Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
10:27, 15 февраля 2010

Последние «Ура» бензинового века

Blog post image

«Автокомпании, как и весь остальной мир обленились и тупо последовали за ведущими в никуда зелёными технологиями», - говорит Джереми Кларксон.

Под каждым десятилетием можно подвести итог одной точной крохотной, как вырезка из журнала, фразой. В 50-х это было «чёрное и белое», в 70-х – «мир и любовь», в 80-х – «жадность это хорошо», в 90-х – «чёртов Блэр», а в прошлом десятилетии – я отказываюсь называть его «нулевыми» - это было «башни-близнецы».

Такие же переломные моменты есть и в автомобильном мире. В 50-х – Mini, в 60-х – Jag E-Type, в 70-х – Красный Роббо, в 80-х – Golf GTI – хотя он и был придуман в 1974-м – в 90-х – McLaren F1, а   только что закончившееся десятилетие, которое я не буду называть «нулевыми», было временем, когда все потеряли рассудок. Это было время Toyota Prius.

Где-то целый век в автоиндустрии не было настоящей смены направления. Хотя в раннюю эпоху и были эксперименты с электрическими и паровыми машинами, бензин оставался очевидной дорогой вперёд, потому что больше ничто не производило такую мощность с такой незначительной суетой и с такими небольшими затратами.

Конечно, машины, наделённые бензиновыми моторами, шаг за шагом развивались, и у них становилось меньше навесных подножек, а вместо траффикаторов появились поворотники. Но потом, в один прекрасный день, Маргарет Тэтчер решила, что мир начинает нагреваться, и что Артура Скаргилла нужно заменить на более чистую форму энергии. В результате, автоиндустрия впервые за столетие сделала идиотский резкий поворот влево.

Верите ли вы, что человек ответственен за глобальное потепление, или вы думаете, что нет, это не имеет значения. Однажды нефть закончится, и идея использования тех последних капель для персонального транспорта просто глупа.

Я абсолютно чётко осознаю, что заменой нефти без всяких сомнений должен стать водород. Это самый распространённый газ во вселенной. Его можно хранить на кредитной карточке. И машина на водороде не производит никакого шума, только H20 из выхлопной трубы. Более того, можно подцепить такое авто к своему дому, и даже если это дворец Бленхейм, энергии хватит, чтобы питать все электроприборы, бесшумно и без всякого ущерба для природы.

Конечно, бывшие члены профсоюзов и активисты Движения за ядерное разоружение, которые сейчас именуют себя эко-озабоченными, знают это, и это их пугает. Они не хотят, чтобы мир был таким же, как раньше, с новым типом энергии. Поэтому они снова и снова указывают на то, что очень сложно получить водород из воды.

Они правы. Это сложно. Но что случилось после дней, когда мы отправились на луну и делали другие вещи, потому что они сложные? Почему мы вдруг внезапно решили, что на самом деле лучше пойти по простому пути?

И это приводит меня к Prius – автомобилю, у которого есть обычный бензиновый двигатель плюс электромотор ему в помощь. Убойно просто. Но поскольку у него два мотора, он даже отдалённо не эко-озабоченный, и не сделает ничего, чтобы пополнить запасы нефти нашей планеты. Но он продаётся как «зелёная» машина, и поскольку человек сейчас фундаментально ленив, ему удобно верить этой рекламной чуши.

Из-за этого спрос был настолько велик, что в результате вся автомобильная промышленность оказалась втянута в опрометчивую слепую гонку и стремится предложить как можно более широкий выбор гибридов с двумя двигателями. А это в свою очередь означает, что никто серьёзно не занимается водородом.

Таким образом, Prius, поступивший в продажу в 2001-м, является без всяких вопросов самым значимым автомобилем прошлого десятилетия. И худшим. Дураки считают его крысоловом с дудкой, но он играет неправильную мелодию. Это неверная инструкция от системы навигации, которая заведёт нас в тупик. Его называют «гибридом», но «дворняга» ведь во многом означает то же самое. И вот ей-то он и является. Блохастой, созданной ради прибыли шавкой, которая приведёт нас всех к смерти.

