О развитии местного самоуправления в Республике Казахстан

Ернар Предиктор 2013 M01 18
1541
5
4
0

Немного о Концепции развития местного самоуправления, который был недавно подписан. Это своего рода реформа системы местных властей.

28 ноября 2012 года был подписан Указ Президента РК «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан» за номером 438.

В Конституции есть раздел 8 «Местное государственное управление и самоуправление». В пункте 1 статьи 89 Конституции прописано, что «В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения». В пункте 2 статьи 89 отмечается, что «Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения».

Конституция также дает право на делегирование органам местного самоуправления государственных функций.

Теперь чем же отличаются органы местного самоуправления от маслихатов?

Ведь местный представительный орган (маслихат) - это выборный орган, избираемый населением области, города республиканского значения и столицы или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление.

А органы местного самоуправления - это органы, на которые в соответствии с Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» возложены функции по решению вопросов местного значения.

Принципиальных различий в функциях маслихатов и органов местного самоуправления вроде нет - обе эти структуры представляют интересы местного населения и решают вопросы местного характера. Возможно, поэтому органы местного самоуправления в Казахстане не получили развития.

В отличии от органов местного самоуправления у маслихатов есть четкие компетенции. В статье 6 Закона расписываются компетенции маслихатов. Можете почитать. Но в общем в их компетенции входит подписывать и утверждать то, что было разработано и предложено акиматами. Важная компетенция маслихатов - контроль за исполнением местного бюджета и программ развития территорий не означает, что они должны контролировать их эффективность. Согласно статьи Закона они должны контролировать только исполнение. ))).

Представьте ситуацию, акимат (отдел финансов) составляет бюджет с доходами и расходами, которые так или иначе обоснованы. Разве может депутат маслихата сказать: «нет вот нашему селу больше дайте средств на строительство/ремонт дорог, иначе я ничего не подпишу». Это нереально. Депутатам маслихатов вполне достаточно получить депутатскую неприкосновенность и прилагающиеся к депутатскому креслу блага. Когда надо они будут отдавать свои голоса за того «за кого надо голосовать». Вот всему бы казахстанскому народу такое единогласие, какое демонстрируют депутаты маслихата при выборе Сенаторов или принятии местных бюджетов.

Еще один интересный момент маслихаты могут быть распущены в двух случаях: первый - это по решению о самороспуске, а второй случай - это по решению Президента РК. )))

С учетом этого, захочет ли маслихат воспользоваться своим полномочием выразить недоверие акиму (представителю Президента и Правительства)?

Если я где то неправ - поправьте меня.

Теперь перейдем к Концепции. В ней пессимистично ставится вопрос о том, что сможет ли местное население «потянуть» свалившееся на них счастье.

Главным новшеством Концепции можно назвать «Введение выборности акимов в городах районного значения, аульных (сельских) округах, аулах (селах), не входящих в состав аульного (сельского) округа маслихатами районов (городов)» (уже до конца 2013 года).

Есть несколько но…

- внесение на рассмотрение маслихата кандидатов в акимы аула (села), поселка, аульного (сельского) округа, города районного значения будет осуществляться акимом района (города) на альтернативной основе. То есть население не сможет выдвигать своих кандидатов;

- освобождение от должности акимов нижних уровней должно осуществляться только по решению акима района (города);

- при введении выборности акимы будут сочетать в себе функции как исполнительного, так и представительного органа без образования отдельного представительного органа местного самоуправления в ауле (селе) и городе районного значения.

Таким образом, все равно ,при всей выборности акиматов - никакой выборности то и нет. А главное, нет возможности ни у населения, ни у депутатов маслихатов заменить акима.

Еще один момент. Реформы коснутся только низшего звена: аулов (сел), поселков, аульных (сельских) округов, городов районного значения. Разработчики это объясняют общемировой практикой: «Учитывая мировую практику и особенности управления общегородским хозяйством, введение выборности акимов районов в крупных городах нецелесообразно». По моему, они забывают о том, что таком крупном городе как Нью-Йорк все таки выбирают мэра. Или для них - это не мировая практика? )))

Таким образом, можно прогнозировать следующее:

- население, убедившись, что сходы, собрания не приносят никакого результата, а у них как не было местного самоуправления, так оно и не появилось, перестанут «участвовать» в этих мероприятиях. Их будут сгонять, они будут полусонно слушать отчеты и доклады и потихоньку ворча расходится - потому как они все равно ничего не решают.

- депутатам маслихатов добавится головная боль - теперь им надо будет в обязательном порядке проводить «обсуждение». Было предложено закрепить «обязательность обсуждения собранием или сходом вопросов финансирования мероприятий местного значения (акимы нижнего уровня управления не имеют самостоятельного бюджета, но являются администраторами пятнадцати бюджетных программ в составе бюджета района)». Вот не понимаю зачем обсуждать, если ничего нельзя изменить?

- акиматы районов и городов, возможно, увеличат свое влияние на местном уровне. Если раньше акимы были представителями Президента и Правительства, то в результате реформы будут скорее представителями акимов районов и городов.

Хммм… а ведь Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан была разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», в котором отмечалось: «Важно развивать местное самоуправление, расширить участие граждан в решении всех вопросов местного развития».

В результате реализации Концепции, будет развито местное самоуправление? Если учитывать, что местное самоуправление может осуществляться через представительские органы власти (маслихаты), то появление права у маслихатов - «утверждать» кандидатуры отобранные акимом района, города, то развитие какое то будет. Только утверждать то могут - а вот снимать - не могут.

Будет ли расширено участие граждан в решении всех вопросов местного развития? Нет. Будет расширено участие граждан в пустом обсуждении всех вопросов местного развития, но не в их решении.

 

PS: мне просто жалко времени и ресурсов, которые будут потрачены на эти лишние телодвижения. Подход к развитию местного самоуправления должен быть совсем другой.

Оцените пост

4

Комментарии

3
Конституцию приняли в 95 г., а закон о местном самоуправление, которое прописано в Констиции, - только сейчас - через 17 лет... нормально так... вот точно не помню, но вроде в течение то ли 2-х, то ли 5-ти лет с момента принятия Конституции должны были данный нормативный документ принять...

Эпик фейл в том, что при отсутствующей нормативке ВУЗы умудрялись выпускать специалистов/бакалавров "государственного и местного управления"...
0
Вопрос автору. Разрешите опубликовать у меня на сайте kazbei.org ?
0
конечно, Казбек ага ))))
Показать комментарии
Дальше