Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:52, 05 декабря 2012

Борьба с курением по казахстански

Уважаемые читатели считаете ли вы зависимость от сигарет - вопросом Национальной безопасности Казахстана. Если нет, то какие тогда угрозы можно считать достойными уровня национальной безопасности?

По данным ВОЗ, за следующие пятнадцать лет Казахстан потеряет два миллиона курильщиков. По данным Министерства здравоохранения РК каждый год умирает около 190 курильщиков в день (примерно 8 человек в час) по причине различных заболевания, который являются следствием пагубной привычки. Около 76 миллиардов тенге ежегодно тратятся на лечение онкозаболеваний, сердечно-сосудистых патологий и других болезней, эти расходы будут только нарастать. При этом, 50 % бюджета на лечение сердечно-сосудистых заболеваний можно сократить одним лишь ограничением табакокурения.

В данной статье я попытаюсь оценить эффективность мер профилактики и ограничения табакокурения в Республике Казахстан. Действительно ли государство борется с табакокурением или лоббирует интересы табачных компаний (другими словами продает жизнь и здоровье своих граждан).

В соответствии с Кодексом РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" от 18.09.2009 года (далее Кодекс): "табакокурение - процесс потребления табачного изделия, вызывающий зависимость организма курящего от никотина, отрицательно влияющий на его здоровье, а также на здоровье некурящих и загрязняющий окружающую среду".

Статья 159. "Профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизма" Кодекса посвящена государственной политике борьбе за здоровье казахстанского народа. Насколько эффективны ограничения введенные для курильщиков? Рассмотрим некоторые пункты этой статьи.

Итак, согласно п. 2 ст. 159 Кодекса запрещается продажа табачных изделий (в скобках мои комментарии):

1) лицам и лицами в возрасте до восемнадцати лет (достаточно пройти возле любой средней школы, чтобы понять, что запрет легко обходится - дети просят старших, имеют "своих" продавцов и пр.);

2) из открытых пачек табачного изделия или штучная продажа (в дворовых магазинах продавцы без проблем постоянным клиентам продают поштучно);

3) без непосредственного участия продавца, посредством торговых автоматов, иных электронных или механических устройств (в Казахстане торговые автоматы (в целом) не получили популярности);

4) в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, стадионов (только сумасшедший предприниматель будет открывать точку где нет клиентов);

5) без соответствующих документов, подтверждающих качество продукции (это относится ко всем продуктам, и как в случае с другими продуктами данное правило нарушается повсеместно. Данное правило, на мой взгляд, защищает табачные компании от подделок);

6) без маркировки акцизными марками или учетно-контрольными марками (смотрите предыдущий пункт, данное правило также является защитой не здоровья нации, а интересов табачных компаний);

7) если пачка табачного изделия содержит менее двадцати сигарет (бессмысленный запрет, как количество сигарет может влиять на здоровье нации. Не логичнее ли предположить, что чем меньше сигарет, тем меньше вреда для здоровья. А ну да ведь тогда в убытке окажутся табачные компании);

8) без нанесенных на пачку табачного изделия, упаковку табачного изделия сведений о составе, об уровне содержания смолистых веществ, никотина и о не менее трех вредных соединениях - системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах. Порядок размещения на пачке табачного изделия, упаковке табачного изделия сведений о составе, об уровне содержания смолистых веществ, никотина и о системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах утверждается Правительством Республики Казахстан (курильщики - те же наркоманы. Разве курильщики смотрят на информацию о ядах. Тем более в смоле более 4 000 вредных для организма веществ - но даже это никого не останавливало, не останавливает и не остановит);

9) без нанесенного на пачку табачного изделия предупреждения о вреде табакокурения (сложно найти хоть одного курильщика, который не знает о вреде курения. Любой курильщик сможет прочесть лекцию о вреде курения лучше любого преподавателя - с примерами даже);

10) без нанесенной на пачку табачного изделия, на упаковку табачного изделия надписи о запрете продажи лицам, не достигшим восемнадцати лет (смотрите комментарии к пунктам 1,8,9 статьи 159);

11) на пачке табачного изделия, на упаковке табачного изделия которых содержатся слова «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие» или «мягкие» либо иные словосочетания, в том числе на иностранных языках, создающие ложное впечатление о меньшей вредности табачного изделия по сравнению с другими (да запрет на самом деле был бы эффективным средством борьбы с курением, если бы не одно НО... табачные компании легко обходят данный запрет цветовым делением на легкие (светлые тона - белый, желтый), средние (серые, голубые) и тяжелые (темно синий, черный);

12) с полок самообслуживания (сами владельцы супермаркетов не пошли бы на это, как и со случаем с жевательной резинкой, спичками. Объяснение простое - сигареты своровать легко - пачка небольшая - доказать воровство тяжело);

13) в составе наборов с другими товарами (чего то я не встречал, чтобы сигареты продавали в составе с другими товарами);

14) в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента (А этот запрет нарушается повсеместно. Возьмем любой торговый дом, где на первом этаже - супермаркет, где можно купить сигареты, детские игрушки, детское питание и пр.).

Таким образом, все запреты либо никакого влияния на курильщиков не оказывают, либо легко обходятся. В некоторых случаях (как в п. 14 ст. 159) прямо нарушаются. Запреты скорее лоббируют интересы табачных компаний, чем бояться за здоровье казахстанской нации.

