Детский труд

Амир Касенов 2012 M12 18
643
14
3
0

Родные вспоминая меня в детстве, говорят, что если бы была жива бабушка или проживи она еще лет десять, я бы сейчас занимал какой нибудь высокий пост. Она умерла в 84, и мне тогда было лет 8...

Родные вспоминая меня в детстве, говорят, что если бы была жива бабушка или проживи она еще лет десять, я бы сейчас занимал какой нибудь высокий пост. Она умерла в 84, и мне тогда было лет 8. Потому, речь не о том, что у моей бабушки были связи, или еще что... Ни в коем случае. Сколько себя помню, она всегда была дома, либо путешествовала по родственникам вместе со мной, блата среди чиновников не имела, да и писала арабской вязью. Но того короткого периода в моей жизни, когда она была рядом, хватило, чтобы привить мне любовь к труду.

Жизнь в ауле - это домашнее хозяйство, частное подворье скота. Уже в пять лет я вычищал навоз из сарая. Там находились специальная (исключительно для этих целей) совковая лопата и метла. С досок, весь навоз счищался в специальную ложбину, следом поверхность подметалась, затем содержимое ложбин перекладывалось в хозяйственную тачку. Бабушка, опираясь на свой костыль, ходила рядом со мной, отслеживая весь процесс - вплоть до того, что терпеливо шла рядом со мной на мусорку, куда я тащил на тачке вычищенный навоз.

Обычно приходилось делать два рейса: во втором, навоз занимал лишь половину тачки, а вторую половину занимал уже мусор со двора - каждый день двор подметался, дабы не было опасности наступить на свежую куриную или собачью мину, да и в целом, эстетики ради. Зимой, прежде чем подмести двор, нужно было вычистить широкой деревянной лопатой весь снег.

Когда я пошёл в школу, СССР развалился. Бабушка умерла. Не лучшие времена начались у мамы. Домашнее подворье скота быстро пошло на убыль. Труд спас. Родители развелись и мы жили втроем - мама, я и племянница, дочь старшей сестры. Она с мужем в то время были на заработках в Алматы - он строил, сестра работала в медицинской лаборатории.

В нашей жизни наступил период, когда денег не было даже на уголь. Это было время, когда аулы начали разваливаться. Многие деревянные строения, которые были когда-то советскими учреждениями попросту разбирались на дрова. В то время, как взрослые, кто на крыше своего "москвича", кто на бричке (конная упряжка), а кто и на плечах растаскивал строительные балки, старался не остаться в сторонке и я. У меня были сани, и я выпросив у соседских ребят вторые, тоже участвовал в разграблении этих руин. Положив бревно на две пары саней и привязав его, да так, чтобы передние можно было поворачивать, я делал ежедневно по несколько рейсов.

Еще я помню, как взяв в руки топор и моток канатной веревки шёл за аул, в ивовую рощу. Тал (ива) - мягкое дерево, и ребенку не сложно его рубить. Нарубив несколько штук, я связывал всё это, и тащил в село, домой. Так было каждый зимний день. Ну или почти каждый, если я заранее делал большое количество рейсов. Все это нужно было делать между занятиями в школе, работой по дому, которая включала и растопку печи, ведь мама на работе. Как то было так холодно, что я укутал свою племянницу (ей тогда было годика 1,5) во все одеяла из всех, что были в доме. Она превратилась в маленький островок тепла - было видно только личико, на лбу выступали капельки пота, а у меня в это время при дыхании со рта шёл пар.

Мама работала в колхозе, который к тому время превратился в ТОО, зарплату не платили, был хозрасчет. За труд рассчитывались сеном, комбикормами и зерном. Это зерно мы перемалывали в муку и мама пекла дома по вечерам лепешки. Еще у нас был сепаратор и мы делали из молока сливки, которые затем взбивали в масло. На том месте, где сейчас в ауле стоят таксисты в Талдыкорган валялись бетонные плиты. Я начал продавать там хлеб. Затем ко мне присоединились и взрослые, "челночники". Так, на этом месте на несколько лет появился базар. Вырученные от хлеба деньги позволяли купить сахар, другие необходимые продукты, а также школьные принадлежности.

