Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-4
12:11, 18 января 2013

Отрезок памяти (продолжение)

Меня зовут Амир. Сейчас мне 28. Я родился 5 февраля. Азиат. Казах. Канлы. Жантеке. Глаза карие. Рост 1,77 метра. Примерно так я выглядел в детстве:

Blog post image

Советский 88-й, до сих пор помню ту фотосессию устроенную советским пролетариям фотографического труда

Вы думаете на фото изображен добропорядочный ребенок с кристально-чистой репутацией? На фото еще тот нарушитель спокойствия =) В случаях, когда приходилось контактировать с представителями государства, в том числе и правоохранительных органов (это были недоразумения), уже в возрасте 4-5 лет я назубок рассказывал полностью фамилию, имя и отчество, возраст, адрес и так далее. В детстве ошибок раннего детства я не повторял - учил матчасть основательно: главное правило - записывай. Записывай в мозгу. И нигде больше. Тогда же видимо и выработалась уже привычка. Даже сейчас я пишу и запоминаю, что делаю.

То, чего я сам не помню - я знаю по тому, что мне рассказывают обо мне родные. Эти рассказы наполнены смехом и слезным хохотом. Иначе говоря, я уже тогда отпускал такие номера, что нормальному ребенку не понять, а родителей будет держать в постоянном шоке. О многих моих проделках детства старшие и не догадываются, а знают лишь мои родные, которые являются моими сверстниками.

По казахски это называется "лан". Им я видимо и стал. Удивительно, но с детства я известен тем, что не создаю конфликтных ситуаций, и стараюсь сознательно не принимать участия в них. К счастью, Всевышний дал мне дар не выходить из себя, разве, что за редким исключением.

(Гудок) ...Это канал звукового сопровождения программы орбита-4 восток центрального телевидения... (гудок)

Несправедливость. Ее много. Это я тоже понял еще тогда, когда увидел, как разваливается союз. О спасибо СССР, что успел к тому времени и придумал что-то делать с помощью дециметровых волн. Благодаря тебе мы знаем, что такое декодер. Мы знаем, что такое видик. Какой проектор? Какие мультплексы? Это что такое вообще? Слово то какое заподное...

Когда в Капале работал кинотеатр, мы еще учились в школе. Не знаю, работал в административном центре Аксуского района, в поселке Жансугурово кинотеатр в 1992-м году, или нет, я не знаю. Я помню лишь, что вплоть, до класса пятого-шестого (то есть до середины девяностых) мы ходили в кино.

Это было индийское кино. Было и американское. Мы катали в пальцах клочки билетиков, делая из них шарики и бросали их под луч проектора. Шарики светились. Это было прикольно. В кинотеатре все боялись Немуху, бабушку лет 45-50. Немую и с психическим недугом. Она охотилась за теми, кто кидает такие шарики, если кто-то попадался (хотя такого не помню), считалось, что она порвет ващеее... Потом она умерла. Говорят, её сбила машина.

Индийские фильмы... Зита и Гита, Танцуй танцуй, Сети Любви, Жажда Мести, фильмы с участием трёх индийских мушкетеров, а также Митхун Чакраборти, Амриш Пури и многие другие того времени. Этот ведь гигантский кусок в сознании. Было и российское кино. Я хорошо помню фильм "Крысы, или ночная мафия".

Потом кинотеатр закрыли. К этому времени в селе уже появились видеомагнитофоны. Два или три. Пропал свет. На полгода или даже год. К концу энергетического кризиса в Капале, населенный пункт превратился в гигантский жужжащий движок марки "чабанка". Ямахи тоже были. Две или три.

Когда дали свет, оказалось, что не только закрыт кинотеатр, но и разобраны многие бывшие казенные здания (в том числе и памятники архитектуры первой половины 19 века). Семьями переехавшие в другие населенные пункты, в первую очередь, в Алматы (Талдыкорган тоже помнит время без света и веерные отключения) разбирали свои дома, вплоть до заборов и сараев, увозя их с собой. Им помогали те, кто не смог уехать. Так, две благоустроенные двухэтажки рядом с моим домом, были разобраны по-кирпичикам.

Мой дом находится на углу, по улице, которая составляет перекресток, где когда-то пролегала одна из горных ветвей Великого шёлкового пути. По-утрам я просыпался из-за проезжающих мимо тракторов и машин.

Распорядок выглядел так:

1. Проснуться.

2. Проснуться.

3. (уже опаздываю в школу)

4. ПРОСНУТЬСЯ.

5. - Извините за опоздание, можно войти?

6. Получить пятерки.

7. Ну хоть четверку то я могу получить.

8. Сегодня (раз в месяц) - одни пятерки. Однажды был день, когда я получил шесть пятерок из шести возможных. Какой это был триумф. Ранее такое было лишь казахской школе.

9. После школы.

10. После школы.

11. После школы.

9. Дома. Еда. Туалет. Сарай.

12. После школы.

13. Дома. Дом. Двор. Сарай.

14. Телевизор. Полночь.

15. Чтение.

16. Чтение.

17. Уроки. (часам к четырём-пяти утра, тяжелый писменный стол, который доставал мне до груди, уже ходил ходуном от моего сердцебиения)

16. 6:00 или 6:30 "О. Уже утро. Скоро вставать, а значит надо поспать." (однажды, уже в возрасте 21 года, я заработал истощение нервной системы, и тогда у меня появилась бессоница. От бессоницы избавился в прошлом году, когда был в отпуску в Капале. Привычка засыпать под утро никуда не делась.)

