Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
13:36, 14 декабря 2012

Хорошо быть стрекозой!

Это бы очень пригодилось сегодня на опере «Абай» (А.Жубанов, Л.Хамиди, либретто – М.Ауэзов). Потому что нужно было охватывать взглядом сразу всю сцену. Без фасеточного зрения никак. Прекрасные декорации. Постоянно что-то происходило. Особенно насыщенной оказалась четвертая картина. Это как раз тот случай, когда необходимо личное присутствие. Ведь камера захватит только то, что покажется важным оператору. А как выбрать между балетом, начинающимися симптомами отравления у Айдара и диалогом Абая и Кокбая? Еще повезло, что билеты на самую середку первого ряда позволили иметь наилучший обзор. Впрочем, как всегда.

Надо признать, что Абай и все, что с ним связано, уже довольно приелось. И слова назидания, и памятники с митингами, и проспекты, и станции метро… Это ни в коем случае не должно умалять его заслуг как выдающейся личности. Но даже опера «Абай» до  просмотра/прослушивания отдает неким официозом и обязательностью. Мотивация для посещения ее сегодня была весьма отдаленной от понятий «да, хочу, мне это очень нравится». Опера «Абай» - это знаковое и даже ключевое произведение, которое надо посетить. В этом году в Европе прошла ее премьера на немецком языке. К тому же там именно сегодня был задействован Дулат Токанов, так поразивший своими талантами ранее.

Так вот. «Абай» - это казахский «Севильский цирюльник» по узнаваемости. Как минимум две арии из нее известны практически всем, кто хоть немного пожил в Казахстане. Правда, некоторые думают, что песни «Карлыгаш» и «Айттым салем, Каламкас» - народные. Что еще больше подчеркивает гений авторов, создавших такие произведения, которые имеют уже свою обособленную жизнь.

Кроме того, в этой опере показаны некоторые казахские обычаи. Они так красиво вплелись в канву сюжета, что «Абай» может даже послужить некоторым примером для ознакомления с жизнью и обрядами.

Ну да ладно с познавательной ценностью. Главное – это удовольствие! Первый приятный сюрприз – это Мейир Байнешев  в главной роли. Это тот самый великолепный Неморино из «Любовного напитка». Партия Айдара однозначно его. И если у Доницетти его ключевая ария «уно фортива лагрима», то в «Абае» это «Айттым салем, Каламкас».

Второе удовольствие – открыла для себя Болата Жомартова, исполнившего роль Абая. До этого уже встречала его в других спектаклях, но сегодня будто увидела впервые.

Третье – конечно же Талгат Кузембаев. Роль злодея ему удивительно к лицу.

Четвертое – артистизм Дулата Токанова, исполнившего роль Кокбая. Если сравнивать с ним, то можно сказать, что остальные только певцы. А Дулат Токанов все-таки певец и актер театра. Меняется его настроение, взгляд, поведение в зависимости от ситуаций. Он будто живет в реальности спектакля. А не вышел сыграть роль. Надо отметить, что его таланты не остаются замеченными только мной. Дама с моего ряда даже прокричала его имя. До этого видела проявления симпатий в виде цветов. Ну или же вариант для особо застенчивых - записи в блоге (тут должен быть смайлик ангелочка с невинно хлопающими глазами). Новая мода?

Пятое – это обалденный балет. Извините за некоторую жаргонность и повторение однокоренных слов. В «Травиате» месяц назад лицезрела самое худшее, что только можно сделать из довольно простого танца цыганок. Сегодня же балет удивил и очаровал. Казахские движения были изящны и преисполнены достоинством и грацией. Солирующая, кажется Айгуль Дуйсекова, была очень трогательна. Она также исполняла роль соблазнительницы 16 сентября этого года в «Кармине Буране». Если сегодня была не Айгуль,  то в той программке еще указана Айнур Абильгазина. Точнее сказать не могу, потому что в ГАТОБ есть удивительная особенность оставлять героев неизвестными. Так, артисты балета сегодня не были указаны вообще. Поэтому все восхищения по сути безадресные. Также был прекрасен партнер балерины. Но у меня нет даже вариантов того, как его имя.

Тем не менее, скажу совершенно искренне – «Абай» - это прекрасная опера. И как произведение, и как постановка конкретно в нашем родном ГАТОБе. Она похожа на  живопись некоторых мастеров – можно подходить и смотреть снова и снова. И каждый раз открывать что-то новое для себя.

2
304
2