Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
20:03, 17 января 2013

Иуда и Петр. Канонический апокриф

Blog post image

Вокруг Нового Завета возникает масса споров, полемики и шума. Действительно, Новый Завет – труд десятка авторов, прошедших высочайшую цензуру. Евангелия, созданные после распятия Христа многочисленными учениками и апостолами в массе своей признаны апокрифами – т.е. по сути, за достоверные источники церковью не признаны. Каноническими же, т.е. официально признанными являются работы  4 апостолов: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.  Многие факты в этих святых благовествованиях  пересекаются, позволяя принять на веру то, что в них изложено…  Исследователи библейских текстов сходятся во мнении, что фрагменты текстов нередко «дорабатывались», появлялись поздние вставки неизвестных авторов, но в целом евангелия дошли до нас в том виде, в котором они были созданы. Личность Иисуса Христа, образ его учеников, суть его учения, по самой идее Нового Завета должны были пройти через тысячелетия в независимости от «правок» и цензуры. По моему глубокому убеждению, тексты эти отражают действительный ход событий, слова и мысли участников захватывающего действа, легшего в основу Нового Завета. Но правильно ли понят смысл самих посланий? Нет ли ошибок в трактовке того, что с видимой очевидностью лежит на поверхности?  Задаваясь этим вопросом, я хочу пересмотреть то что происходило в Евангелиях с позиций того, что говорил Христос своим ученикам в действительности. Выявляя личное отношение авторов и указывая на искажения в их понимании происходящего, я хочу показать то, что осталось сокрыто, находясь на самой поверхности.

Первую часть своего исследования я буду вести, опираясь на канонические Евангелия 4-х апостолов, которые и составляют первую часть Ветхого Завета. Апокрифов пока касаться не будем, спорных моментов нам и без того хватает. Ход моих мыслей, я буду иллюстрировать текстовыми подтверждениями из самих писаний, «не прибавив и не убавив», как и завещал нам Иисус.

К исследованию я приступлю, взяв за основу несколько эпизодов, являющихся кульминационными в Новом Завете.  Мнения по поводу предательства Иуды и распятия Христа я считаю глубоко ошибочными, потому, следуя за текстами авторов, попытаюсь разобраться в тех ролях, которыми наделил Иисус своих учеников, которых было как известно 12.

12 апостолов Христа

Многие ошибаясь считают что учеников у Иисуса было лишь 12. Это разумеется не так. Кроме избранных самим Христом 12 учеников (апостолов) были еще многочисленные последователи, фанаты, интересующиеся, сочувствующие и родственники (мать Христа, братья и сестры сопровождали его до самого креста). Подтверждения этому несложно найти в Новом Завете, поэтому заострять внимание на сем факте не будем.  Интересным фактом из Евангелия от Луки является тот, что Иисус кроме 12 апостолов, выбрал еще 70 человек из ближайшего окружения, для того чтобы они несли благую весть людям:  «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти. И сказал им: жатвы много, а делателей мало…» (от Луки гл. 10, 1,2).

Сам момент назначения или выбора себе апостолов описан во всех 4-х вариантах Евангелия, при этом в двух из них дан полный список апостолов. Это один из важнейших моментов исследования, к которому я буду еще возвращаться не раз. Пока же дам для иллюстрации оба отрывка из Евангелий от Матфея и Луки:

  1. «Призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зевдеев и Иоанн, брат его,  Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и прозванный Фадеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.» (от Матфея гл. 10 1,2,3,4).
  2. «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них 12, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филипа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозванного Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.»  (от Луки гл. 6 13,14,15,16).

Сравнивая два этих отрывка, бросается в глаза два факта. Учеников своих Иисус разбивал всегда на пары. В обоих отрывках последовательность имен совпадает. Список Апостолов начинается с наиболее почитаемого до сих пор Симона, по кличке Петр («Камень» гр.), а заканчивается Иудой Искариотом, с обязательной припиской о том, что он предатель.

Странно то, что сам Иисус говоря о предательстве не упоминал имени Иуды, а говорил лишь о том, что  один из 12 учеников его, Его предаст. Я точно знаю о ком идет речь, кто в действительности предал Христа и хочу чтобы мое открытие очевидного факта не смутило бы никого своей очевидностью. Пойдем с самого начала.