Лучший же автомобиль десятилетия – это полная противоположность Prius. Это вам не дворняга. Это чистокровный зверь, и его не выпускали ради прибыли, потому что на бумаге он был абсолютно невозможен. И это, конечно же, Bugatti Veyron.

2005: Bugatti Veyron

Blog post image

Всё началось, когда Volkswagen купил Bugatti, и Фердинанд Пих – их босс с безумными глазами – решил, что он хочет от своего нового приобретения создать 1000-сильную машину, которая сможет разогнаться до 400 км/ч.

Ни у одной компании никогда такого не получалось, потому что бухгалтеры устроят истерику по поводу затрат, а потому акционеры включат проекту красный свет. Но Volkswagen – это необычная компания с любопытной структурой, и в результате босс мог быть настолько безумным, насколько ему этого хотелось. И уволить всех, кто с ним спорил. Что он и сделал.

Конечно, не так уж сложно создать 1000-сильную машину, которая достигнет 400 км/ч – один раз. Но Пих говорил о нормальном дорожном автомобиле, на котором можно ездить по городу, как на Golf, и который прослужит тысячу лет.

Это не как требовать от машины, чтобы она стала твоей женой и любовницей. Это как требовать от машины, чтобы она была женой, любовницей, олимпийским атлетом, домохозяйкой, дворецким, твоим лучшим другом и супермоделью. Это было беспрецедентное предприятие.

Сделать для Veyron коробку передач поручили британской компании, обеспечивающей шестерёнками команды Formula 1 и обладающей прекрасной репутацией за свою надёжность. Но на треке коробка должна прослужить четыре часа, для Veyron же это не годилось, а он был мощнее и оборотистее любого болида F1.

Аэродинамка была такой же проблемой. Можно создать форму, отменно пронзающую воздух при 400 км/ч – примерно та же скорость, что у Hawker Hurricane во вторую мировую – но она будет такая зализанная, что еле-еле будет контактировать с дорогой. А это сделает прохождение поворотов непростым занятием.

Если же попытаться прижать шины к асфальту, то форма кузова сделает 400 км/ч невозможными.

Первый прототип развил 370 км/ч, поэтому, чтобы достичь большей скорости, парни из аэродинамической трубы решили поставить уменьшенные боковые зеркала. Плохая идея, поскольку оригинальные генерировали прижимное усилие. Маленькие зеркала означали, что машина попробует отправиться в воздух, когда наберёт достаточную скорость.

Абсолютно все, кто работал над этим проектом, смотрят на тебя с усталостью контуженного солдата, когда просишь их о нём рассказать. Инженеры, пытавшиеся охладить его W16. Люди, делавшие для него шины. Даже те, кто делал переключатели поворотников по 1 000 фунтов за штуку.

В деле же Veyron не представляет из себя ничего особенного, если быть безжалостно искренним. Двигатель урчит, как бизонье пузо, а на треке он быстрый, но не настолько, чтобы этом можно было назвать захватывающим. И каким-то сверхпривлекательным он тоже не является.

Но Concorde страдал от этих же проблем. Он был шумный и тесный, и когда персонал спрашивал, какое вино ты желаешь из погреба, ты знал, что его там нет. Уверен, что с управлением у него тоже было не всё гладко. И всё же…

Это та же история, что и с Veyron. Он может быть таким же обычным на стандартных скоростях, как Golf, но ты всегда помнишь, что он способен дойти до 400 км/ч. И ты знаешь, сколько крови было пролито, чтобы он был на это способен. Именно это и делает Veyron таким особенным.

И мне очень грустно от того, что за оставшееся нам время мы не увидим ничего подобного. Как и Concorde, он пришёл, он победил, а потом ушёл, и в мире нет ни единой компании, у которой было бы столько времени, денег и упорства, чтобы проверить, могут ли быть возможными 1 010 лошадиных сил и 500 км/ч.

Так что да, Veyron. Последнее громкое «Ура!».