Далее. Интересен пункт 5. ст. 159, который ограничивает места для курения. Курение запрещается в:

1) организациях образования, а также в организациях для отдыха несовершеннолетних (странно было бы - если разрешалось бы);

2) организациях здравоохранения (лечащиеся курильщики каким то образом обходят этот запрет);

3) пунктах общественного питания (Я так понимаю речь идет о кафе, но ведь практически в каждом кафе есть "комната для курения". На самом деле даже если убрать комнаты для курения в пунктах общественного питания - это не значительно повлияет на количество курильщиков - ведь не сложно выйти на улицу и покурить);

4) кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках (даже при отсутствии этого запрета мало кому дали бы курить в кинотеатре, театре, цирке, на концерте, в выставочном зале, на спортивной арене. А что касается ночных клубом и дискотек - то там как курили так и курят - в "комнатах для курения" или на улице);

5) музеях, библиотеках и лекториях (ну этот капец вообще - логику законодателей не понять. Они решили все места перечислить? А не проще ли как то все объдинить?);

6) неустановленных местах в поездах местного и дальнего сообщения, на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта (интересный лазейка в законе, а если владельцы воздушного транспорта (морского, речного) везде расставят таблички "место для курения" - тогда значит можно курить?);

7) зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов (есть лазейка в п. 6 настоящей статьи);

8) государственных органах и организациях (отличный запрет, только нарушается практически повсеместно. Лишь итак низкий КПД государственных служащих стал еще ниже - больше времени стало уходить на курение - 5 минут во двор, 5 минут покурить. полялякать, 5 минут в кабинет - через 40 минут все по новой);

9) помещениях, являющихся рабочими местами (смотрите пункт 8);

10) подъездах домов (стоит зайти в любой подъезд - и вы без проблем найдете "баночку" - так что запрет тоже не работает).

Таким образом, запреты в целом носят характер борьбы за здоровье казахстанской нации. Но кем соблюдается законодательство? Откуда взялись эти "комнаты для курения" и почему без "аяяяй как нехорошо" сверху никто "не чешется"?

Вот и дошел до гениального пункта 6 статьи 159 "Нормы, предусмотренные в подпунктах 3), 6), 7) пункта 5 настоящей статьи, не применяются в тех случаях, если для курения выделены специальные оборудованные места". Проще говоря, если повесить табличку "Место для курения" или "Комната для курения", поставить пепельницу, повесить плакатики и сделать дымоотвод - то курить можно везде! Прикольно, но если в международном автобусе оборудовать помещение для курения - то и в автобусе можно будет курить. А почему бы весь автобус не назвать "Комнатой для курения"?

Пункты 7,8,9,10 - очередные и бесполезные меры государственного управления табачным рынком.

Интересен пункт 11 статьи 159, который гласит: "Запрещаются производство, продажа и распространение товаров, имитирующих табачные изделия". А как же детские конфетки в виде сигареты? А как же электронные сигареты? Нарушаем-с? Почему не наказываем? Может выгодно кому-то, чтобы дети с детства привыкали к сигаретам. А есть ли хоть один курильщик, который реально бросил курить с помощью электронных сигарет?

Смешон и невыполним пункт 12 ст. 159 Кодекса: 12. "В местах, запрещенных для курения, должны быть размещены знаки о запрете курения". Уважаемые законодатели, вы так много мест запрещенных для курения перечислили, что нереально везде повесить этот знак.

Пункт 13 статьи 159 дает перечень требований по упаковке сигарет.

Итак, я закончил нудную часть комментирования пунктов статьи, направленной на борьбу за здоровье нации. Обобщим весь материал:

- в статье сделан упор на информирование курильщиков о вреде курения. Этот инструмент давно признан неэффективным. Не признается факт - что курильщики - это больные люди, наркоманы. То есть необходимо признание табака - наркотиком. Почему то все психологические семинары по борьбе с курением делают упор на то, что табак - это наркотик, а государство не хочет этого. Возникает вопрос, почему государство не признает очевидное. Возможно, потому что - это реальный шаг в борьбе с курением.

- многие пункты практически открыто защищают производителей табака от подделок;

- пункты статьи о запретах на курение в общественных местах нейтрализуются пунктом 6 статьи 159, где речь идет о "специально отведенных местах для курения";

- ряд запретов и ограничений не выполнимы, соответственно нарушаются. При этом наказание следуют только для "показухи". Многие казахстанцы узнают об ограничениях только после очередного общеказахстанского рейда. Рейд проходит - все забывают.

Таким образом, для реальной борьбы за здоровье нашей нации необходимо:

- признать табак - опасным наркотиком, а табакокурильщиков - наркоманами;

- на первом этапе дать разрешение курить только дома, а на втором запретить курить вообще;

- в десятки раз повысить штрафы за нарушение норм законодательства по борьбе с курением. На сегодня штраф за курение в неположенном месте составляет 1618 тенге;

- запретить любые кадры по телевидению с курящими людьми;

- из морально-этических соображений запретить не только табак и курение в Казахстане, но и производство, экспорт табачных изделий.

Жестко? Конечно! Но надо учитывать, что от болезней вызванных табаком умирает больше людей (как курящих, так и не курящих), чем от всех тяжелых наркотиков вместе взятых.

Надо ли говорить, что государственные расходы на лечение курильщиков, ранняя смерть работоспособного населения значительно превышают доходы по акцизам и налогам?

 

PS: Я курю. Я признаю себя наркоманом. Да я попал в эту ловушку. Но я не хочу, чтобы мои дети прошли мой путь. Дай мне бог сил избавиться от этой зависимости.

Источник: мой блог http://www.predictor.kz/?p=385

 
0
803
2