владение частью предприятия может стать ведущим стимулом производительного труда работников.

В связи с вышеизложенным, просим Вас рассмотреть вопрос включения развития народных предприятий, в качестве одного из направлений, в проект Общенациональной Концепции социального развития Республики Казахстан на период до 2030 года.

Ответ просим предоставить письменно в сроки, установленные законодательством.

ОТВЕТ

Рассмотрев ваш запрос касательно включения развития народных предприятий в проект Общенациональной Концепции социального развития Республики Казахстан на период до 2030 года, сообщаем следующее.

Создание народных предприятий предполагает внедрение в рыночную форму предпринимательской деятельности акционерного общества принципов общей собственности работников на имущество и распределения по труду.

Вместе с тем, создание народных предприятий имеет ряд ограничений. К примеру, законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предусматривалась норма о том, что имущество товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности (т.е. работникам народного предприятия на постоянной основе должно принадлежать более 75 % пакета акций данной организации). В связи с чем возникали затруднения в определении её собственника, что приводило к массовым спорам.

Касательно испанской компании «Мондрагон», данная компания является не одной компанией, а системой (сетью) кооперативов. После вступления Испании в Общий рынок, компании Мондрагона вынуждены были увеличить  до 10-12% число временных наемных рабочих (от общего числа работников федерации), используя их в качестве «буфера» при колебаниях спроса. В случае падения спроса временные работники подлежали увольнению, что приводило к их нестабильному положению как временных собственников.

Как показывает российский и испанский опыт, создание народных предприятий в Казахстане может привести к следующим противоречиям с действующим законодательством Республики Казахстан:

1. Народное предприятие должно быть создано в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества (такая форма законодательством РК не предусмотрена), при этом создание народного предприятия в иной форме не допускается;

2. Учитывая, что работники народного предприятия в обязательном порядке должны быть его акционерами, в случае увольнения с работы они обязаны продать свои акции данному предприятию (аналогичный порядок отчуждения акций действует в отношении наследников умерших работников-акционеров). Данное обстоятельство противоречит Конституции Республики Казахстан, так как ограничивает права и свободы граждан.

Закрытое акционерное общество, собственником которого являются его работники, по своей природе скорее относится к производственным кооперативам, в котором пай подменен акцией, а членские отношения являются трудовыми отношениями (производственные кооперативы функционируют в  РК с 1995 года в соответствии с ЗРК «О производственных кооперативах»). Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов (паев).

В этой связи считаем, что схожий механизм участия работника предприятия в его деятельности как собственника в Казахстане уже
существует.

Также возможность, хоть и ограниченного участия, существует для работников через участие в программе  «Народного IPO». Хотя в соответствии  с данной программой населению предлагается миноритарный пакет акций в компаниях, тем не менее Фондом «Самрук-Казына» предпринимаются меры по обеспечению высокого уровня корпоративного управления, прозрачности компаний и защиты прав миноритарных акционеров. В частности активно перенимается опыт мировой практики института независимых директоров, который призван защищать интересы всех акционеров.

В этой связи, считаем целесообразным не дополнять данным вопросом проект Общенациональной Концепции социального развития Республики Казахстан и использовать уже существующие механизмы, которые предоставляют производственные кооперативы и программа «Народное IPO».

Оцените пост

1
Дальше