2003: Lamborghini Gallardo

Blog post image

Я не разбил свой список 10 великих машин на категории, предпочтя вместо этого перечислить те, что я считаю лучшими  и неважно, сколько у них дверей, или как быстро они ездят.

Но боюсь, что ни один список такого типа не будет законченным без Ferrari. И тут у нас проблема. За последние 10 лет не было ни одной достойной.

Был Enzo, которому требовалось новое сцепление после трёх стартов с места и который скрывал завесой тайны всё происходящее вокруг на кольцевой развязке. В какой-то степени он был катастрофой, если  говорить честно.

Были ещё 612, 599, 430 и California – и все они превосходны. Особенно выделяется 430 Scuderia.

Современные Ferrari ощущаются иначе, чем другие машины. Они легче, проворнее, быстрее, острее и более техничны. Они чувствуются абсолютно изумительными. Но есть одна проблема. За последние 10 лет Ferrari забыла, что половина успеха её машин зависит от внешности, и ни один из перечисленных автомобилей в этом плане не отличился. Они не уродливы. Но они и не заставят маленьких мальчиков падать на землю и заливаться слезами.

Следующая модель – 458 Italia – навёрстывает это с избытком, но она предназначена для следующего десятилетия. А значит, я собираюсь признать, что на самом деле лучший итальянский среднемоторный суперкар родился не в Маранелло, а чуть ниже по дороге в Болонье. Это Lamborghini Gallardo, который доставлял почти столько же удовольствия, сколько Ferrari, но выглядел в тысячу раз лучше.

2006: Range Rover TDV8

Blog post image

Если какой-нибудь мальчишка спросит меня, какой лучший автомобиль из тех, на которых я ездил, я отвечу: «Bugatti Veyron», и он расплывётся в улыбке, потому что это и его любимая машина. Но по правде говоря моя любимая машина – это Range Rover. Не Sport. Он мерзкий и отдаёт чеширизмом. И не бензиновый, потому что это просто глупость. Нет, именно TDV8.

Этот автомобиль погружает своих обитателей в почти роллс-ройскую атмосферу благополучия, даже если он в грязи по дверные ручки. А выбор игрушек для последней модели вызовет у продавца Dixons судороги и смерть.

Кто-то говорит, что Range Rover – это дьявол, и что он станет причиной смерти нас всех, но мой TDV8 – я всё же купил себе его в ответ на бред одного особенно невменямого эко-иста в программе Today – потребляет 11,3л/100км. И кроме этого его выпускают внутри страны, так что его не нужно транспортировать до моего дома с другого конца света.

Так что в плане «зелёности» он безгрешен. Но не то что бы мне было до этого дело, когда я еду на нём по своей ферме с багажником полным бухла, дробовиком под рукой и чувством, что несмотря ни на какие проблемы, всё в мире замечательно.

2003: Volkswagen Phaeton

Blog post image

Когда тянешь за рычажок включения омывателя стекла Volkswagen Phaeton, на передние фары тоже направляется струйка воды. В этом нет ничего необычного. Необычно то, что сначала она направляется на одну фару, а потом, когда та становится чистой, на вторую. Так сделано, чтобы водителю не приходилось внезапно погружаться в непроницаемую темноту, когда обе фары одновременно покрываются мыльным раствором.

Когда замечаешь внимание к таким вещам, сразу понимаешь, что вся остальная машина точно будет сенсационной. Так и есть. Взгляните на петли крышки багажника, к примеру. Хочется поставить их себе на стол как пресс-папье.

Но самое лучшее в Phaeton это то, что на самом деле это Bentley Continental GT, только без показушности и ассоциаций с футболистами. И стоит он меньше. Это великий, великий автомобиль. На мой взгляд, это лучший VW в истории.

2007: FIAT 500

Blog post image

Volkswagen породил новый тренд, когда они убрали деловой костюм Golf и заменили его на творение, которое, если немного прищуриться, смутно похоже на худший автомобиль за все времена. Volkswagen Beetle.

