место в рейтинге
  • 114611
  • 33
  • 5
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Проект Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «Об общественном контроле в Республике Казахстан»


1. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «Об общественном контроле в Республике Казахстан» (далее – проект Закона).

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

В Республике Казахстан реализация новых масштабных целей и задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в январском Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» а также реализация Стратегии развития страны до 2030 и иных Государственных программ и стратегических документов требует   повышения эффективности государственных органов и органов местного самоуправления.

Решение этой императивной по своему характеру задачи тесно связано с повышением потенциала гражданского общества, способного последовательно осуществить процесс политической, экономической и социальной модернизации государства и общества через повышение роли общественного контроля.

Казахстанское общество должно располагать современными и эффективными инструментами независимого контроля за деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в целях снижения коррумпированности этих институтов.

Это позволит существенно подкрепить закрепленные на уровне Конституции принципы разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека.

Развитие института общественного контроля также позволит обеспечить ориентацию деятельности объектов общественного контроля на реализацию общественных интересов; оградить граждан от бюрократических извращений и коррупционных посягательств; повысить доверие между властью и обществом, являющегося необходимым условием для полноценного функционирования общественно-политической и социально-экономической систем.

В этой связи назрела необходимость в создании эффективно функционирующей системы общественного контроля.

Следует отметить, что за годы независимости в Республике Казахстан велась работа по развитию института общественного контроля.

На сегодняшний день уже сформировалась правовая база, свидетельствующая о необходимости и неизбежности общественного контроля в большинстве сфер правового регулирования.

В настоящее время в Республике Казахстан действует довольно большой комплекс нормативных правовых актов, в той или иной степени регулирующих осуществление общественного контроля (акты указаны в разделе 8 настоящей Концепции)

Широкий спектр нормативных правовых актов и иных актов принимаемых на самых различных уровнях в отсутствие структурообразующего закона, приводит к тому, что принципы общественного контроля, закрепленные в Конституции и конституционных законах Республики Казахстан, не всегда получают адекватное отражение в конкретных законах и положениях. И наоборот, удачные юридические модели и позитивный опыт практической организации общественного контроля, закрепленные в том или ином нормативном правовом акте, часто оказываются незамеченными.

В этой связи можно обозначить ряд проблем, имеющих место в действующем законодательстве Республики Казахстан в области осуществления общественного контроля:

-     действующие нормативные правовые акты в области общественного контроля содержат в подавляющем большинстве декларативные или бланкетные нормы;

-     не определены функции и полномочия субъектов и объектов общественного контроля;

-     не закреплены принципы и порядок определения нормативных правовых актов и материалов (проектов и т.д.), подлежащих обязательному рассмотрению в рамках осуществления общественного контроля;

-     не урегулированы процедуры осуществления общественного контроля, требования к их осуществлению, условия легитимности (общественные слушания, общественная и независимая экспертиза, подготовка заключений). Лишь в ряде законодательных актов предусмотрены отдельные процедуры, связанные с осуществлением общественного контроля, в частности в Экологическом кодексе Республики Казахстан;

-     не урегулированы вопросы взаимодействия субъектов и объектов общественного контроля,

-     не закреплены на законодательном уровне государственные гарантии доступа субъектов общественного контроля к документам и материалам, необходимым для полноценного осуществления общественного контроля;

-     не закреплена обязанность объектов общественного контроля и их должностных лиц реагировать на заключения, рекомендации и результаты экспертиз, подготовленных в результате осуществления общественного контроля;

-     не закреплен порядок рассмотрения объектами общественного контроля экспертиз, рекомендаций и предложений, выработанных субъектами общественного контроля;

-     не закреплен порядок осуществления совместных экспертных процедур объектов и субъектов общественного контроля, направленных на преодоление расхождений в оценках ситуации, выявленной в ходе осуществления общественного контроля;

-     не установлена ответственность объектов общественного контроля и их должностных лиц за воспрепятствование субъектам общественного контроля в их законной деятельности;

-     не получили своего законодательного решения и ряд других вопросов, требующих своего правового регулирования.

В институциональном плане в Республике Казахстан также есть как положительный опыт, так и вопросы проблемного характера.

На сегодняшний день в Республике Казахстан действуют отдельные институты общественного контроля: Общественная палата при Мажилисе Парламента Республики Казахстан, консультативно-совещательные органы, общественные советы при государственных органах и учреждениях. Активное участие в общественном контроле принимают общественные объединения, организации и профессиональные объединения. Деятельность институтов общественного контроля стала заметным фактором, влияющим на деятельность системы органов власти и управления.

Вместе с тем уровень и характер влияния общественного контроля на эффективность деятельности государственных институтов и органов местного самоуправления еще не соответствуют требованиям времени и принятым в международной практике стандартам.

В определенной мере это связано с тем, что деятельность отдельных субъектов общественного контроля не сложилась в целостную систему.

