Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
20:41, 11 декабря 2012

ПЕРВАЯ КАЗАХСКАЯ СТОЛИЦА: к 15-летию города Астана

от Бозока до Астаны – связь времен и народов Великой Степи

Blog post image

 

На благословенной Казахской Земле первые протогосударственные объединения племен, предпринимавшие попытки консолидации в более развитые формы политической организации, появились еще на заре древнейших цивилизаций.

Вступление во взаимодействие племенных объединений Евразии привело к развитию активных этногенетических процессов, что, в свою очередь, стало причиной появления впоследствии крупнейших империй.

Сама логика становления могущественной державы толкала на определение единого политического центра, из которого бы исходили управленческие решения до самых окраин огромной территории.

Тем самым, правители Великой Степи одними из первых столкнулись с необходимостью дальнейшего совершенствования механизмов государственного управления в формате «Центр – периферия».

В летописи исконной Земли Казахов глубокий культурно-исторический след оставили саки, усуни, кангюи, древние тюрки, кыпчаки и другие племена.

Издревле в Великой Степи существовало множество государственных образований: огромных и маленьких, знаменитых и никому неведомых, существовавших столетиями или всего несколько лет, разрушившихся под ударами внешних врагов или из-за внутренних разногласий.

Не менее интересен другой аспект вопроса – в разные периоды истории Великой Степи главными ставками-столицами всех тюркских племен были города, расположенные именно на территории современного Казахстана. В частности, это касается таких древних городов, как Суяб, Кулан, Тараз, Баласагун, Сыганак и Туркестан[1].

Сколько вообще было столиц, административных центров, военных ставок, если считать, начиная с ранних государственных образований, каганатов и ханств, которые существовали на нашей древней земле? Наверное, ответ на этот вопрос продолжат искать будущие поколения ученых-историков.

По разным историческим причинам, многие города возникали на пересечении рек и древних караванных путей. В этом смысле будущая столица суверенного Казахстана не стала исключением. Древнее название местности, где сегодня расположена Астана, известно как Караоткель, от одноименного названия казахского поселения, располагавшегося на северной ветке Великого Шелкового пути, связавшего Урал и Сибирь с Центральной и Средней Азией.

Издревле здесь устанавливались ставки племен, происходили летние встречи, обсуждались важные вопросы: военные, экономические, землевладения, перехода на зимние стойбища через Великую Степь – Сарыарку.

 

Бозок – предтеча Евразийской столицы

Благословенная Сарыарка – зарождение новой цивилизации – междуречье Нура-Есиль

 

Древнее городище Бозок – это прообраз нашей столицы, ретроспективная проекция и историческое предисловие Астаны. Это – урбанистический «месседж», оставленный нам предками с глубины времен. Оно как бы подсказывало правильность решения о переносе столицы в эту местность.

Бозок создал мощную идеологическую основу и историческую предпосылку для переноса столицы в бескрайние степи Сарыарки.

Средневековая эпоха степной зоны Казахстана является частью исторического прошлого огромного Евразийского пространства. С середины первого тысячелетия нашей эры Великая Степь становится ареной ярких этнических и культурных перемещений, вторжения могущественных кочевников, родиной великих степных империй.

Попытки реконструкции исторического процесса средневековой эпохи Евразии предпринимаются исторической наукой на протяжении последних столетий. С середины прошлого века к фонду письменных источников присоединяются археологические сведения. Активно исследуются средневековые древности Восточной Европы: проблема взаимоотношений Золотой Орды и подконтрольных ей народов с Древней Русью и славянами. Приоткрывается завеса над запыленными тайнами Тюркского Каганата.

Археология наносит на карту новые памятники, очерчивает ареал новых археологических культур. Цепь событий, разгадка многих тайн теряются в просторах Казахстана.

Для воссоздания исторического процесса, по мнению ученых, следует организовать и провести планомерные и широкомасштабные исследования памятников степной зоны Казахстана.

Следует также отметить, что древнее городище Бозок находится всего в пяти километрах от территории современной Астаны.

Как считают ученые, Бозок некогда был крупным религиозно-культурным центром Восточной Евразии и своего рода ориентиром для караванов на степном участке Великого Шелкового пути. Но самое главное, сам факт существования этого города доказывает, что в Древней Степи кипчаки занимались не только исключительно скотоводством, но и земледелием, о чем свидетельствует наличие древних ирригационных сооружений в окрестностях города Бозок.

