Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
1
11:31, 21 марта 2013

[Фантазер из Южного Лондона] — Дункан Джонс

_____________Blog post image_____________

Все-таки, становится радостно за то, как сложился карьерный путь Дункана Джонса после выдающегося дебюта, оказавшегося переломным моментом. «Луна» 2009 года с отличной игрой Сэма Роккуэла и притягательностью независимой научной фантастики, принесла Дункану «Бафту» за прорыв в британском кинематографе, после чего к режиссеру обратилось повышенное всеобщее внимание. Поступали предложения встать у руля ребута «Супермена», «Россомахи» и даже «Судьи Дредда», но по стечению обстоятельств участие в создании этих лент Джонс не принимал, зато остался верен жанровой жилке, нащупанной им еще со времен первых короткометражных работ. Потому как в 2011 вышла уже голливудская лента «Исходный Код» с так мною хваленным Джейком Гилленхолом, где хоть и с бюджетным блеском большего размаха, аспект научной фантастики и тематики, которая будучи интересной режиссеру, здесь не сливается со зрелищным фоном, а остается зиять как лейтмотив всех произведений Дункана, как минимум до  следующего фильма после многострадальной экранизации «Варкрафта», к которой не так давно приставили у руля Джонса.

▬ Фантазер из Южного Лондона ▬

Дункан Джонс, родившись в 1971 году, в районе Южного Лондона, провел часть своего детства в Берлине и Швейцарии (любовь к завораживающе-холодным пейзажам которой он выразил в «Свисте»), мечтая стать рестлером (привет Фавро!). Режиссер скромен в том, что почти никогда не упоминает намеренно имя своего отца – музыканта Дэвида Боуи, скорее всего, потому что какие-то люди ввиду своей глупости связывают его причастность к успеху сына с порицательным тоном. На радио-интервью Дункан часто говорил, что папа у него замечательный и они с ним в добросердечных отношениях, и тот, как и любой хороший отец, всегда его поддерживал, но и учил самостоятельности и воле к достижениям. Джонс получил степень бакалавра философии, уехал в Теннеси, чтобы получить и PhD, но, какой молодчина, вернулся в Лондон, так и не завершив докторантуру, и поступил в Лондонскую Киношколу.
Удивлю вас еще и тем, что на старте карьеры занимался он не только режиссурой рекламных роликов, но и участвовал в создании кат-сцен в Republic: The Revolution – хардкорной политической пошаговой стратегии 2003 года, попутно еще и засиживаясь с программистами, работая над скриптом. Впрочем, капля пацанского хулиганского задора и гипертрофированного, чисто фанатского, проявления любви к кино в Дункане теряться не собирались. А вылилась это все в замечательном рекламном видео “Fashion vs Style”, где с долей ироничной подачи, аля Джон Ву дерутся две красивые девушки, в финале страстно целуясь. В итоге 127 жалоб в Великобритании на содержание ролика – европейского бесстрашного полового юмора, почему то, некоторые люди не поняли.

Blog post image

После отмеченной более чем десятком номинации и наград «Луны», Дункан Джонс собирался идеологически продолжить свое видение жанра и снять некий «Mute», вдохновленный по его словам «Бегущим по Лезвию» (и вместе с тем оммажем последнему). Место действия предполагаемо будущей картины – футуристический Берлин, образ которого был бы отчасти, я думаю, основан на смешении детских и взрослых впечатлений о городе. История, как было рассказано из уст самого режиссера на пресс-конференциях к «Луне», повествует о немом бармене и загадочном исчезновении подруги, сильно взволновавшем его. Раскрытию тайны мешают банды гангстеров, по какой-то причине готовые на все, чтобы не дать всплыть правде.

В картине Дункан обещал камео Сэма Белла (героя Сэма Роккуэла в «Луне»), потому что время действия у двух фильмов одинаковое. В общем, связь между лентами интересная – если Сэму Беллу было что сказать, но некому кроме бортового ИИ, то бармену из «Mute» говорить бы пришлось кстати, но нет возможности. Также, Дункан планировал противопоставить части условной трилогии (вскользь упоминался еще один фильм) в создаваемой атмосфере – против гнетущего космического одиночества «Луны» показать суматошный урбанистический быт.

