На днях осилил-таки «Любовь», Михаэля Ханеке (Золотая пальмовая ветвь Канн в 2012г.). Уж лучше бы я изменил своей привычке на этот раз и заранее подготовился.
Честно говоря, ожидал сентиментальный фильм о любви стариков, пусть даже тяжелый, ведь не может быть легкой история о близком и любимом человеке, которого болезнь превращает в растение. Воспитанный на американских фильмах с обязательным хэппи-эндом, я даже верил, что любовь может сотворить чудо. Но нет же, старик не выдержал давления обстоятельств и замочил любимую старушку.
У кого-то сложится впечатление, что старик совершил геройский поступок и взял на себя грех, чтобы старушка не страдала. Кто-то даже назовет это настоящей Любовью, так же, как некоторые необдуманно называли “Елену”, А.Звягинцева – настоящей русской женщиной.
На такие “быстрые” выводы зрителей и расчет. Но если смотреть внимательно, такое убийство не имеет ничего общего, например с “дружеским” убийством главного героя из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», после того, как тому сделали лоботомию.
Фильм не оставит светлых эмоций, только пустоту и разочарование, кто бы его не смотрел. И если вы прислушаетесь к своим ощущениям, вы может, даже почувствуете холодную насмешку создателя фильма: “Любовь, говорите? - вот вам, Любовь! И никому не спастись, даже таким благородным и высокообразованным старикам, увлекающимся искусством и музыкой! Вся эта шелуха быстро сойдет, когда реально прижмет!”.
Что это было? - Дань современному кино и моде на все перверсионное, с расчетом на успех в Каннах? Нет, не думаю, просто-напросто Ханеке “убил Любовь”, так же как Звягинцев когда-то опрометчиво “изгнал Веру”.
Смотреть ли этот фильм? – Однозначно, смотреть! Хотя бы потому, чтобы знать, что происходит в современном кинематографе, но смотреть обдуманно и ваши светлые инстинкты всегда подскажут: “Это только фильм! Да, так бывает, но это далеко не норма!”