Целый ряд из указанных выше проблем может быть решен путем принятия Закона Республики Казахстан «Об общественном контроле в Республике Казахстан», направленного на создание правовой основы функционирования в нашей стране целостной системы общественного контроля.

Таким образом, актуальность разработки проекта Закона обусловлена необходимостью:

во-первых, наиболее полной реализации конституционного права граждан Республики Казахстан на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей (ст. 33 Конституции РК).

во-вторых, создания правовых условий для становления системы общественного контроля и правовой регламентации процесса осуществления общественного контроля;

в-третьих, содействовать вовлечению общественности в процессы политической и экономической модернизации страны и дальнейшего индустриально-инновационного развития;

в-четвертых, обеспечить максимальную открытость государства для гражданского участия;

в-пятых, повысить уровень защищенности общественных интересов и прав граждан в деятельности объектов общественного контроля;

в-шестых, стимулировать повышение взаимного доверия между властью и обществом;

в-седьмых, консолидировать общество на конституционных принципах верховенства права, народовластия и приоритета прав человека за счет широкого вовлечения граждан в процессы принятия, исполнения и корректирования управленческих решений.

Практическая актуальность проекта Закона предопределена конституционной реформой, проведенной в Республике Казахстан и обозначившей особое место социально-правового контроля в области обеспечения верховенства закона.

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан правовая охрана может осуществляться не только специализированным органом конституционного контроля (Конституционным Советом), но и всеми органами публичной власти, государственными и общественными организациями в пределах предусмотренных законом и установленными способами.

 

Ключевые положения проекта Закона.

Общественный контроль в соответствии с проектом Закона рассматривается как совокупная деятельность граждан Республики Казахстан и их объединений, направленная на поддержание прозрачности и учета общественных интересов в деятельности объектов общественного контроля, повышение эффективности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, усиление их ответственности перед обществом.

Проектом Закона предполагается определить следующие субъекты общественного контроля:

-   граждане Республики Казахстан;

-   объединения граждан:

-   общественные объединения (политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству Республики Казахстан), в том числе неправительственные организации;

-   Общественная палата при Мажилисе Парламента Республики Казахстан и другие консультативно-совещательные органы;

-   общественные советы при государственных органах;

-   региональные профессиональные объединения;

-   объединения потребителей;

-   иные объединения граждан, деятельность которых не противоречит действующему законодательству Республики Казахстан;

-   саморегулируемые объединения (СРО).

В качестве объектов общественного контроля проектом Закона предлагается определить:

-   государственные органы и органы местного самоуправления;

-   субъекты квазигосударственного сектора;

-   физические и юридические лица - получатели бюджетных средств;

-   субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение;

-   физические и юридические лица, оказывающие социальные и иные услуги населению;

-   физические и юридические лица, деятельность которых затрагивает общественные интересы (в части контроля за состоянием загрязнения ими окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности физических лиц, населенных пунктов и производственных объектов);

Предметом общественного контроля в соответствии с проектом Закона должна стать деятельность объектов общественного контроля.

К процедурам общественного контроля проектом Закона следует отнести:

-   доступ граждан и их объединений к информации о деятельности объекта общественного контроля;

-   общественные слушания;

-   заслушивание докладов и отчетов о результатах работы;

-   участия на заседаниях коллегиальных органов;

-   экспертные совещания;

-   общественная экспертиза;

-   общественный мониторинг;

-   независимая экспертиза;

-   общественный сход;

-   общественное собрание;

-   индивидуальные или коллективные обращения граждан;

-   запросы депутатов;

-   общественные и журналистские расследования.

Результатами общественного контроля в соответствии с проектом Закона должны быть отнесены:

-   заключения;

-   рекомендации;

-   представления.

В соответствии с проектом Закона принципы осуществления общественного контроля исходят из установленной Конституцией Республики Казахстан демократической природы общественного устройства Республики Казахстан.

В рамках данной концепции представляется целесообразным зафиксировать следующие важнейшие принципы общественного контроля:

-   законности;

-   приоритета прав человека и гражданина;

-   доступности. (Возможность участия в общественном контроле должна быть гарантирована для всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения и других факторов. Общественный контроль должен быть доступен в равной степени для всех граждан, желающих защищать общественные интересы);

-   объективности. (Общественный контроль должен осуществляться на основе объективной оценки деятельности объектов общественного контроля и отвечать интересам общества. Недопустимо использование общественного контроля в качестве орудия для достижения частных интересов, противоречащих интересам общества);

-   независимости (Условием действенности общественного контроля должна быть его независимость как от органов власти, так и от чего быто ни было вообще. Контролировать можно, только обладая независимостью);

-   доказательности. (Общественный контроль должен осуществляться на основе подлинных доказательств и фактов. Неправомерность деятельности объекта общественного контроля должна быть доказана достоверно. Данный принцип тесно связан с принципами полноты и объективности, поскольку общественным контролем должен использоваться полный спектр доказательств для достижения объективности);

