Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
22:01, 16 января 2013

«Запрещенные танцы», или в бой идет одна молодежь

Прежде чем говорить о плюсах и минусах  этой картины, давайте вспомним, когда в Казахстане в последний раз снималась что-либо в этом жанре? 1980 год - «Брат мой, Маугли» – первый казахстанский рок-балет, о котором мало кто помнит, потому что уж очень давно это было - 32 года назад! Хотя его и показывали в 1980-е годы по телевидению, два или три поколения молодежи уже выросло за это время и его не знают, а ключевые создатели ленты – композитор Алмас Серкебаев и хореограф Жанат Байдаралин - уже давно покинули нашу страну. Так вот, главное, о чем я хотела бы сказать, что если бы ни уникальное стечение обстоятельств, то и фильм «Запрещенные танцы» не появился бы в Казахстане, и еще много лет не было бы прецедента создания у нас фильма танцевального жанра. Казалось бы, по соседству с нами мощная кинодержава Россия, но и там не появлялись за последние двадцать лет картины в этом жанре. Потому что тягаться с Голливудом, особенно в жанре танцев или мюзиклов, не берется никто. Это надо быть молодыми и смелыми, отчаянными и  влюбленными в свое дело, чтобы сказать – «Мы это сможем!» Поэтому на этот раз в бой пошла одна молодежь – танцоры, хореографы, дизайнеры, музыканты, продюсер, режиссер. Представители неформальной, андеграундной казахстанской культуры, о которой мы почти ничего не знали. И они заявили – «Мы есть, мы существуем, и не хуже других!» Это и есть, на мой взгляд главное достоинство картины. Но поговорим подробнее о плюсах и минусах.

Плюсы

Первое достоинство фильма в том, что в нем присутствует эстетика молодежной субкультуры. Проще говоря, то, что мы видим на экране - «не колхоз». Ведь самая большая опасность, когда снимается такое кино – если оно снято непрофессионально, то есть взяли камеру и вышли на улицу снимать танцоров. Здесь этого нет. Все сделано с пониманием того, что пространство и стилистика съемок должны быть решены, выставлен правильный свет, построены декорации или найдены хорошие локации, актеры изящно одеты, хорошо загримированы, танцы поставлены профессиональным хореографом и т.д. За каждым кадром чувствуется тщательная проработка. И в этом плане надо отдать должное молодому оператору Азамату Дулатову, для которого это пятая картина, но именно здесь сработала его эстетика гламурной реальности. А также художнику-постановщику Есболату Беделхану и целой команде художников и стилистов.   

Второй плюс - танцы и танцоры. Полсотни молодых людей, если не больше, исполняют в фильме современные танцы разных стилей. Не берусь судить о том, что это за стили, потому что не являюсь специалистом в этой области, но они завораживают! Своей динамикой, сложностью, синхронностью, хореографической постановкой. Просто удивляюсь, где создатели фильма нашли столько хорошо танцующих людей. Причем вся фабула фильма построена на том, что встречаются и соревнуются на танцполе разные группы, разные стили. Лично мне особенно понравилась группа девушек, чье стилистическое решение напоминает современных японских или корейских киногероинь. Очень выразителен и в игре, и в танце оказался один из отрицательных персонажей, которого сыграл Адам Байганышев. Харизматичен и запоминающ герой Ахмета Ахметов. И, конечно же, впечатляет персонаж, которого сыграл главный хореограф фильма Константин Дихнов.     

Третий – костюмы к фильму. Как стильно и необычно одеты персонажи фильма. Иногда они кажутся чрезмерно экстравагантными, но это нормально, потому что время действия картины – не сильно отдаленное будущее, о чем говорит, к примеру, вызывающе красный костюм мэра города N или первая сцена ограбления банка, где герои фильма словно вышли из «Матрицы». Лично мне запомнился необычный костюм главаря команды металлистов. Стилисту и художнику по костюмам Рафаэлю Ромену пришлось изрядно потрудиться, чтобы придумать костюмы четырем танцевальным группам, да еще как минимум на трех состязаниях. 150-200 человек надо было стильно одеть!  По размаху здесь, конечно, работа не для частной студии, а целому цеху большой киностудии. Впрочем, сегодня все наоборот. Именно модельный дом «Jado» в последнее время специализируется на пошиве костюмов для больших постановочных фильмов – «Жаужурек мын бала», «Книга легенд: таинственный лес», даже для «Азиады-2010» костюмы шились именно здесь.

