Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
3
10:45, 15 декабря 2012

[Любитель, говорите?] — Жан-Баптист Андреа

▬▬▬▬ Blog post image ▬▬▬▬

В Жана-Баптиста, французского молодого режиссера, хоть и снявшего всего два фильма, хочется верить и ждать, когда тот выстрелит. Конечно, я не приписываю к нему будущих великих свершений, и его творчество возможно не пойдет дальше пересмешничества, но стать уверенным ремесленником уровня Мальколма Венвилля (44 дюйма, Криминальная Фишка от Генри) ему под силу – твердо сказать об этом можно после символичной для режиссеров третьей работы, которой согласно известным кино-сайтам, станет снятый на родине триллер с Жереми Ренье и Одри Флеро, сыгравшей  ту рыжую обольстительницу из добросердечной французской ленты «1+1».

Жан-Баптист Андреа родился в Каннах и увлекался созданием короткометражных лент, деньги, на производство которых зарабатывал переводческой деятельностью. Он, кстати, не имеет кинематографического образования, и закончил бизнес-школу ESCP в Париже. В конце 90-х вместе со своим другом Фабрисом Кенепой они начали писать сценарий (довольно долго, так как кино для них не основное занятие) к первой полнометражной работе «Dead End» и собирались снимать ее в Париже с ничтожным бюджетом и англо-говорящими местными актерами, но благодаря дружбе с Джеймсом Хатом, американским продюсером, удалось немного увеличить бюджет и провести съемки в Лос-Анджелесе. «Тупик» прокатили по фестивалям и в ограниченном прокате в 2003 году.

Спустя 3 года у Жана-Баптиста вышел уже полностью самостоятельный проект «Big Nothing», где отлично сыгрался комедийный триплет Швиммера, Пегга и Элис Ив. Фильм, чья премьера состоялась на фестивале в Кардиффе. Фильм получил положительные оценки, но провалился в прокате, зато прибавил в популярности в последующие годы, после выхода на носителях. В 2009, Жан-Баптист написал сценарий для провалившейся комедии "Чертов Мобильник", где идею можно было обыграть много лучше.

Молодой режиссер, о котором я сегодня говорю, хоть и проигрывает, как отмечают знающие люди, в профессиональных аспектах филммейкинга, все же имеет талант к приданию настроению историй качественного черного юмора, не переваливающегося в гротеск. Я искренне надеюсь, что его первый полнометражный фильм на родине окажется таким же добротным как «Полный Облом» и менее спорным чем «Тупик». Поживем, увидим – а пока взглянем поближе на эти работы.

Blog post image

  • Blog post imageОператор: Александр Буоно
  • Композитор: Грег Де Беллис
  • В ролях: Рэй Уайз, Лин Шэй, Мик Кэйн, Александр Холден, Билли Эшер и др.
  • Жанр: "роуд-триллер"

Синопсис: Обычная семейка в канун рождества едет по традиции к матери отца-эгоиста. Пока все остальные спят - упрямая жена, наглый сынок и послушная дочка, учащаяся на психолога и ее смазливый друг - папа решает срезать, впервые за 20 лет рождественских поездок, и выезжает на дорогу, чей конец все не появляется и не появляется. На дворе ночь, и на пути им попадается жуткая женщина в белом с младенцем на руках. Либо тут недалеко роддом, либо она принесет кучу чертовщины заблудившейся семье. Смотри "Тупик", чтобы узнать!

