Живи, Кок-Жайляу! Власти готовы начать строительство на фоне протестов экологов

2901
25
0
11

Есть в окрестностях Алматы прекрасное место - наша гордость, наша любовь, а теперь уже, если не боль, то причина тревог и опасений, - Кок-Жайляу. Многие испытывают трепет души, когда впервые...

Есть в окрестностях Алматы прекрасное место - наша гордость, наша любовь, а теперь уже, если не боль, то причина тревог и опасений, - Кок-Жайляу. Многие испытывают трепет души, когда впервые поднимаются на это прекрасное высокогорное плато. Перед их глазами открывается вид на неведомую заоблачную долину, обрамленную лесными склонами. Это любимое место отдыха тысяч  алматинцев может превратиться в огромную стройплощадку, и тишину этой долины, являющейся частью национального парка, нарушит рёв бульдозеров и экскаваторов. По закону любое строительство в национальном парке запрещено. Но создаётся впечатление, что началась подготовка для того, чтобы обойти этот закон.

Курорт мирового класса

 

"По сути, вопрос о создании на территории урочища Кок-Жайляу горнолыжного курорта мирового класса решён", – такую информацию сообщил ещё в марте этого года казахстанский портал nur.kz, ссылаясь на то, что "согласно данным акимата Алматы в лице городского управления туризма, республиканская бюджетная комиссия приняла решение о выделении средств на разработку концепции проекта. Идея нашла поддержку в парламенте… Все государственные органы, привлечённые к реализации проекта, убеждены, что горнолыжный курорт "Кок-Жайляу" позволит увеличить поток туристов в Алматы до 1 млн. человек в год. Также будет создано по меньшей мере 30 тысяч постоянных рабочих мест. При этом власти города заверяют, что Кок-Жайляу по-прежнему будет доступен алматинцам.

– Никакого нарушения экологии не будет. Также мы не собираемся там строить частные коттеджи и огораживать территорию трехметровыми заборами. Там не будет многоэтажных гостиничных комплексов и торговых центров. Недвижимость не будет передаваться в частные руки. Никаких шлагбаумов, преграждающих путь простым туристам, не будет. И алмаатинцев по-прежнему будет открытый доступ на территорию урочища. Этот проект может окупиться, только если будет доступен массам, – подчеркнул начальник управления туризма Алматы Бакытжан Жуламанов.

– Мы хотим восстановить и привести в порядок все туристические тропы, чтобы любителям экотуризма было удобней путешествовать. Также мы хотим построить в Кок-Жайляу настоящую альпийскую деревню с маленькими домиками и скромными магазинами и ресторанами для туристов. Эти домики не будут отдаваться в частную собственность. Предусмотрена только аренда недвижимости на время пребывания на курорте. Летом курорт тоже не будет простаивать. Здесь будут разработаны разные туристические маршруты, организованы конный спорт, картинг, горные велосипеды, водные развлечения и т.д., – сообщил Бакытжан Жуламанов, добавив при этом, что "проект помогали разрабатывать французские эксперты в области туризма, которые планировали горнолыжные курорты французской части Альп".

 

Чудовищное преступление против природы


Возникает вопрос: Как можно восстанавливать туристские тропы, которые и так служат тысячам алматинцам и гостям южной столицы – любителям горных прогулок?

- Проект строительства ГК Кок-Жайляу - это чудовищное преступление против нашей природы! – таковы слова архитектора и специалиста по проектировке горнолыжных трасс Андрея Старкова.  К тому же он высказался, что этот проект совершенно не выдерживает необходимых стандартов для его реализации в долине Кок-Жайляу, поскольку высота снежного покрова, пересеченность местности, длинна трасс здесь не соответствует нормативам.

Одним из активных противников застройки Кок-Жайляу является немка Дагмар Шрайбер. Они приехала в Алма-Ату в 1994 как участник проекта Всемирного банка «Исследование уровня жизни в Казахстане». Затем перешла в сферу туризма, выпустила книгу-путеводитель по Казахстану, разрабатывала туры для иностранных групп по всей стране, с 2008 года работает как внештатный сотрудник в Казахстанской туристской ассоциации, в подразделении «Информационный ресурсный центр Экотуризм».