Итак, список Апостолов венчает Симон Петр.  Симон, как и брат его Андрей – были рыбаками. Это самые первые ученики, которых призвал Иисус:

  1. 1. «Проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю что вы будете ловцами человеков.»  (от Марка гл. 1 16,17)
  2. 2. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедшие из них вымывали сети. Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и сев учил народ из лодки.» (от Луки гл. 5 3,4)

Творя чудеса и вещая народу, Иисус в тот день знакомства с Симоном Петром вылечил от лихорадки его тещу, о чем также имеются соответствующие записи в Евангелиях. Очевидно, что рыбак Симон был женат и оставил семью, отправившись за Христом. В Евангелиях ему уделено наибольшее количество ссылок. Дав ему кличку Петр, что значит «Камень», Иисус предрек «На сем Камне создам я Церковь свою». Слова оказались пророческими. На гробе св. Петра стоит нынче Ватикан.  А ситуация в которой он сказал слова свои была воистину необычна. Приведу ее почти целиком: «Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты-Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон,  Сын Ионин, потому что не плоть т кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; И я говорю тебе: ты – Петр (Камень), и на камне сем Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» (от Матфея гл. 16 13,14,15,16,17,18,19). Мне очевидно что данное пророчество католическая церковь грамотно истолковало, построив на гробе Петра Ватикан, взяв гербом Ватикана те самые ключи, а с ними и право связывать небесное с земным утверждаемыми канонами. С иронией говорил Иисус с Петром и в этой же главе предрекая свою смерть в Иерусалиме уже через пару стихов он называет Апостола Петра сатаной! Применительно к другим своим ученикам он подобного себе не позволял, и это не может не бросаться в глаза!

  1. 1. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же обратившись сказал Петру: отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.»  (от Матфея гл. 16 21, 22, 23)
  2. 2. «За кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя, другие же за Илию, а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты-Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно страдать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто (!!!). Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. » (от Марка гл. 8 27,28,29,30,31,32,33)

Назвав сатаной,  одного из своих учеников Иисус уже в первом из трех напоминаний о своем грядущем распятии указал на предателя.  Гордыня обуревала учеников Христа. Часто завидовали они друг другу, стараясь выяснить кто из них первый, а кто последний в иерархии. В этой гордыне дальше всех судя по писаниям пошел Иоанн. Именно он взял на себя роль самого любящего ученика и судил поступки и действия, которым не имел права давать оценки, ибо сказано Иисусом «не суди, да не судим будешь».

«С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты- Христос, Сын Бога живого. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (от Иоанна гл. 6 66, 67,68,69,70,71) Как легко трактовал Иоанн слова Христа! Однако прав ли он? Разве не с Петром разговаривал Иисус? Не к Петру ли он обращался говоря о том что среди 12-ти есть диавол? Кто дал право Иоанну додумывать, ведь Христос не назвал имя предателя в этот раз (в отличие от прошлого, где прямо назвал Петра сатаной!). Таков Иоанн, он брал на себя право судить… и вешал на Иуду кучу всяких грехов: «Мария же, взявши фунт народного чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса  отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за 300 динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботиться о нищих, но потому что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (от Иоанна гл. 12 3,4,5,6) И тут мы видим домысливания Иоанна, его ревность к другим ученикам, которую может прочувствовать каждый, кто вдумчиво читал Евангелие от Иоанна. Кстати заканчивается оно не без превознесения своих заслуг  как бы стараясь опередить Петра в преданности и любви к Христу: «Петр же, обратившись видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечере, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! Кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорил ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? Ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет.  Но Иисус не сказал ему что не мрет, но: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока прииду, что тебе до того? Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие: и знаем, что истинно свидетельство его. » (от Иоанна гл. 21 20,21,22,23,24) Такой вот Иоанн скромник. И жизнь себе вечную напророчил, и любовь Христову стяжал, и Петра носом потыкал...

