место в рейтинге
  • 75124
  • 327
  • 40
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА 1920-1940-х ГОДОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТЫ

Да вот решила понемногу выкладывать исследование, которым занималась. Для чего выкладываю? Возможно этот материал поможет дополнить наше знание о культурной обстановке в стране в один из самых переломных периодов, а может поможет в аргументации тем, кто сейчас ищет факты о Казахстане. Это я о нашумевших спорах по поводу казахского-неказахского, нагыз-казахов и шала-казахов, латинского-антироссийского :)))

Материалом статей можно свободно пользоваться, надеюсь всем будет интересно.

 

Работа большая, делю е на кучу статеек поменьше. Итак, сегодня часть 1.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА 1920-1940-х ГОДОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТЫ

Особенности историко-культурного развития Казахстана

 

В истории и культуре Казахстана первая половина ХХ века – период во многом особенный. Как промежуточный, он соединил в себе черты двух эпох – уходящей старой и вторгающейся новой, древней традиционной и молодой зарождающейся.

Начало периода – заключительные страницы “золотого века” самобытной казахской музыки, поднятой на вершину Олимпа Биржаном, Аханом, Абаем, Курмангазы, Даулеткереем, и в то же время – исток большинства современных музыкальных явлений. Эти десятилетия подытожили классический этап развития казахской народно-профессиональной традиции и стали одновременно своеобразным поворотным пунктом, отправной точкой последующих художественных процессов.

Избранный этап стал и одним из самых противоречивых в истории и культуре страны. С одной стороны, буквально за два-три послереволюционных десятилетия в Казахстане был резко нарушен многовековой культурно-хозяйственный уклад жизни людей с его уникальным мировосприятием и системой эстетических, нравственных, культурных ценностей. Традиции, которые отшлифовывались столетиями и заключали в себе все накопленные знания казахского народа – генеалогию, историю, этические и религиозные воззрения и обычаи, подверглись коренной переоценке. Политика геноцида, насильственные экономические реформы аула, трагедия 1930-х годов привели к разрушению традиционного казахского общества и нарушению механизма функционирования духовной культуры.

С другой стороны, согласно целенаправленной политике государства, в 1920-1940-е годы активно развивается искусство нового типа, создается сеть специальных музыкально-образовательных и концертных учреждений, возникают формы ансамблевого, хорового, оркестрового исполнительства. На базе европейской, формируется профессиональная композиторская и исполнительская школы, в русле которых возникают музыкальные произведения, синтезирующие национальные и интернациональные стилевые черты. Особое место в новой культуре Казахстана заняла радиокультура.

Изучение архивных документов – протоколов частных совещаний и допросов, рапортов, прошений, отчетов, писем, циркуляров и телеграмм[1] (многие из которых долгое время были запрещены для издания и опубликованы только в последние годы), позволило констатировать, что три глобальных для Казахстана общественно-исторических “потрясения” начала и середины ХХ столетия – восстание 1916 года, послереволюционные преобразования и Великая Отечественная война – явились тремя последовательными “ударами”, оказавшими разрушительное воздействие на традиционную культуру и все механизмы ее функционирования. По свидетельству ученых-историков, демографов, многочисленные (в том числе непродуманные) экономические реформы, репрессивная политика – и в то же время, интенсивное развитие промышленности и транспорта, оживление торговых отношений, приток свободной рабочей силы из других регионов страны и другие факторы привели к глобальному уменьшению числа коренного населения и разрушению его этнической целостности, дисбалансу в “экономической экосистеме” аула [1, С.302] и др., что непосредственно сказалось на состоянии всей национальной культуры.

Естественно, что в ситуации, когда страна находилась в тяжелейших исторических, политических и особенно экономических условиях, носители устно-поэтической культуры были поставлены на грань исчезновения: нарушились основные принципы функционирования традиции – певец и композитор уже не мог получить достаточную материальную стимуляцию своей творческой деятельности, которая позволила бы ему существовать; в ситуации, когда происходила массовая миграция людей, массовое истребление, закономерно нарушалась связь “учитель-ученик” и др.

Приведем только несколько фамилий акынов, жизнь которых оборвалась в 1916 году и которые, не будь восстания и последующих за ним репрессий, могли бы развивать национальную музыкально-поэтическую традицию и передавать свои знания ученикам: Карибоз Кантарулы (1865-1916) – один из организаторов национально-освободительного восстания 1916 года, погиб от пули царского солдата; Ажек Мырзаулы (1885-1934) – в 1916 году вместе с кочующим народом ушел в Китай, в 1917 вернулся, а в 1932 году, когда началась сталинско-голощекинская политика “Малого Октября”, снова мигрировал в Китай, где умер в 1934 году. В это же время погиб и Асан Бармесбекулы (1866-1916) [2].