– Дагмар, почему вы, будучи, гражданкой Германии, столь близко к сердцу восприняли проблему другого государства? Откуда у немки казахская грусть?

- Это не столь казахская грусть, это человеческий гнев и вселенская досада. Таким делом я бы занималась и у себя дома в Германии и в любой другой точке мира. Но я здесь, в Казахстане, в Алматы. Дышу тем же грязным воздухом, как и все, езжу в тех же переполненных автобусах, как и многие другие. Стою в них часами и думаю: сколько можно это терпеть? Народ задыхается в этом ядовитом смоге и в этих жутких пробках, и ему такой горнолыжный курорт даром не нужен! Нужны совершенно другие вещи, которые облегчили бы повседневную жизнь: нормальный и экологически чистый общественный транспорт, который бы перемещался на своей собственной дорожной полосе, катализаторы в частных машинах, «зелёные волны» при регулировании дорожного движения, больше велодорожек и так далее. Тут велосипед не надо изобретать, всё это уже есть в других крупных городах мира. И всё это можно делать и здесь, если будут политическая воля и бюджетное финансирование. Но на бюджетные деньги собираются строить «горно-лыжный курорт международного значения»! Никак не пойму эту логику! Сначала же нужно создать возможности для нормальной жизни и доступного отдыха не иностранных туристов, а просто для народа. Почему не построить пешую дорожку на Кок-Тобе? Почему не очистить лесок вдоль Есентая выше нового шопинг- центра и сделать там небольшой природный парк? Почему не продлить прогулочные дорожки вдоль Большой Алматинки выше проспекта аль-Фараби? На меня Алматы производит впечатление города машин и офисов, а не города людей. Я выросла на природе, я природу истинно люблю. Я должна только моим родителям и ей, больше я никому не должна. Меня раздражает потребительское отношение к природе, везде, и в Германии, и здесь. Меня бесит стремление превратить всё в деньги, даже человеческие отношения и природу. Я изнемогаю от такого противоречия – на высшем уровне подписывают декларации о «зелёной экономике», о «зелёных мостах» – а на бытовом уровне у большинства людей нет никакого экологического образования. Ни денег, ни мозгов в это не вкладывают. Более того, чернят тех, которые на общественных началах этим занимаются. Пугают граждан словом «экологи». Некоторые СМИ делают вид, как будто это какая-то страшная секта или, хуже того, «пятая колонна», которая финансируется враждебными силами. Они что, думают, что народ не видит факты? Обидно! А на самом деле, зелёные организации – это единственные силы, которые, словно Давид против Голиафа, что-то ощутимо делают для чистоты воздуха, охраны и расширения зелёных насаждений, экологического воспитания детей, экологических форм туризма и передвижения. А на самом деле это же задача государства. Человек – единственный враг природы. Но он и единственный её адвокат. Только мы сами можем её защитить. И я безумно рада, что нашла здесь в Казахстане таких светлых и смелых людей, которые думают точно также.

Экологическое общество "Зеленое спасение" выступило инициатором сбора подписей в защиту Кок-Жайляу. Поставил свою подпись под этим обращением и Мэлс Елеусизов, лидер Движения "Табигат".

- Нужно сделать все возможное, чтобы не допустить строительство горнолыжного курорта на Кок-Жайлау! – сказал он при встрече, - мы будем бороться всеми доступными способами.

- У некоторых людей есть такие настроения, что уже ничего мол не поделаешь…

- Зачем такая обреченность? Просто нужно не позволять им это делать. Ведь этот проект противоречит государственной экологической программе "Жасыл Даму", разработанной в соответствие с поручениями президента.

- Как вы думаете, президент знает о проекте Кок-Жайляу?

- Знает, но его, скорей всего, неправильно информировали о всех деталях. Я буду добиваться встречи с ним и премьер-министром, поднимать этот вопрос в парламенте, чтобы исправить эту ошибку.

 

Ержан АШИМ

Коллаж Игоря ЛОГВИНА

 

АиФоризм

Лучше гор могут быть только горы, где ещё не бывал самосвал.

Отто ВАЙСКОПФ, Алматы

 

Аргументы и факты Казахстан, №49, 5.12.12

 
Ad

Rate post

11

Comments

Login to comment