Сложные отношения были у апостолов между собой. Всяк старался пролезть в иерархии поближе к Христу.  Пальму первенства держал несомненно Петр. Хотя попытки его коллег рыбаков Иоанна и Иакова , призванных в ученики вместе с Петром случались. Этой троице – Петру, Иоанну и Иакову еще предстоит участвовать в небезынтересном эпизоде из Нового Завета, где их легкомысленное отношение к заповедям Христа, будет проиллюстрировано трижды. Ну да во времена рыболовства были они еще не ревнивыми врагами, а товарищами: «Также и Иакова и Иоанна, сыновей Зевдеевых, бывших товарищами Симону.» (от Луки гл. 5 10).

Иоанну и Иакову не давало покоя желание стать в иерархии рядом с Христом, что видим мы во всех евангелиях:

«Тогда подошли к нему сыновья, Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! Мы желаем чтобы Ты сделал нам о чем просим. Он сказал им: что хотите, чтобы я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону,  а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую я пью, будете пить, и крещением, которое я  крещусь, будете креститься; А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И услышавши, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. » (от Марка гл. 10 35,36,37,38,39,40,41)

Так что Иоанн на вечере не мог сидеть рядом с Христом, как ему того хотелось и как он описывал в своем Евангелии. Рядом с Христом, наверняка сидел Петр. Иисус в той же главе в следующих стихах продолжил свою мысль, давая понять структуру иерархии: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними; Но между вами да будет так: а кто хочет быть бОльшим между вами, да будет вам слугою; И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.» (от Марка гл. 10 42,43,44), «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (от Марка гл. 10 31).

А теперь вспомним список Апостолов. Кто же по признанию людей и церкви был первым, и кто последним? Первым был Петр, последним был Иуда. Значит ли это что Петру назначено стать последним, а Иуде первым среди апостолов?

Ну вот мы и подошли к кульминационному моменту в Новом Завете, где сам Христос несколько раз указывает на предателя, и прямо и косвенно!

«И говорил им Иисус: все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы»; По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему: если и все соблазняться, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили» (от Марка гл. 14 27,28,29,30,31). Иисус прямо указывает на того, кто в эту роковую ночь отречется от него. Он говорит об этом при всех учениках, при этом речь не идет об Иуде. После этого Иисус с учениками в этой же главе идет в Гефсиманию: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна (самых преданных по их мнению учеников авт.); и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отошел немного, пал на землю и молился» (от Марка гл. 14 33,34,35). Что же Петр, Иоанн и Иаков? Выполнили поручение бодрствовать несколько минут? Ничуть. Они уснули! «Возвращается, и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в исушение: дух бодр, плоть же немощна! И опять отошед, молился сказав то же слово. И возвратившись, опять нашел их спящими..» (от Марка гл. 14 37,38,39,40). И так три раза!

Дальше по описанию Марка, пришел Иуда и поцелуем указал на Христа, при этом слова Марка весьма любопытны. Видно бережное отношение Иуды к Иисусу: «дал им знак, сказав: Кого я поцелую, тот и есть; возьмите Его, и ведите осторожно.» (от Марка гл. 14 44). И ведите осторожно! В Иуде предателе больше заботы о Христе, чем в трех его «лучших» учениках.

Про то что Петр до первых петухов, трижды отрекся от Христа знают пожалуй все, приводить фрагменты Евангелий, думаю, и не стоит. Но Вечеря Тайная думаю достойна вдумчивого описания, ведь там Иисус опять указал на предателя… Он прямо сказал, что тот кто сидит за столом, один из его учеников – предатель! «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом. Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается.» (от Луки гл. 22 21,22). Говоря так,  Иисус дает понять, что все идет по предназначенному и кто-то из  учеников, сидящих за столом его предаст, и горе будет тому. «И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.» (от Луки гл. 22 23,24). Странно то, что Иисус сообщает о предателе, а спор зашел о том кто из учеников почитается бОльшим…  И у Луки в ответ на это Христос говорит: «И сказал Господь: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но я молился о тебе,  чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня» (Лука гл. 22 31, 32,33,34). Вот про какое предательство говорил Иисус! Оскудела вера Петра, происки сатаны и  тройное отречение.