Мы соревновались с пацанами в классе по баллам и почерку. Били в сушки за мат и сидели с теми, с кем сидели с начальных классов. Я, например, вплоть до старших классов, сидел с одной и той же девчёнкой. Состояли в подростковой группировке - Boy. У нас был даже собственный символ - кулак на фоне звезды. Пять имен на пятиконечной звезде. Имелся и собственный свист. Попробуйте просвистеть по слогам: "восемьдесятчетвертымпривет" - получится воспроизвести.

У нас были бомбочки. Самые маленькие, я взрывал в огромных толстенных зимних рабочих рукавицах. Однажды в руке по-ошибке взорвалась большая бомбочка. К счастью, я был в перчатках, но пальцы ненадолго всё же онемели, а рука растопырилась минуты на две. Однажды мы с пацанами поймали голубя, вставили ему в анус бомбочку, подожгли и отпустили птицу. Когда бомбочка взорвалась, голубь падал как подбитый истребитель или авиалайнер - с дымом из под хвоста.

Однажды у меня умерла племянница, Алия. Ей было три года. Мне было шесть. Я тогда учился в нулевом классе (помню даже, как сбежал из школы во второй день). Она утонула.

В детстве меня баловали все. Особенно меня баловала сестра Ельмира. Средняя из трёх сестер. Она покупала мне всякие подарки, книжки, всякие няшечки. Она же заставляла меня начинать новую тетрадь по-чистописанию, и переписывать с другой тетради всё, что было пройдено ранее, чтобы новую запись написать без ошибки и правильным, разборчивым почерком. Через год после смерти Алии умерла и она.

Еще через год умерла моя родня бабушка Нурафия. Говорят, что кто-то навел на мою маму порчу, в виде смерти трех самых близких к ней человек: внучка, дочь и мать.

Мама на протяжении многих лет работала завскладом колхоза Куренбел (передовик производства советского времени "Пламя революции"), и была известна тем, что была честна и ответственно относилась к бухгалтерской отчетности.

Советский колхоз я помню таким, каким он и должен быть в советских фильмах - богатым и щедрым учреждением. Например, если рабочему или трактористу (или кузнецу, или там неважно) было нужно мясо, он шёл в контору и ему выписывали накладную на несколько килограммов мяса (и это при том, что у каждого было домашнее подворье овец). Перед входом в морозильный отделение колхозного склада стояла огромная пластиковая бочка, наполненная... ...Кумысом! К ней на капроновой веревке был привязан пластиковый ковш и каждый желающий подходил, пил напиток (он всегда был холодным) и если нужно, наливал себе.

Целые помещения были завалены лыжами и прочей экипировкой для чабанов, ветеринаров и других специалистов, очки для электросварщиков и очки для газосфарщиков, очки для токарей и каски - чего там только не было. Также на территории были склад яблок (целые полки были завалены ящиками), мельница, маслобойка, склады муки и подсолнечного масла.

После развала союза штат, тогда уже ТОО, сократили, в том числе и мать. На два месяца пост завсклада занял другой человек, а само ТОО возглавил тоже другой председатель и через два месяца склад чудесным образом опустел. Хотя все видели, как родные нового завсклада вывозят на бричке содержимое складов, всё же делали вид, что не замечали. В итоге, новый председатель сбежал, а завсклад уволена, но у неё чудесным образом появилась фазенда. Вуаля!

Жалко, но сейчас нет даже намёка на то, что на месте склада некогда были величественные срубы, сколоченные еще в позапрошлом столетии. Сгорели в домашних печах, когда не было света. Вообще, отсутствие света на протяжении полугода или на-порядок больше, для меня период самого интенсивного чтения - будь то с фонариком или керосиновой лампой.

Как я и упоминал ранее, я учился в казахском классе. Неделю. В третьем классе в моей школе закрыли русские классы, а я и некоторые мои сверстники остались в казахской школе. Я - потому, что школа находилась, считай, напротив дома. Через неделю, когда у меня каждый день по всем предметам в дневнике стояли пятерки, я утром не зашёл на уроки.

Я подошёл к классному руководителю и сказал, что родители запрашивают мои документы для перевода в другую школу. В итоге, в то же утро (это потом, во взрослой жизни, я узнаю, что такое бюрократические проволочки) я получил свои документы и пошёл в другое учебное заведение. В среднюю школу имени Гали Орманова, которая находится в получасе ходьбы от дома.

Придя туда я сразу зашёл к директору. Его в Капале боялись все дети, ведь он был самый строгий школьный директор на свете, но я просто рассказал ему причину прихода в новую школу. Он посмеялся и направил меня в экспериментальный класс с интеллектуальным уклоном.

Здесь, я на месяц стал троешником. Лишь через два месяца, когда участие родителей было необходимо, так как это был утренник, я признался маме, что учусь в другой школе. В школе же я кормил учителей байками о том, что мои родные чрезвычайно занятые люди и не могут прийти. К счастью, закончил я третий класс на хорошо и отлично, благополучно перепрыгнув через четвертый класс. То есть, я один из тех, кто после третьего класса пошёл учиться в пятый.

Продолжение следует.

-4
433
4