 

• Дорожная мистика •

Blog post imageВдохновившись «Твин  Пиксом», «Сумеречной зоной» и фантасмагорическим творчеством Дэвида Линча, Жан-Баптист вместе со своим товарищем Фабрисом Кенепой тоже затеяли перенести на пленку причуду собственного сочинения, назвав ее «Тупиком», что придало лишнего основания для поиска двойного дна. По сути же, дебютантов заботила лишь фактура и достигаемый саспенсом эффект, нежели заполняющие пустоту сюжета смыслы. Лента французов изначально концептуально принадлежала к жанру «дорожного триллера», и лишь на стадии пре-продакшна и съемок , авторы решили надавить на элемент хорорра, напустив еще больше мистики, немного крови и откровенных сцен с изрядной долей завуалированного черного юмора – подросток мастурбирует в лесу, мамаша семейства съезжает с катушек после смерти сына и уплетает пироги, а дочка в шоковом припадке поет «Jingle Bells».

Blog post imageДебют Жана-Баптиста изрядно переоценен, что совершенно не удивляет, если найти тому самому причину. Здешний фигурально неожиданный, но на деле весьма ожидаемый финал сооружает вокруг фильма воздушные замки, якобы в искомом куча идей и картина в целом претендует на звание излюбленного публикой майнд-фака. Прием то хулиганский и издевательский, в лучшем случае выражающий прекраснейшее чувство юмора авторов, и в худшем (нашем), завертывающий фильм в вакуумное пространство, исчерпывающее содержание, полностью концентрируясь на форме.  Это ни в коем случае не плохо (миру известно много имен, чье творчество превращает китч в неподражаемое искусство), но посредственному в плане смысловой подоплеки «Тупику» такие разговоры не к лицу. Потому что, в фильме неплохо воссоздана атмосфера рассказов того же самого Стивена Кинга – мистическая, жуткая, пугающая (но не страшная до вскриков), на руку которой играет отличные вкрапления планов темного леса с высоты птичьего полета и таинственный черный кадилак (находка не свежая, но здесь работает).

Blog post imageПочти каждый режиссерский дебют страдает чрезмерным заигрыванием с тем, за что создатель любит кино – это может проявляться в фильмах, которые смотрят герои, костюмах, диалогах или сюжетных поворотах. Да хоть в цветовой гамме. Тут, как и в любом другом деле, главное не перестараться – в «Тупике» французы признаются в любви, как говорилось, Линчевскому «Твин Пиксу», называя одну из героинь Лорой а на роль отца выбирая Рэя Уайза, и известному, не раз перезапускавшемуся сериалу «Сумеречная Зона». Но делают они это, как в идеальном варианте и положено, сдержанно и не особо акцентируя на объектах вдохновения. Возможно, это и послужило каким-то непомерным вниманием к «Тупику» - странному, провисающему в глупых персонажах, неоправданном сюжете, но запоминающемуся отдельными сценами и, пускай не оригинальным, зато двойным финальным твистом. Атмосферно схожий с «Тупиком», «Треугольник» Кристофера Смита производит аналогичный эффект, только вот про него и глубокие аналитические статьи пишут. К чему такая зрительская претенциозность – вопрос интересный, но об этом как-нибудь в другой раз.

*  *  *

Blog post image

  • Blog post imageОператор: Ричард Грейтрекс
  • Композитор: Алан Антон
  • Монтаж: Антуан Варелье
  • В ролях: Дэвид "Росс" Швиммер, Саймон Пегг, Элис Ив, Наташа МакЭлхоун, Джон Полито, Мими Роджерс, Билл Эшер

Синопсис: провинциальный писатель (Дэвид Швиммер) все горюет, как это он пришел к такому - работает жена, еще и на опасной должности в полиции, денег еле хватает, а еще и дочку хочется обучить, вырастить лучшим образом. Одна проблема - его книги никак не хотят публиковать. На очередном месте, где герой получает жалкую работу консультанта по телефону, знакомится с шустрым сослуживцем (Саймон Пегг). Тот предлагает ему участие в афере - абсолютно безобидной, потому что шантажировать мужики собрались извращенного святого отца, лазающего на порно-сайтах. К ним присоединяется девчонка идейника преступного дела (Элис Ив). Все бы хорошо, но уже на начальном этапе все идет не по плану - алиби не удается, проповедник ждет их с пистолетом в доме, и некий агент фбр появляется в их захолустье. Что предпримет наш, терзаемый угрызениями совести и морали герой? Узнай в "Полном Обломе"!