В процессе обсуждения смысла, вложенного в название местности, Президент Нурсултан Назарбаев и археолог Кемаль Акишев пришли к мнению, что название Бозок — светлая стрела — будет оптимально приемлемым именем для археологического феномена.

Примечательно, что в этом древнетюркском слове сокрыт великий смысл – оно олицетворяет стремление воинственных тюркских племен продвигаться на запад.

Центральная часть городища представляла из себя возвышенность, на которой находился ряд культовых сооружений исламской культуры – минарет и мавзолеи.

В этом нет ничего удивительного, так как в глубокой древности города в степи формировались вокруг святынь, вокруг могил предков.

Следующий этап освоения этого места начинается в золотоордынскую эпоху (XIII – XIV века) и продолжается до нового времени. Руины городища Бозок приобретают статус культового центра. Возможно, здесь был похоронен один из первых мусульманских миссионеров, могила которого стала святыней.

Всего на территории городища раскопано 49 могил Х – XIV веков. Это первая столь представительная коллекция антропологического материала, собранная на территории одного памятника.

Ее изучение может пролить свет на проблему этногенеза казахов. Треть погребений – с вещами или с жертвенной пищей. Две трети выполнены по мусульманскому обряду. По предметам материальной культуры выделяется группа захоронений XIII – XIV веков.

В связи с этим определенный интерес представляет проблема распространения ислама в степях Казахстана. Несмотря на принятие Золотой Ордой в XIV веке ислама как государственной религии, в глубинных степных регионах Казахстана продолжали хоронить по языческому обряду: в одежде, с вещами, с заупокойной пищей; встречаются черепа, лопатки, расчлененные туши лошадей, целые скелеты баранов.

Город Бозок имеет неповторимую значимость для главного города Казахстана как доказательство его древнейших истоков. Возникновение более тысячи лет назад боевой ставки на месте сегодняшней Астаны обусловлено геостратегическим условием – возожностью контроля над караванными маршрутами Великого Шелкового пути. Город Бозок, судя по сосредоточению на его местности мавзолеев, считался божественной Меккой средневековых народов Нура-Есильского района.

Посредством торговых коммуникаций Бозок был связан с Европой, Китаем, странами арабского Востока. Сарыарка, получая из соседних стран престижные товары, культурные эталоны и новые технологии, также являлась центром производства изделий из металла, которыми славился Центральный Казахстан в масштабах Евразийского континента еще в эпоху бронзы. Изделия из металлов распространялись на запад до Балкан и на восток — до Синьцзяна. На ранних этапах существования Бозока металл, который вывозился из Сарыарки, в частности разработки серебра, описывает арабский географ аль-Идриси. Но и многие достижения Сарыарки — высокопородные лошади, изделия из кожи, шерсти — вывозились в ближние и дальние регионы Евразии по тому же Великому Шелковому пути.

Впоследствии местность стала центром проведения торговых ярмарок, где продавалось значительное количество скота. Ярмарки славились изобилием и богатым ассортиментом молочных товаров (кумыс, айран, шубат, курт, каймак и другие), что придало названию местности значение «Ақ мол» – белое изобилие.

Занимая выгодное положение на караванном пути из Ташкента на Урал и другие районы Российской империи, Акмол быстро превращается в крупный торговый центр, начинает формироваться местное купечество. На ярмарки съезжались торговцы со всех регионов Казахстана, России, стран Средней Азии.

Таким образом, начиная уже с эпохи древности, междуречье Нуры-Есиля было значимым экономическим центром. В то же время, здесь располагались резиденции степных правителей. Одно из них — Бозок — предтеча современной Астаны.

Примечательно, что в своей книге «В сердце Евразии» Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что нынешняя столица Казахстана возникла не на пустом месте, а на территории, обжитой человеком еще в глубокой древности. Это подтверждается открытием средневекового городища Бозок, который на протяжении ряда веков был политическим и духовным центром Сарыарки.

Удобный караванный брод через реку Есиль способствовал тому, что на берегу этой реки в урочище Караоткель в 1832 году, по совету представителей казахских аулов, здесь было основано военное укрепление Акмола. Но об этом позже…

Изображение - Pinterest.com

Руслан Жангазы

политолог

 

[1] Назарбаев Н.А. В сердце Евразии – Алматы: Атамұра, 2005. С. 38.


 
0
1778
2