Ну, а если брать отрывок из евангелия от Иоанна, то предательство Иуды тоже предстает несколько двусмысленным. «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы когда исполняете. Не о всех вас говорю: я знаю которых избрал. Но да сбудется Писание:  «ядущий со Мною хлеб поднял на меня пяту свою» (от Иоанна гл. 13 16,17,18). О каком посланнике тут идет речь? Кто и что должен исполнять? Кого и для чего Иисус избрал? И чья пята будет поднята над ним?  Следуя дальнейшему тексту от Иоанна, выходит что избранным и посланцем Иисуса является именно Иуда… «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус (это Иоанн про себя любимого авт.), возлежал у груди Иисуса; ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он припадши к груди Иисуса,  сказал Ему: Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок хлеба, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику» или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел.» (от Иоанна гл. 13 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30). Итак, при всей однозначности ситуации, возникает некое непонимание. Дав кусок хлеба Иуде, Иисус вроде как указал на предателя, странно что вообще просто не назвал имени. Но вдруг всем становится непонятно куда это Иисус посылает Иуду… Но Иуда наверняка знал, потому как после принятия хлеба, встал и пошел исполнять. Возможно у Иисуса с Иудой до этого была какая-то договоренность? О которой другие ученики не знали? И может быть Иоанн и тут переусердствовал обвиняя Иуду, ведь хлеб за столом Иисус преломлял со ВСЕМИ учениками! И обвиняя Петра в будущем предательстве он не выражался иносказательно, а говорил в лоб – мол ты Петр меня предашь, трижды отрекаясь! А тут что-то не вяжется. Теперь о ящике, который Иоанн уже дважды упоминал. В ящик этот судя по тексту собирались подаяния, таким образом Иуда исполнял среди апостолов роль финансового директора. Не Леввей мытарь,  который в миру собирал подати, а Иуда был обличен доверием и распоряжался казной! Теперь вопрос. К чему Иуде продавать Учителя за 30 сребреников, когда он может не причиняя никому беды свалить в любой момент вместе с кассой? Давайте вернемся к текстам Евангелий чтобы разобраться: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (от Матфея гл. 26 14,15). Какое-то вопиющие отсутствие логики! Держал кассу, пришел, запросил сколько дадут, дали копейки, не торгуясь их взял… а что же дальше у Матфея? «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам с того? Смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.» (от Матфея гл. 27 3,4,5). Странно поведение Иуды, непонятны и не мотивированны его поступки… Если только в них не было иного смысла.  Странен и тот факт, что Иисус сам выбрал 12 учеников-апостолов и завещал им править 12-ю коленами израелевыми…  И дабы хоть как-то подогнать тексты под слова апостолов о 12 учениках, в Деяниях вдруг появляется вдруг новый 12-й ученик, некто Матфий… Петр организовал жеребьевку между Иосифом Варсавией, прозванным Иустом и Матфием: «И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти на свое место. И бросили жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деяния гл.1 24,25,26). Нужно отметить,  что организатором жеребьевки был все тот же Симон Петр… в очередной раз нарушивший завет Иисуса о избранных Им  апостолах. Видно не зря Иисус называл его сатаной и маловерным, разве мог он доверить миссию «предательства» тому кто не отвечал за сказанное и не выполнял завещанное? И так, первый стал последним, а последний – первым…

Иуда, редко упоминался в канонических евангелиях, роль его загадочна, действия необъяснимы. Известно только что он был обличен доверием и содержал кассу, а также выполнял возложенное на него скромно и неумолимо. Знал ли Иисус какая «добрая память» ждет Иуду за «предательство»? Думаю что знал и сам Христос и Иуда, тем большее уважение вызывает его личность. Возможно,  что роль предателя и злодея не потянул бы никто из апостолов кроме Иуды. Петр, как мы видим был маловером, сомневался во всем и Камнем назывался скорее в шутку. Фома, известный нам как Иуда Дидим, хоть и был похож на Христа как две капли воды, был прозван не верящим, Иоанн горделив и ревнив, да и у других учеников не хватило бы пороху возложить на себя столь незавидное бремя…  В данном исследовании заложен фундамент… и оно является тем краеугольным камнем, который отвергают строители. В следующем исследовании, я постараюсь глубже проникнуть в замысел Иисуса Христа и определить роли апостолов и основные задачи того, что описано в канонических и апокрифических евангелиях.  С  Божией помощью.

   
0
1354
0