Четвертое безусловное достоинство фильма - грим. Перед премьерой фильма художник по гриму Ирина Струкова рассказала, что к съемочному дню ей и двум ее помощницам приходилось гримировать до 60 человек. Начинали они в 5 утра и заканчивали поздней ночью. Сама Ирина имеет три профессиональных художественных образования и является такого класса специалистом, которого были бы рады заполучить не только в Москве, но и в любой точке мира. Почему я отдельно выделяю грим, потому что в таком фильме, как «Запрещенные танцы» он по значимости равен костюму персонажей. Ведь в фильмах такого плана главное – стиль, маска, образ, а не психологическая игра актеров. А здесь в создании визуальных образов авторам была предоставлена полная свобода, поэтому они получились такими яркими, необычными, и даже опережающими современную казахстанскую молодежную субкультуру.

Пятое – главный герой. Ербол Семкулов – исполнитель главной роли в фильме – безусловная удача. Не знаю – то ли у актера, то ли у Ербола, как у человека, такое позитивное обаяние, что ты принимаешь его сразу же через несколько секунд после его появления на экране. Опять-таки, хорошо, что он, скажем так: не героической и не атлетической внешности. Но в нем есть киногеничность и обаяние. Ему практически не надо ничего играть, достаточно только улыбаться. Также как и остальные персонажи, он прекрасно танцует.    

Шестое – финальная сцена. Она меня просто поразила! Здесь все слилось воедино – танцы, костюмы, декорации, персонажи. Если мы говорим о цитатах и параллелях из известных западных фильмов, то, очевидна перекличка с «Черным лебедем» Даррена Аранофски. Это не цитата, а, скорее, культурная аллюзия, то есть намек, шутка. Не классические танцы – а современные, не «лебедь» Чайковского, а хип-хоп, ни Голливуд, а Казахстан. Смело! Ничего не скажешь!

Седьмое и главное достоинство фильма – выход на авансцену андеграундной казахстанской молодежной субкультуры. Это то, о чем я говорила в самом начале. Ни в одном отечественном фильме не было этого.        

Минусы

Первое и очевидное – у фильма слабый сценарий. Создатели фильма, видимо, полагали, что танцы самодостаточны сами по себе, поэтому надо только представить персонажей, а дальше зритель все «схавает» благодаря танцевальному азарту. Увы, это не так. Фильм должен держать драматургически, а этого не получилось, поэтому он и ритмически проваливается.

Второе – слабая режиссура. Безусловно, к созданию фильма нужно было приглашать профессионального режиссера, потому что это отдельная профессия, требующая знаний и мастерства. Ерболат Беделхан, участник группы «Орда» и инициатор идеи фильма, к сожалению, не рассчитал свои силы, вероятно, думая, что фильм – это просто большой музыкальный клип. Как показывает мировой опыт режиссерами мюзиклов или танцевальных фильмов становятся постановщики больших бродвейских спектаклей. У нас же нет ни Бродвея, ни мюзиклов, ни профессиональных танцевальных театров. Откуда было взять такого режиссера?!

Третье – слабая героиня. К сожаленью, выбор на главную роль Жулдыз Сапаргалиевой было не очень удачен. Кроме того, что она симпатичная милая девушка, ничего о ней не скажешь. К сожалению, сегодня таких героинь в казахском кино более, чем предостаточно. И играть ей было особенно нечего, потому что не было драматургии.

Четвертое – музыка. Жанр фильма требовал того, чтобы доминировали не только танцы, но и оригинальная музыка. Музыка, к сожаленью, не запомнилась. Вообще, что-то странное было со звуком. Вероятно происходило это от того, что музыка писалась уже после съемок фильма, а не наоборот, как это должно быть в фильме такого жанра. В уже упомянутом мною казахстанском фильме «Брат мой, Маугли» был синтез высоко профессиональной музыки и хореографии, здесь же, увы, я такого не увидела.

Положим на весы

Дело, конечно, ни в том, сколько плюсов и сколько минусов. И тот, и другой список можно продолжить. В конце концов, у каждого он может быть свой. И каждому зрителю самому решать – нравится ему фильм или нет. Для меня важно то, что если бы не особое стечении обстоятельств, такая картина у нас еще долго бы не появилась. Все дело в том, что продюсер картины Жадыра Сахиева сама с детства профессионально занималась танцами и когда Ерболат Беделхан предложил ей снимать фильм о современных танцах в Казахстане, она загорелась этой идеей. Более того, вот уже несколько лет занимаясь дизайном моды и пошивом костюмов для кино, она увидела, что фильм может стать не только танцевальным, но и интересным по дизайну, стилистике. Имея опыт работы в кино над фильмом «Каусар», она собрала хорошую команду профессионалов. И решила рискнуть – сделать по-настоящему молодежную картину, в котором было бы очевидно, что по основным молодежным трендам – танцы, мода, музыка, кино – Казахстан не отстает от мировых тенденций. И я думаю, что ей это удалось.

                                   

 
5