-   доступности информации о деятельности объектов общественного контроля, позволяющих субъектам общественного контроля получать всю необходимую информацию, позволяющую формировать обоснованные суждения и заключения относительно эффективности деятельности объектов общественного контроля, следованию ими общественных интересов, мотивов принятия решения их должностных лиц, включая наличие или отсутствие коррупционной составляющей;

-   всеохватности общественного контроля. (Согласно этому принципу общественный контроль должен распространяться не только на государственные органы, но и на органы местного самоуправления, субъекты квазигосударственного сектора и учреждения (школы, вузы, больницы, поликлиники, детские сады, и т.п.), правоохранительные, надзорные и судебные органы, учреждения исполнения наказания, Вооруженные силы и т.д.. Заслуживает обсуждения вопрос распространения системы общественного контроля на физических и юридических лиц, оказывающих социальные услуги или иным образом влияющие на благополучие населения);

-   гласности, открытости и публичности общественного контроля. (Открытость деятельности и публичная отчетность субъектов общественного контроля должна быть гарантирована Законом);

-   компетентности и гражданской ответственности всех участников системы общественного контроля при выработке заключений, предложений и рекомендаций объектам общественного контроля. (Этот принцип реализуется путем приоритетного привлечения к участию в деятельности системы общественного контроля граждан, продемонстрировавших свою профессиональную компетентность и гражданскую ответственность);

-   самостоятельности общественных объединений, участвующих в осуществлении общественного контроля. (Этот принцип опирается на конституционные нормы о свободе объединений. В Закон должны быть включены юридические механизмы, исключающие создание органами государственной власти или органами местного самоуправления – прямо или косвенно – подконтрольных им общественных объединений, призванных участвовать в осуществлении общественного контроля);

-   обязательности общественного контроля. (Данный принцип предлагается конкретизировать через нормы, обязывающие объекты общественного контроля и их должностных лиц оказывать содействие работе органов общественного контроля, обнародовать и учитывать их рекомендации в своей работе, давать мотивированные ответы на поступившие от них замечания и предложения и т.д.);

-   многообразия форм общественного контроля. (Этот принцип должен обеспечиваться возможностью граждан самим определять форму, структуру и наименование органов общественного контроля. Общественный контроль в различных регионах может осуществляться с учетом местных национальных, культурных и религиозных обычаев и традиций).

-   признания органов общественного контроля в качестве законных представителей неопределенного круга лиц, выступающих в защиту общественных интересов. (Введение в национальное законодательство универсального института защиты интересов неопределенного круга лиц (общественного интереса) позволит предоставить гражданам прямые и легитимные инструменты влияния на государственные органы и органы местного самоуправления).

Указанные принципы осуществления общественного (гражданского) контроля должны быть закреплены в Законе не в только форме норм-принципов или норм-деклараций, но и в форме реально работающих юридических конструкций.

В положениях проекта Закона необходимо включить гарантии безопасности гражданина в связи с его участием в организации, проведении и обсуждении результатов общественного контроля.

В первую очередь это запрет преследования гражданина в связи с его законным участием в организации и проведении мероприятий общественного контроля. Во-вторых, запрет на публикацию и иное распространение персональных данных граждан, предоставленных ими для участия в общественном контроле в соответствии с предписаниями настоящего проекта Закона, в том числе: паспортных данных, контактной и иной персональной информации.

В проекте закона следует также зафиксировать границы предмета общественного контроля.

Принципиально важно, чтобы в проекте Закона были установлены нормы, устанавливающие возможность отказа объектами общественного контроля в предоставлении информации лишь по закрытому перечню оснований, включая сюда требования сохранения государственной тайны, иных видов тайн и информации с ограниченным доступом.

Предлагается по особо важным проблемам, являвшимся предметом общественного контроля, ввести специальную процедуру - общественно-парламентского расследования.

   
28 декабря 2012, 13:31
2466

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3749
  • 58
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 3113
  • 10
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
вчера / 10:18
  • 2643
  • 9
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2781
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2359
  • 19
Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Минувшие выходные для казахстанских туристов, рвущихся от алматинской жары к иссык-кульской прохладе, снова обернулись настоящим кошмаром.
caravan_kz
19 июля 2017 / 18:39
  • 1856
  • 4
Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Решили сделать топ-5 красивых актрис Казахстана. Очень долго спорили о первых трех местах и даже чуть не подрались. Было очень тяжело выбирать.
asdbqwe
20 июля 2017 / 14:24
  • 1852
  • 41
Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Самое грустное, что, как и всегда в таких случаях, скоро на Честера начнут изливаться потоки грязи - что он был наркоманом, или что-то подобное (как в случае со многими знаменитостями).
demonica
21 июля 2017 / 15:13
  • 1863
  • 51
Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Что касается парней, так это вообще отдельная тема. Они для меня загадка. Уже год пытаюсь понять ход их мыслей. Для нас, казахов, немного сложно понять, почему человек в 35-36 лет, до сих пор не нашел смысла жизни.
AASh
вчера / 15:19
  • 1578
  • 13