Трагически сложились жизни многих известных во всем Казахстане музыкантов, переживших восстание 1916 года и продолжавших творить. Так, Кенен Азербаев, сражался в 1916 году в отряде Али Нургожаева и своими произведениями разоблачал произвол царской власти, поддерживал боевой дух, воодушевлял повстанцев, звал их на борьбу. В результате жестокого подавления восстания часть отряда была казнена, часть (в том числе и Кенен) бежала в другие губернии или в Китай. На родину он вернулся только после октябрьской революции.

У великой домбристки Дины Нурпеисовой в 1916 году мобилизовали старшего сына Журунбая. К 1922 году, чтобы прокормить детей, Дине приходилось собирать дикое просо, ездить по аулам, исполняя кюи.

Известный казахский кюйши Казангап, из-за бедности практически не имевший личного имущества, был лишен возможности уехать в более спокойные регионы страны в то время, когда восстание было подавлено, и гонимые страхом перед репрессиями со стороны царского правительства люди бросились бежать [3].

Известный акын Кодек Маралбайулы (1988 – 1937) в 1916 году также был среди сарбазов, сочинил дастан «Он алтыншы жыл туралы». В 1918 участвовал в Гражданской войне на стороне Красной Армии. В 1920-1932-х состоял в союзе «Қосшы», а еще через несколько лет был назван «иностранным агентом», обвинен и вынужден уехать в Китай, где вскорее ушел из жизни. Жыршы, собиратель народного творчества Жусупбек Шайхысламулы (1857 – 1937), принимавший участие в восстании 1916 года после проигрыша национально-освободительнгого движения вынужден был уехать в Китай, где в казахских аулах вел просветительскую и врачебную деятельность, по некоторым документам умер в Синцзяньском округе [4, С.109, 677].

 

[1] См. например: Грозный 1916 год. Сборник документов и материалов. – А.: Қазақстан 1998. – 423 с.

 
alkinskaya alkinskaya
Нифига не блоггер.
18 декабря 2012, 20:47
2110

Загрузка...
Loading...