Проблема была в том, что нас просили потратить немного больше за машину, которая, как мы чертвоски хорошо знали, была «Гольфом», но выглядела так, будто её дизайном занимался Гитлер. Цветочная ваза на приборной панели, бывшая в стандартной комплектации, была милой деталью, но этого недостаточно.

Потом появился Mini от BMW. Превосходная машина и превосходная интерпретация того, чем могла бы стать мятежная малютка, если бы британцы так не боялись перемен.

Но если говорить об омолаживании дизайна, то здесь Mini будет играть вторую скрипку, а первым будет крохотный Fiat. Да, мы знаем, что двигатель находится спереди, и что ходовая взята у Panda, но выразительная дерзость кузова и экстремально низкие цены сделали так, что на остальное нам наплевать.

Это не самый привлекательный автомобиль в мире. Не самый быстрый, не самый экономичный, не лучше всего собранный, не самый комфортный, не самый дешёвый, но для меня нет никаких сомнений, что самый клёвый.

Помните фотографию Робера Дуано с целующейся парой перед городской ратушей в Париже в 1950-м? Я знаю, что это было за годы до того, как появился оригинальный Fiat, и что это не та страна, но когда едешь на современной версии, на самом деле веришь, что ты - мужчина с той фотографии?

Тогда как если едешь на Mini, тебя иногда переполняет неприятное чувство, что ты агент по продаже недвижимости.

2003: Rolls-Royce Phantom

Blog post image

Кто-то говорит, что это лучшая машина в мире здесь и сейчас а, следовательно, и лучшая машина десятилетия. Что ж, иногда мне кажется, что они правы.

Дело не в зонтиках в дверях, и не в двигателе, который по ощущениям работает на взбитых сливках. И не в распашных задних дверях, и не в способности подвески поглощать любую расселину в леднике. На нём можно проехать по вспаханному полю и не пролить свою выпивку.

Нет. Для меня Phantom стоит отдельно от остальных из-за светильника сзади в стиле арт-деко. Он такой большой и такой чудный. Если честно, это единственная вещь с любой машины в мире, которую я бы взял к себе домой.

2009: Aston Martin DBS Volante

Blog post image

Aston Martin – это лошадка, обученная одному трюку. Несмотря на все заверения, что они собираются поставить кожаные сиденья на Toyota iQ и продавать её с шильдиками Aston за 20 000 фунтов, что является глупейшей идеей, нет сомнений, что Aston единственно знает, как выпускать один автомобиль. У него длинный капот, он красив, и у него большой двигатель. Точка.

Началось всё с DB7. DB8 промахнулся, и тогда DB9 принял эту палочку, которую сейчас вместе несут Vantage, DBS, Rapide и ожидаемый вскоре миллионофунтовый One-77.

Пытаясь выбрать, какой из них лучше – то же самое, что выбрать, какой лучше из Мальдивских островов. Это невозможно. Они все одинаковые. Поэтому я бы просто посоветовал купить самый дешёвый и успокоиться. Однако если вы это сделали, значит, вы не познакомились с DBS Volante, который точно такой же, как и все остальные, но немного лучше в любом отношении.

Ferrari, Lamborghini, Bugatti и все остальные производители суперкаров, которые сегодня здесь, завтра в суде по делам о банкротстве, могут продать вам больше скорости и пышности, часто за меньшие деньги, но ни один другой автомобиль не засовывает свою руку тебе в штаны и не начинает там рыскать так, как это делает DBS. Дело не только в шуме, который он производит, или чувственности его кузова. Это странная эмоциональная связь, которую нельзя объяснить – зато её можно осязать.

Вечером я вылажу из машины и иду к дому. Но когда я вылажу из DBS, я всегда поворачиваюсь и кидаю на него ещё один последний взгляд до того, как зайду домой.

2005: Mazda MX-5

Blog post image

Это был спорт-кар 80-х и 90-х, и это же спорт-кар десятилетия, которое я ни за что не буду называть «нулевыми». В основном благодаря тому, что он один в своём классе. Я был предрасположен к тому, чтобы в этот раз отдать лавровую ветвь Ariel Atom – исключительной машине, сфокусированной на водителе. Но у Atom почти нет багажника. Или ветрового стекла. Или кузова, или даже набивки в сиденьях, так что хотя он немыслимо захватывает на треке, на нём будет очень невозбуждающе ехать в ноябре.