Парень же поступил, во-первых, логично, во-вторых, более чем полезно, согласившись снять «Исходный Код», по приглашению Джейка (Гилленхола), который твердо настоял на поручении режиссерских обязанностей Джонсу и только ему. Картина получила признание и критиков, и зрителей (и наше тоже), и добилась успеха и в кассе, что открыло перед молодым талантливым британским режиссером множество перспективных путей. Чуткое художественное видение жанра, самобытность и умение созидать сложное отношение технологии и человека, вбирающее в себя широчайший спектр тем, в интересно и легко рассказанных историях.  А теперь перейдем непосредственно к кино!

Blog post image

▬ От hi-tech киллера до sci-fi метафоры ▬

Whistle / Свист (2003)  - вышел в качестве дополнительного материала в DVD издании «Луны», и создан при благодатной помощи друзей, родственников и бабушки Дункана, исправно подававшей внуку овсяные печенья.

Уже первой своей короткометражной работой, Дункан обозначил интересующие его темы, при этом нанеся и личный мазок – «Свист», исходя из титров, он посвятил всем отцам на свете. Картина рассказывает о наемном убийце, использующим высокотехнологическую установку, позволяющую ликвидировать цель с огромных расстояний, не покидая теплого дома – представьте себе, осуществляешь заказ и попутно смотришь недавно скачанный эпизод любимого сериала. С хлопьями.

Blog post image

Драматический поворот с первым «неудачным» убийством и сопутствующих угрызениях совести, конечно, не редкостен, но практическая фишка с орудием киллера, а также жены, что нетрадиционно, осведомленной о работе мужа придает короткометражке отличительные черты. Сакральная же метаморфоза любого, отчасти научно-фантастического  фильма, с выходом за границы оригинальной (или просто крепко сбитой) концепции в поле драматизма и поиска ответов на приземленные человеческие вопросы выражается в «Свисте» в природе отцовства простой истине – семейной ценности. Когда главный герой предпринимает жалостливые попытки разукрасить жизнь своего 10-летнего сына, обиженного за переезд в Альпы из родных мест, и не понимая сути, бросается искать успокоение в предоставленной стрессовой ситуации со злополучным заказом – в самых прозрачных интонациях Дункан обращается с советом ко всем папам в мире. Если ты, как каждый мужчина, говорит режиссер, ищешь умиротворение необузданного природного начала, не беги, не стремись на подвиги, оглянись, или посмотри вниз – вдруг там ползает на четвереньках, так тебе необходимое, спокойствие, и соверши достойный поступок ради него, пускай им окажется обыкновенный лыжный поход.

Blog post image

Луна 2112 / The Moon - вышедший в 2009 научно-фантастический триллер, снятый всего за 33 дня и малюсеньким бюджетом (5 млн $) с Сэмом Рокуэлом и Кевином Спейси  (чей суховатый голос идеально подошел для озвучивания ИИ в фильме) потряс жанр, ибо излюбленный прием все базировать на оммаже культовому science fiction 70-80-х здесь лишь сопровождает по-настоящему круто рассказанную историю, выражаясь в стилистике и деталях. Впрочем, и настроение, и подача материала пропитаны таинственностью и непреодолимо-притягательной загадочностью, так сильно характерной знаменательным представителям жанра – «THX 1138», «Космической Одиссее» и т.д. Дункан молод,  а потому режиссура не сдает позиции когда дело касается ностальгии. Таковая может возникнуть у окончательно потерянных в прошлом олдфагов, когда же как «Луна» нацелена вызвать то позабытое для них чувство знакомства с великой фантастикой. Уверен, спустя годы, дебют Джонса будут разбирать на лекциях в кинематографических училищах, наверняка обращая внимание на завораживающую игру Рокуэлла, и отмечая в меру выпяченный символизм – луна, одиночество, экзистенциализм.