Комментарии

а в 2000 - 2012 гг есть музыкаль- культура?
В смысле, традиционная? Конечно есть! В течение последний пары десятилетий она пошла вверх, слава Богу,другое дело, что 15 лет назад было больше энтузиазма, на мой взгляд. Сейчас все уже как-то устаканилось. Да и многие из совсем стареньких виртуозов-домбристов к сожалению уже не с нами... Зато сыбызговая школа расширилась, изучение региональных особенностей эпических и песенных школ в науке прогрессирует... Да много чего делается, другое дело, что я как-то от этого отошла уже...
А чем сыбызгы отличается от татаро-башкирского курая? я всегда считал, что это один и тот же инструмент. но у казахов по-моему есть несколько видов сыбызгы?
и еще один вопрос. У нас есть кюйши, которые играют на 3-х и 4-х струнной домбре?
Да все инструменты то суть похожие, особенно варган (шанкобыз казахский) вообще во всех странах мира был, только во многих культурах исчез из употребления :)))
Не могу отвечать на 100 точно, но исполнитель на татарском курае играет мелодию соло, а на казахском еще была традиция в момент игры издавать на диафрагме горловые звуки, получался эдакий бурдон :))) Если хотите, я могу попробовать Вам поискать координаты Талгата Мукушева, он один из сильных кураистов, авторитет, причем не только играющий, но и пишуший.
По второму пункту: лет 5 назад точно большинство играло на 2струнной домбре. Трехструнная считалась редкостью, чуть ли не аназронизмом, а про 4 струнную я даже не слышала, увы. Возможно, это что-то из современных модификаций? Если Вы что-то знаете, сообщите мне пожалуйста, ладно? В традиционной инструментальной культуре (казахов-кочевников) домбра мыслилась как КАМЕРНЫЙ инструмент, впрочем как и все другие, Поэтому 2 струн с лихвой хватало :) Да и форма старинной домбры была иная - намного более плоская, чем современная. Современный такой "выпуклый" корпус инструмента был создан уже при Советской власти, когда в оркестрах необходим был более сильных звук и резонанс. В итоге звук получился более громким, но... гулким каким-то. Можно почитать Б. Сарыбаева, это очень интересно!
Блин, память подводит, вроде была же книга Верткова-Благодатов-Язовицкая про инструменты атлас и еще какая-то... вот незадача, а то бы дала название, вдруг Вам попадется в руки...
Я почему-то был уверен, что в Казахстане есть 4-х струнная домбра. 3-х струнную я видел, но не видел как на ней играют. Я в детстве видел 4 -х стр. домбру с выпуклым корпусом, на которой играл один старик-казах из соседнего аула. Хотя, возможно, это была не домбра, а саз. В общем я не специалист в этом деле, но думаю, что было несколько видов домбры. А вот, например, в музее г.Семипалатинск есть 3-х струнная домбра то ли Кунанбая, то ли Шакарима, и она с выпуклым корпусом.
А в 2004 г. я был Сурхандарье, Узбекистан. Там у сурханских узбеков была домбра 2-х стр. и плоская. И такие же я в Казахстане встречал.
насчет кураистов спасибо, но я лишь интересовался разницей этих инструментов. Почему сыбызгисты не играют соло?
Скорее всего, это была не домбра, или очень редкая ее разновидность, поскльку мне такая не попадалась и мои педагоги о такой нам не говорили. Жаль, что ВЫ тогда у этого Аташки не поинтересовались :) Официально считается, что 2струнная - самая универсальная, 3струнная - более редкая, которая во временем вышла из состава общеупотребительных инструментов, равно как и жетыген, асатаяк, дабыл, дауылпаз... Почему я упомянула книгу Болата Сарыбаева, потому, что в свое время он много работал как раз в лаборатории, в которой реконструировали все эти инструменты и очень интересно о них писал :)
За кураистов - не стоило благодарности, сыбызгисты играют соло, но часто - с вот таким бурдоном :)))
Вариант 3струнной доб\мбры имеется у Киргизов, но называется КОМУЗ и является у них самым распространенным инструментом. Единственное, что комузовые кюу в отличие от казахских кюев не подразумевают философскую тематику и больше о природе, портреты, веселые, а среди казахских много глубоко философских и трагичных.
Вообще, я то не самый "крутой знаток" (могу назвать фамилии тех, кто занимается целенаправленно упорно изучением культуры, если захотите почитать их вещи или пообщаться, могие из них, хоть уже и в возрасте - находимы в Скайпе или на общественных сайтах), хотя училась очхорошо и казахскую культуру, обычаи, музыку понимаю, люблю очень... а Вам если попадется книга Едыге Даригуловича Турсунова - почитайте, понравится :) Она не про инструменты, а про становление жыршы, жырау, акынов салов, серэ с приязкой почему именно в таком-то веке и в таких-то общественно-исторических условиях они появились.
есть еще книжка, точнее мне попадалась в виде диссера в Пушке якутская тетечка о мифологических представлениях тюркоязычных народов и как это сказалось на всей музыкальной концепции горлового пения тюрков (ну она то на примере своих якутов, но и к нам многое применимо) там собственно ужас интересно не само горловое пение, а сама глава о тюркском сакральном мире/мирах...
Спасибо за подробный ответ. Я по мере возможности постараюсь поискать книги, которые вы посоветовали.
Если бы эти книги были в электронном виде, в интеренете со свободным доступом для всех,то было бы совсем замечательно.
а на счет домбры, то летом планирую сьездить в родные края, попути заскачу в тот самый аул, в котором жил тот дед. дед наверняка помер, а вот домбра надеюсь жива, если это домбра конечно.
Для Вас всегда пожалуйста :)))
Турсунова 100 процентов найдете :)
якутская работа: Халтаева Лариса Афанасьевна: "Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений Тюрко-Монгольских народов". СТРАШНО интересная вещь. Не бурдоном, а началом, где о космогонии написано :)
У меня были выписки, но надо к маме идти за ними, а холодно у нас... если в инете найдете - хорошо, нет - я когда (мой 1 руководитель подружка Халтаевой была и у нее диссер весь был) до мамы доберусь - перепечатаю и Вам вышлю.
Я вот знаю певицу ,которая была
Жанна Исина.
в 90 - е Жанна Исина
и Гуля Тулегенова. Юоже как пели.
Сейчас одни шлюхи на эстраде.
Shpak
0
0
Чувствуется Вы специалист по культуре Казахстана, думаю выложить всех народных артистов Казахстана, начиная с 1920 года вам не составит труда.
это к Анарбеку :)))
а если честно как то мне не приходилось об этом думать, наверное в инете уже есть?
Если нет, попробую поискать по своим.
Shpak
0
0
Было бы в инете нашел бы сам...
Обратился к Вам как к специалисту культурологу...
Думаю именно так вы себя позиционируете...
Я себя позиционирую как жену, маму и любителя домашних штучек :))) Это самое хорошее позиционирование. Если Вам сильно надо, могу попробовать поспрашивать у знакомых... мне самой надобности не было собирать сколько у нас Народных артистов и кто...
могу попробовать поспрашивать у знакомых...
=
А это кто? Надежные источники?
Да каждый же своими научными делами занимается, может кто и собирал себе такие сведения. Другое дело, что их найти надо... Можно будет сходить в ЦГА если будешь в Астане, на Левом берегу смешное здание такое... пока он, ЦГА был в Алматы оттуда можно было почерпнуть кучу документов.
Да в инете же есть, самая же первая ссылка открылась, вот:
ru.wikipedia.org
а вот с 1995 по 1999 годы ?????
с 1991 по 1995 гг ??? Например про группу АБК??
ДА у них свой официальный сайт наверное есть, по крайней мере, в инете про них много сказано :)))
Что касается традиционной культуры, то про современный период лет 5 назад вроде никто не писал, надо бы конечно поузнавать...
Если мне память не изменяет, то АБК появилась в году 97. Точно никак не в 91-95 г.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Предатели Русского мира». Кто учит нас, какими буквами писать и чью культуру любить

