«...Сейчас мы, может быть, гораздо лучше, чем 20 лет назад, понимаем, что мы нужны друг другу»

Сегодня своими мыслями делится с нами Эртегин Саламзаде, доктор искусствоведения, директор Института архитектуры и искусства НАН Азербайджана

Доброе утро, друзья. Продолжаем рассматривать аспекты евразийской интеграции. Сегодня своими мыслями делится с нами Эртегин Саламзаде, доктор искусствоведения, директор Института архитектуры и искусства НАН Азербайджана

- Эртегин Абдул Вагаб оглы, культурный фактор является одним из наиболее обсуждаемых аспектов евразийской интеграции. В чем, на Ваш взгляд, заключается суть этого аспекта?

- Давайте обратимся на 21 год назад к моменту распада Советского Союза. Говорить о том, что тогда было стержнем или основной объединения, интеграции советских республик, я думаю, сейчас бессмысленно, потому что ясно, что во многих отношениях это были хоть и центростремительные силы, но достаточно искусственные. А вот когда практически все отметили 20-летие своей независимости, в том числе Азербайджан и Казахстан, тогда выявилось естественное  стремление к интеграции в самых различных вопросах, начиная с экономики, культуры, и заканчивая просто обычными человеческими связями. И сейчас мы, может быть, гораздо лучше, чем 20 лет назад понимаем, что мы нужны друг другу, почему мы нужны друг другу и что мы должны для этого делать. Конечно, для того, чтобы понимать суть интеграционных процессов, в любом случае нужно чаще встречаться, чаще эти процессы обсуждать. Культура – это тот язык, на котором мы можем общаться, даже не зная разговорного языка друг друга. Человеку, который занимается искусством, достаточно увидеть картину или услышать музыкальное произведение, и он поймет, что ему хотят сказать. У каждого из народов Евразии есть своя история культуры, и есть современная культура. И мост, который пролегает из прошлого через настоящее в будущее, – очень нежная конструкция, с которой нужно бережно обращаться. И от того, сможем ли мы проложить в будущее этот мост, зависит, состоится или не состоится интеграция. Конечно, хотелось бы, чтобы состоялась.

- Какие факторы согласно Вашей точке зрения сегодня объединяют народы постсоветского пространства?

 

- Я не буду сейчас настаивать на том, что абсолютно все постсоветские страны объединены между собой какими-то факторами, тенденциями или процессами, потому что к тем же постсоветским странам относятся балтийские государства, Латвия, Литва, Эстония, они от этих процессов явно далеки, это понятно, так было и 20 лет назад. В основе той идеи евразийской интеграции, которая всегда очень обстоятельно и очень аргументировано обсуждается в Казахстане, лежит тюрко-славянский союз. На самом деле, этот тюрко-славянский союз - основа того моста, о котором мы говорили, основа оси, по которой происходит интеграция. И это не сегодняшняя идея. Все на постсоветском пространстве знают и помнят выдающегося исследователя истории и культуры тюркских народов Льва Николаевича Гумилева, в этом году исполнилось 100 лет со дня его рождения. Именно он в свое время говорил о том, что основой евразийского культурного пространства является тюрко-славянский союз. И наконец, есть еще более тесное интеграционное поле, это собственно поле постсоветских тюркских стран. К нему относятся Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан и Туркменистан. Здесь все более ясно, потому что нас объединяет и язык, по крайней мере, хотя бы наполовину лексический запас схож, и художественно-эстетические традиции, и ментальность, и религия. И в этом смысле эта часть евразийского пространства гораздо более интегрирована в силу естественноисторических факторов. А для того, чтобы состоялся еще тюрко-славянский союз, конечно, много нужно предпринимать усилий, много нужно сделать, поскольку сейчас все может происходить на добровольной основе и только при взаимном интересе.

 

- Как Вы считаете, какие шаги нужно сегодня предпринять для развития культурной интеграции? Необходимы ли для этого новые институты?

- Конечно, на такой вопрос навскидку ответить сложно, потому что ни один человек не знает всей совокупности тех или иных институциональных организаций на всем евразийском пространстве. Но я могу с уверенностью сказать только одно, что в таких интеграционных процессах в первом ряду или в авангарде, как правило, идут те люди, которых мы привыкли называть представителями творческой, научной интеллигенции. Для меня, например, совершенно очевидно, что в Казахстане есть такая фигура, которая по масштабу своей личности на порядок выше очень многих. Я имею в виду Олжаса Сулейменова. Я не раз наблюдал, как он участвует в интеграционных процессах. И в этом смысле, какое-то движение идет. А в русском языке слова «движение» и «подвижничество» однокоренные, то есть если человек делает какие-то движения, если они целеустремленные, если это основывается на какой-то системе нравственных ценностей, то тогда возникает феномен подвижничества. Я в этом смысле, считаю Олжаса Сулейменова подвижником евразийской культуры.

 

- Насколько важно, на Ваш взгляд, в условиях активно развивающейся интеграции сохранить культурную самоидентификацию народов евразийского пространства?

- Был такой французский художник Гоген, который написал полотно под названием: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?» Для того, чтобы идентифицировать себя, чтобы определиться, кто для тебя свой, кто чужой, кто ты сам, нужно начинать с этих вопросов. Здесь опять-таки я считаю, что в рамках происходящих интеграционных процессов есть, как минимум, два таких пласта, то есть для нас, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркмении, существует вопрос самоидентификации в рамках тюркской культуры, тюркской традиции, а второй пласт самоидентификации связан со всем евразийским пространством, в целом.

 

В рамках проекта «Шаг в будущее»

   

Оцените пост

0
Дальше