• Пляски со смертью •

Замешав в одном фильме N-ое количество отсылок и уважительных заимствований (От «Фарго» до европейской анимации), Жан-Баптист смачивает все ингредиенты  в плотном вязком растворе черного юмора, как его трио недотеп-шантажистов, пытающихся утопить в гудроне органические улики совершенных преступлений.

Blog post image«Big Nothing» - это такой крепко сбитый ремесленнический фильм в жанре черной комедии, где режиссер рассказывает типичную историю неудачника-моралиста, в нашем случае, писателя, чья книга пока не заинтересовала ни одно издательство, давшего слабину и свернувшего на кривую тропу криминала, исключительно исходя из добрых и вынужденных намерений вызволить из финансовой недостаточности свою любимую жену-детектива и маленькую дочурку. Завязка, развитие сюжета и обязательный последний черно-юмористический выход на бис в колком финале - не сопровождены каким-то особым видением автора или изощренной выдумкой нелепых ситуаций горе-преступников, однако, сделаны с любовью к материалу и исполнены с твердой манерной подачей. Эта манера же выражается в умении держать ритм, не сбиваясь на совершенно не нужные такому фильму морализаторские кивки и мелодраматичные ужимки. В угоду превосходства жанрового стиля, Жан-Баптист лишает свою картину экспериментальных мазков, зато прекрасно работает с черной краской. Естественно, я про юмор ленты, в пользу которого говорит и потрясающий кастинг (нигде еще страдальческий взгляд Дэвида Швиммера не выглядело так удачно), иронично подобранное музыкальное сопровождение и элементы криминальной истории – проповедники-извращенцы, патологические вруны и уникальные сожители газетных справок о городских легендах, то маньяков, то беспринципных лживых девушек. Условно говоря, «Полный Облом» играет на неоднократно проверенных нотах, совершенно не импровизируя в общей гамме, зато в мелочах уносится, сдерживаясь лишь европейским вкусом. Фильм, хоть и снимали в Канаде, под управлением французского режиссера, комедийно он  преемственен к английской сатире. В некоторые моменты, наверное, благодаря участию Саймона Пегга, действие напоминает Эдгаро-Райтовское – даже в способах монтажа и стиле использования шуток. Иронично, что через год, как мы знаем, «их все» британской комедии, трио Пегг-Фрост-Райт воссоединится в «Hot Fuzz», великолепной абсурдно-сатирической пародии на полицейские боевики. На фоне подобных упоминании кино Жана-Баптиста совершенно не проигрывает – потому что снято хорошо, очень весело, в общих чертах без серьезных огрехов, зато в деталях моментами так утонченно смешно, что возможно и получилось не специально – ближе к финалу в фильме появляется Джон Полито, завсегдатай Коэновских фантазий.

* * *

Зачастую, как говорится, режиссер снимает всю жизнь одно кино - в разных формах, оборотах и жанрах. "Тупик" и "Полный Облом" связывает еле видимой нитью тема разложения и деградации семейных ценностей - в первом даже до поворотного момента они не не особо лелеют друг друга, оскорбляют, а напарник главного героя второго фильма всю свою ложь основывает на несуществующей семье и ищет жалости и поддержки, припоминая якобы слепую дочь, чья фотография лишь шаблонный снимок из фото-салона. Откуда это идет, а может всего лишь совпадение, не стоит гадать - возможно что-то очень личное для Жана-Баптиста. Тем не менее, для человека, увлекавшегося созданием фильмов на любительском уровне, вышеназванные ленты явились удачным упражнением в создании кино, но дальше формального развлечения не пошли. И знаете, я считаю, это хорошо. Любителем тоже просто так не назовешься.

 
3
651
1