«Предатели Русского мира». Кто учит нас, какими буквами писать и чью культуру любить

Истерический вой, поднявшийся в российских СМИ по поводу перевода казахского языка на латиницу, блогер и публицист из Казани Римзиль Валеев оценил довольно-таки точно, на наш взгляд.
openqazaqstan
18 апр. 2017 / 16:47
  • 33036
  • 256
Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Известный казахстанский бизнесмен становится первопроходцем и создает школу, о которой можно только мечтать. То, что мы, как взрослые, делаем в бизнесе, дети будут делать в этой школе.
Zhumanova
вчера / 16:29
  • 8353
  • 3
Как выбрать новостройку в Алматы: инсайты, критерии и личный опыт

Как выбрать новостройку в Алматы: инсайты, критерии и личный опыт

Я прекрасно понимаю тех, кто долго ищет подходящую квартиру - сама искала, потратила на поиск 1,5 года. Что, прежде всего, повлияло на мой выбор при покупке квартиры в новостройке Алматы?
Zhumanova
21 апр. 2017 / 10:04
  • 3381
  • 10
«А ты покушала?» или Как завоевать сердце женщины простой заботой

«А ты покушала?» или Как завоевать сердце женщины простой заботой

Так как опыт хождения по свиданиям у меня немаленький, да и с интуицией давно дружу, я быстро отсеиваю тех, с кем будут проблемы. Как я это определяю? Очень просто.
Bonittta
22 апр. 2017 / 14:10
«Третья мировая война начнётся в мае 2017 года» – провидец из Португалии

«Третья мировая война начнётся в мае 2017 года» – провидец из Португалии

Провидец из Португалии по имени Горацио Вильегас считает, что новая мировая война состоится уже в текущем году. Считается, что португалец два года назад объявил, что Трамп станет президентом.
Seattle
21 апр. 2017 / 15:33
  • 2932
  • 12
Меня вывели из себя ученики 8 класса. Я осознала, что не хочу быть учителем

Меня вывели из себя ученики 8 класса. Я осознала, что не хочу быть учителем

Когда я пришла в первый раз на работу, слышала как доносятся крики из разных кабинетов. Крики это были не детей, а учителей, которые не могут сдержаться, когда уже все силы иссякли...
teacher1210
19 апр. 2017 / 7:56
  • 2622
  • 61
Депутат сената Айтимова: «Не нужно критиковать депутатов, так как вы сами их избирали»

Депутат сената Айтимова: «Не нужно критиковать депутатов, так как вы сами их избирали»

Наши депутаты известны не достижениями и работой, а своими высказываниями. Сегодня в СМИ вышла новость, где депутат сената Бырганым Айтимова ответила на критику народа.
tala03
20 апр. 2017 / 13:44
  • 2434
  • 19
Стихия всё спишет. Почему дамба за 200 миллионов никого не спасла?

Стихия всё спишет. Почему дамба за 200 миллионов никого не спасла?

Наводнение в Атбасаре, размытые дороги, подтопленные сёла по всему Центральному и Северному Казахстану... Что происходит?
openqazaqstan
19 апр. 2017 / 15:20
  • 2411
  • 14
Каждую ночь я жду его. Почти каждую ночь он оправдывает мои ожидания

Каждую ночь я жду его. Почти каждую ночь он оправдывает мои ожидания

Каждую ночь я жду его. Такая уж у него работа, он приходит поздно. Но почти каждую ночь он оправдывает мои ожидания. Когда его долго нет, признаюсь, я начинаю нервничать. Названивать и писать смс-ки...
DominaOmnium
21 апр. 2017 / 2:25
  • 2073
  • 11