Па Де Труа

MadinaR January 17, 2013
693
0
3
0

Опера "Бал-маскарад"

…С любовью справлюсь я одна

А вместе нам не справиться…

(Н. Доризо

песня из кинофильма «Дело было в Пенькове»)

Чуть больше года назад в ГАТОБ состоялась премьера оперы Дж.Верди «Бал-маскарад». Либретто к ней написали Антонио Сома и Франческо Мария Пьяве. Вчера я наконец-то ее увидела и услышала. Без всякого сомнения – это самая красивая опера из тех, что я видела в ГАТОБ! Великолепные костюмы, прекрасные декорации. В этой постановке впервые во время действия на заднем плане сцены передвигали бутафорские стены и с потолка спускались люстры. Легким беззвучным махом гостиная вельможи превратилась в бальную залу дворца. Все-таки новые постановки качественно отличаются от тех, что идут уже давно. Хотя бы даже если сравнить с громоздкими и при этом грохочущими и шаткими монументами «Трубадура» или нищенским минимализмом «Кыз Жибек». Хотя «Кыз Жибек» смотрела несколько лет назад. Может быть, с тех пор что-то изменилось. Увижу 31 января. Отдельного слова заслуживают костюмы. Для тех, кто видел ситцевые сорочки на певицах хора в действии в парке в «Пиковой Даме», великолепие «Бала-маскарада» покажется невероятным. Даже маска пажа Оскара выглядит хрупкой изящной драгоценностью.

Но ценность этой оперы отнюдь не в зрелищности. Ее пронзительность, актуальность и трагичность до сих пор меня не отпускают.

Вкратце о сюжете.

Крайне демократичный и опрометчивый король Ричард (Халид Нуралиев) влюблен в Амелию (Гульзат Даурбаева), жену своего лучшего друга и секретаря Ренато (Олег Татамиров). По роду своей должности он решает различные вопросы. К примеру, судья настаивает на изгнании из города прорицательницы Ульрике (Сара Ищанова). Но Ричарда это только забавляет. Он предлагает своей свите ночное приключение – переодеться и отправиться к гадалке.

Ричард, спрятавшись, подслушивает происходящее в обиталище Ульрике. В это время к ней приходит моряк Сильвано (Дулат Токанов). Гадалка предсказывает ему, что его ожидают высокое звание и богатое вознаграждение. Ричард тайком подкладывает кошелек с золотом и записку «От Ричарда – своему любимому офицеру Сильвано».

Далее приходит слуга Амелии (Болат Канагатов) и просит принять его госпожу. Амелия просит гадалку помочь ей избавиться от преступной любви к Ричарду. Ульрике отправляет ее ночью на кладбище для сбора волшебной травы.

Ричард в образе моряка со свитой входят в жилище колдуньи. Ульрике отказывается гадать ему, но после уговоров соглашается. Прорицательница предсказывает королю смерть от руки друга и убийце окажется тот, кто первый пожмет ему руку. Ричард лишь смеется над этим. И тут входит Ренато. Он беспокоился о своем монархе. И пожимает руку королю, ничего не подозревая о предсказании. Ричард не верит гадалке.

Амелия на кладбище собирается нарвать волшебную траву. И тут появляется король. Он признается ей в любви.

Неожиданно появляется муж Амелии – Ренато. Он беспокоится о короле, вокруг заговорщики. Лицо Амелии скрыто вуалью. Ричард просит Ренато проводить Амелию до городских ворот, не заговаривать с ней и не пытаться узнать кто она.

Король скрывается, но появляются заговорщики (Беймбет Кожабаев и Серик Аукатов), которые обнаруживают, что вместо монарха им попался его секретарь. Досаду от неудачи они хотят смягчить тем, что пытаются узнать, кто эта дама под вуалью. Ренато старается ее защитить, но заговорщики нападают на него. Амелия, испугавшись за жизнь мужа, срывает с себя вуаль. Всеобщее изумление, затем иронический смех.

Дома Ренато готов убить Амелию, но она просит его разрешения последний раз взглянуть на сына. Пока ее нет, Ренато решает убить Ричарда.

К нему приходят приглашенные им на кладбище заговорщики. Они задумывают убить Ричарда на балу. Того, кто это сделает, определит жребий. Вытащить имя убийцы Ренато заставил жену. Она вынимает записку с именем мужа.

Входит паж Оскар (Ольга Лукашева) с приглашением на бал.

На балу Ренато выпытывает у Оскара, как одет король. Амелия узнает Ричарда сама и просит его покинуть празднество. Но Ричард вновь признается Амелии в любви и сообщает, что они должны навек расстаться. В этот момент Ренато убивает короля и пытается скрыться. Придворные задерживают убийцу. Ричард прощает Ренато и запрещает мстить за свою смерть. Последние его слова призывают всех к миру и согласию.

Верди напитал эту оперу болью и тяжелой скорбью. В музыке большую роль играют струнные, есть даже отдельная сольная партия виолончели. Вслушайтесь! Ее стон и плач наполняют душу.

Эту оперу можно разбирать на психологизмы и на драматические повороты. На треугольники и противостояния.

Я поделю на боль. Боль короля, для которого самый близкий человек – это паж. Боль Ренато, в один момент оказавшегося преданным и другом, и монархом, и супругой. Боль Амелии. Она столько лет жила с чужим человеком, которому хватило вуали, чтобы ее не узнать. Она посмела любить Короля. И даже услышала слова любви от того, кому она не решалась признаться! Это ли не счастье? Да, счастье. Их дуэт на кладбище оказался самым прекрасным и светлым. Однако счастье, над которым довлеет вина, уже априори омрачено. Король оказался безмятежным романтиком. Он не готов бороться за свою любовь. Ему вполне хватило лишь прикоснуться к ней и отойти в сторону, чтобы продолжать жить по-прежнему. Но волны по воде уже пошли, и их не остановить. По-прежнему не получится, и любое действие имеет свои последствия.

Можно начать рассказывать о том, кто как пел, кто куда когда повернулся. Что в спектакле удалось, что особенно запомнилось. Но «Бал-маскарад» так эмоционально насыщен, что остальное лишь мелочи и докучливые подробности. Наверное, именно таким и должно быть настоящее искусство.

Оцените пост

3