Вот почему MX-5 снова победил. Это идеально сбалансированный автомобиль. Не быстрый, но если набрал скорость, у тебя не будет причин её сбрасывать. Просто плывёшь из поворота в поворот, как никогда бы не смог на более крупной и тяжёлой машине.

Я думал, что последняя версия, выпущенная в 2005-м, с увеличенным багажником и появившимся трэкшн-контролем, потеряет часть своего незамысловатого шарма. Я также был обеспокоен тем, что её раздутые арки будут выписывать чеки, по которым слабенький мотор не сможет платить.

Но нет. MX-5 точно такая же, как и раньше. Только лучше.

2009: Tata Nano

Blog post image

Я часто спрашиваю себя, почему Mercedes S-Class настолько дороже Ford Fiesta. Они сделаны из одних материалов и – давайте только шёпотом – по одним стандартам и людьми, получающими одинаковое количество денег. Поэтому если только Ford не обогревает свои заводы, или на Fiesta не стоят сиденья из бака для просроченных продуктов, стоящего за цехами Recaro, нет никаких причин для большой разницы в цене.

И это приводит меня к следующему вопросу. Сколько на самом деле стоит сейчас выпустить машину?

К сожалению, поскольку автокомпании скрывают эту информацию так же тщательно, как вожатый скаутов свой жёсткий диск, ответ получить невозможно. Но Tata сделала нам подсказку: немного.

Nano обладает двигателем, дверями и окнами, точно так же, как и BMW M5. Но стоит она – в Индии, где её делают – 120 000 рупий, т.е. меньше 1 700 фунтов.

Мир всегда был завален дешёвыми машинами. Mini был дёшев, когда его впервые выпустили – Austin терял деньги каждый раз с каждой его продажей – но ещё никогда мы не видели автомобиль, который был бы дёшев настолько. И, следовательно, это революция. Настоящий шаг вперёд.

Я не могу понять, почему эко-исты и паникёры так готовы критиковать эту маленькую машинку, ведь на самом деле она уравнивает правила игры для развитых стран и тех, что ещё не успели развиться. Я ненавижу саму идею того, что мы на западе можем заявить: «Ну, мы ездим на машинах уже сто лет и мы решили, что Nano – это плохо, так что, мистер Пател, вам лучше вернутся к своему волу». Это варварство.

Конечно, правительства скажут, что если на дорогах появится ещё больше машин, то нас ждёт коллапс. Но поскольку мы избираем правительства для защиты своих интересов, и раз это в наших интересах иметь машину, тогда это их обязанность – просто построить больше дорог.

2007: Nissan GT-R

Blog post image

У меня осталось последнее место в этом списке, и моя голова кружится от обилия вариантов. Должна ли его занять Kia Soul, первая машина с края Тихого океана, которую действительно можно захотеть купить, или Chevrolet Corvette ZR1, первый Vette, способный высоко держать голову и за пределами Америки?

И есть же ещё мой давний фаворит, Subaru Legacy Outback, и все Impreza из этой же конюшни. Я также боюсь, что это не Renault, и не Jag, хотя оба они прекрасно поработали в десятилетии без названия.

Но в итоге я решил, что здесь должен быть автомобиль, который мне не очень нравится – Nissan GT-R. Это такая скорость и устойчивость за такие деньги, что просто сложно поверить. Поэтому-то он так популярен среди пилотов Formula 1, которые не могут заявить, что ездят на нём из-за обязательств перед спонсорами.

Он немного эксцентричен. И его техничная система полного привода нравится только хардкоровым игрокам. Плюс к этому он ещё и уродлив.

В общем, это не мой выбор, зато выбор Дженсона Баттона, и думаю, это говорит о многом.


Jeremy Clarkson

 

0
334
2