Политика равенства — важный фактор интеграции элиты

krulov82 2013 M01 16
228
0
0
0

В Украине продолжается трансформация всех сфер жизнедеятельности общества. Декларативно граждане отходят от тоталитарной государственной системы управления к демократии. Но прошлый опыт доминирует...

В Украине продолжается трансформация всех сфер жизнедеятельности общества. Декларативно граждане отходят от тоталитарной государственной системы управления к демократии. Но прошлый опыт доминирует в общественном сознании, вызывая напряжение при столкновении устоявшихся ценностей и привычного мировоззрения с преобразующим динамизмом. Соблюдения и обеспечения прав человека является одной из основных проблем развития постсоциалистических обществ, учитывая их стремление интегрироваться в мировое цивилизованное сообщество. Общество, которое предоставляет женщинам равные права с мужчинами во всех сферах жизни, демонстрирует определенный уровень своей цивилизованности и политической культуры.

Есть множество примеров из разных стран, где существуют многовековые традиции становления равенства, отражающие время развитие демократии в этих обществах. Однако паритетное равенство по признаку пола или гендерное равенство, вошла в перечень принципов равенства граждан сравнительно недавно, только более века. Равенство прав и возможностей женщин и мужчин в Украине закреплена в ст. 24 Конституции Украины. Подобные положения можно найти и в других документах нашего государства. Так, Декларация о государственном суверенитете Украины и Акт провозглашения независимости Украины подчеркивают, что украинское государство основывается на принципах демократии, приоритета закона, уважения прав человека, обязательствам по развитию гражданского общества.

Качественные изменения самосознания личности в международном сообществе оцениваются по индексу человеческого развития ООН (ИЧР) и гендерным индексом (ГИЛР), которые учитывают степень развития мужчин и женщин. Так, в ИЧР среди главных параметров ведущее место занимает уровень образованности граждан обоих полов. В Украине этот параметр отвечает стандартам развитых стран. А ГИЛР практически остается на нулевом уровне во многих регионах Украины. Приведем некоторые примеры, подтверждающие данный тезис.

От Черновицкой области ни одна женщина не вошла в депутатского корпуса Верховной Рады Украины (ВРУ), а из 21 депутата ВРУ от Львовской области в парламент вошли 3 женщины - Г.Стецив-Герман (Партия регионов), Р.Лежичко и О.Билозир (Блок "Наша Украина"). В Черновицком областном совете - 15% женщин-депутатов, в городском совете - 18% женщин. В области нет женщин - председателей районных государственных администраций, среди начальников управлений - 60%, среди низших категорий служащих - 80% женщин. Во Львовском областном совете из 120 депутатов - лишь 9 женщин (7,5%), из 50 депутатов Львовского городского совета - 6 женщин (12%). Среди 22 городских председателей Львовской области нет ни одной женщины. Анализ показывает, что больше женщин в исполнительной власти, а в депутатском корпусе действует обратная пропорциональность. Это - социокультурный показатель гендерного соотношения в обществе, начало которого кроется в патриархальной постсоветской личностной ролевой самосознания. Подобная картина в большинстве регионов Украины. Следовательно, отсутствие гендерной культуры тормозит эффективность экономических, социальных, политических и других изменений в государстве, формированию новой политической культуры общества, которые напрямую зависят от гендерных отношений, баланса паритета равных по социокультурным значением половин общества.

Разработанный женскими организациями Черновцов, Донецка, Львова проект "Политика гендерного паритета", актуален для крупных городов, где много вузов, а значение понятия "гендер" малоизвестное. Это подтвердило и анкетирование участников форума "Гендерная культура - культура демократии" (Донецк - Черновцы, 2006 г.). Результаты социологического исследования "Гендерные различия ценностных ориентаций политических лидеров и студенческой молодежи", проведенного в трех названных выше регионах (2007 г.), свидетельствуют об отсутствии у респондентов четко выраженной направленности на традиционные / модернистские ценности (независимо от пола и возраста опрошенных), на противоречивость гендерных идеалов. Считаем, что в условиях трансформации и провозглашение приоритета прав личности над правами государства, меняются существующие и формируются новые гендерные конструкции, их институционализация обусловлена соответствием новым потребностям членов общества (в этом - интегрирующая функция гендерных конструкций), сохранение равновесия в обществе может достигаться путем удовлетворения потребностей одних людей (мужчин, женщин) за счет других, наличие многообразия гендерных конструкций в различных регионах (культурах Востока и Запада страны), а также их изменение во времени.

Итак, считаем, что: а) еще не определилась четкая тенденция приоритетов традиционных / современных ценностей б) в сознании молодежи не сформировались определенные гендерные идеалы, поскольку в целом в обществе функционируют противоположные направления в) несмотря на трансформацию и модернизацию общества, радикальные гендерные идеалы не находят реализации в реальной практике.

Современная политическая элита Украины, которая теоретически должна поддерживать прогрессивные изменения и способствовать формированию нового типа политической культуры, путем демонстрации новой системы ценностей и образцов поведения, стать эталоном для масс, практически не в состоянии четко определить, определить и осуществить в определенном векторе (в данном контексте - паритетном) оптимальный, модернистский прогресс на пути развития украинского государства и своего народа. Остатки тоталитарной политической культуры довольно трудно трансформируются в демократические формы прежде всего потому, что политическое сознание, как структурный элемент политической системы общества, меняется медленнее и, соответственно, накладывает отпечаток на типы, формы, содержание политического поведения и политической деятельности. Провозглашаемые в заявлениях и декларациях разных политических сил общественные ценности еще не стали базовыми для формирования новой структуры политической культуры, интеграции украинской политической элиты, вокруг которых бы формировалась новая структура политической культуры и свидетельствовала бы о появлении ее соответствующего типа - активистского. Приведет разрушение традиционных / создание новых конструкций к интеграции элиты страны, или к дезинтеграции и создание новых гендерных конструкций, остается открытым и требует дальнейшего изучения.

Оцените пост

0