В середине 90-х у нас с одноклассниками появилось еще одно развлечение. Мы (я не единственный, кто рос в труде, да и любой, кто с аула, это подтвердит) начали соревноваться. Вместо того, чтобы выкидывать навоз, мы начали соревноваться в том, кто сделает больше кизячных лепешек. У каждого из пацанов была специальная форма (у кого тазик, у кого квадратный противень, у кого металлическая чашка), специальные резиновые (или кирзовые) сапоги, которыми мы топтали кизяк, выкладывая его на крыше сарая. Соревновательный процесс начинался весной и продолжался до глубокой осени. Так, появился еще один вид топлива, который начал дополнять уголь, который к тому времени у нас уже был.

Каждое лето я трудился на сельхозработах. В младших классах это были работы по сбору яблок. В 15 километрах от села находился колхозный яблоневый сад. Каждое утро нас собирал автобус и мы ехали туда. Работали за яблоки - каждый день я привозил домой два ведра яблок, из которых мама делала компоты, варенье, сухофрукты, а часть спускала в погреб на хранение, в дополнение к домашним яблокам. Там же, на яблоках, в классе 5-м я впервые попробовал сигареты =) (Сейчас я не курю)

Летом, в классах постарше я начал участвовать в стрижке овец. По-казахски "кырыктык". Нет, я не стриг овец сам. Моя задача заключалась в том, чтобы взять овцу за заднее копыто и притащить к столу для стрижки. Оплата также производилась в порядке хозрасчета.

После 9-го класса я поехал на сенокос. Работал тросовиком. Два трактора тащат натянутый между собой трос, который собирает сложенные в стога сено, а моя задача была идти следом с вилами и закидывать обратно сено, которое выпало за пределы троса. Там же я работал и после 10-го класса. Каждое лето на сенокосе за работу я получил по две машины сена, 1,5 тонны зерна (это 3 тонны за два года) и по тонне комбикорма (жома) за сезон. Это позволило мне обеспечить себя одеждой и школьными принадлежностями на 10 и 11 классы.

А как же игры и уроки, спросите вы?

Было время и на игры, и на секции по карате и баскетболу, и на танцевальный кружок по бальным танцам (я танцую румбу и ча-ча-ча), и на конкурсы художественной самодеятельности, и на предметные олимпиады (участник областных и районных олимпиад по физике и немецкому языку), и на домашние задания.

Не знаю. Возможно, если бы я жил где-то в Финляндии и Америке, за те работы, что я перечислил, еще в детстве, меня бы возможно отобрали у родителей. Слава богу, я вырос в Казахстане, да я и не один такой.

Труд - это благо. Детский труд воспитывает характер и очень помогает во взрослой жизни. Я точно знаю, что сделаю всё, чтобы мои дети жили в достатке. Но это не значит, что я не буду приобщать своих детей к труду - как раз таки буду (даст Аллах). Потому, что я хочу, чтобы они выросли сильными духом и конкурентоспособными во взрослой жизни.

Оцените пост

-11

Комментарии

-3
Респект) Труд действительно самая важная часть жизни человека.

и еще один респект за то, что не делаешь "гордый пост нытика", как обычно любят делать. Мол я работал паха, а вы нет. и прочее.
0
Да уж))) Вспомнил детство, как мы с бабушкой лепили кизяк. И этот запах... запах кизяка... многим этот запах не понравиться, а мне он напоминает детство. Аж слезы наворачиваются )))
0
спасибо за пост. очень душевно написано...
0
Да молодец! Я городской, но тоже с детства был приобщен к труду)), в моем случае это была дача,)) плантации как мы ее называли!)) Также подрабатывал с 12 лет, продавал разное, мороженое и т.д.)) Я согласен, что приобщение к труду нужно с детства детям)). Другое дело иногда в детстве обижались на родителей, то что рано нас будят, заставляют что то делать, утром не просыпаешься просто сбрасывают с тебя одеяло и ты уже поневоле просыпаешься и нехочешь спать))). Американцы особенно миллионеры своих детей с детства учат труду. Они с 7- ми лет учат зарабатывать себе на карманные деньги. Учат что каждая копейка достается потом и трудом. А дальше такой человек не пропадет. Как пословица говорит: "Дай человеку рыбу и ты накормишь его на один день , научи его ловить рыбу и ты накормишь его на всю жизнь"
-4
Такие люди часто к реальному труду имеют мало отношения. Думаю, нужно гордиться даже не столько тем, что были какие то трудности, а тем, что их удалось преодолеть.
Показать комментарии