Blog post image

Еще радует тот факт, что при таком бюджете, команде во главе с Джонсом сделать картинку уникальной. Дело даже не в цветовой палитре, спецэффектах, а в том, что верится в глубину действа. Вот едет лунный бульдозер – обычная CGI-модель, недостаточно детализированная, чтобы говорить о каких-то высотах анимации, но в той мере достоверная, что исключительно прекрасно работает на историю. Этот выверенный уровень связи между видимым и тем, что изображение пытается сказать на самом деле, достигается крайне редко. А в фантастике особенно важно не заострять внимание на необычной визуализации, естественно сопутствующей  жанру,  чтобы материальный мир уходил на второй план, воспринимался как должное, как составляющая мирка, открывая зрителю необычное в обыденных вещах.

Blog post image

История же блестящая как по фабуле, так и на деле, при пересказе может не показаться чем-то оригинальным. В этом то и вся прелесть. Намеренно вряд ли преследуя цель быть помянутым в одном ряду с «Темной Звездой», «Чужой Землей», космическим опусом Кубрика, Джонс рассказывает мощный в своей сюжетной структуре философский трактат о том какого это быть человеком. Без сложностей, без лишних реплик и саспенсовых накруток Джонс сделал действительно крутой фильм.  Потому самым лучшим решением после прочтения данной статьи будет пойти и пересмотреть «Луну», ибо ее прелестное жанровое очарование и многоуровневое восприятие никуда не исчезают при повторном знакомстве.

Blog post image

Исходный Код / Source Code (2011) Прежде всего, хочу признаться, что я очень люблю этот фильм, а потому о какой-то объективности говорить не придется. Трудно определиться с жанром картины, чье развитие действия приводит ,в темпе высококачественного и напряженного детектива, нас в финал, блистающий философскими отражениями и лирическими отступлениями . Для Дункана нет границ в направлении, он не пытается как то оградить рамками восприятие своей ленты. В тоже время, ему не изменяет чуть ли не тактильное ощущение правильного ритма и выдержанности. Сюжет развивается подобно вихрю, закручиваясь с каждым разом все сильнее, в то время как герои хрестоматийными тропами движутся к кульминации. Мысль об обращении к "Исходному Коду" лишь как к энергичному триллеру остается не у дел. Потому что, Дункан, как и в первой работе, заставляет зрителя думать и заканчивать свои метафорические высказывания. Он не предлагает зрелище, а дает шанс самому подняться на сцену и творить, на ограниченное хронометражем время, подобно главному герою, погружающемуся в память неизвестного учителя.

Весь фильм, Дункан рассуждает от противного. Убивая с каждым погружением в памяти героя сотни людей, он возвышает значимость и ценность одной человеческой жизни, показывая сцену, стоящую в ряду самых метафорических и символичных в кино-истории двухтысячных, когда пассажиры поезда замирают, словно в незабвенной картине во вселенском течении действительности, где в лицах людей видны первостепенные ценности и искренне счастье. Они смеются, любят, и живут, одновременно с этим умирая. "Исходный Код" - ода бесконечности человеческого существования, доказывающая, что все вечно и незыблемо.

Blog post image

Когда коммерческому фильму, холодному на бумаге, удается провернуть подобный,  возможно и всего лишь трюк, но вызвав столько чувств, находящихся в другой плоскости нежели просто кайф от зрелищности и мастерского саспенса, то стоит как минимум, режиссеру отдать должное в мастерстве удивить в поле, казалось бы, уже не раз обыгранной концепции.

*        *        *

А пока мир потрясают события различного масштаба и коофицента полезности, известно две вещи, касающиеся талантливого британца. Первое – он будет тем, кто либо обрадует миллионы геймеров на планете, либо заставит их всех уйти в полугодовые запои с рейдами в заброшенные локации Азерота, и второе – если верить IMDB, Дункан работает над сценарием к фильму о Яне Флеминге. Что же до упомянутой в начале статьи трилогии, то она, скорее всего, еще пребывает в планах. А пока пожелаем улыбчивому Дункану поменьше тратить нервов на «Варкрафте» и поскорей вернуться в свое истинное лоно – чувственного сай-фая с несравненным визуалом и отличными историями.

 
1
649
1