Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
6
13:20, 01 декабря 2012

Короткометражные мультфильмы PIXAR [Часть 1: 1984-2006]

Студия "PIXAR" в наше время - эталон качества и фабрика выдающихся художественных мультипликационных шедевров. Мало кому удавалось целой серией создавать работы одна за другой, с каждым разом все поднимая планку. Кое-какие проблемы начались в последние два года, но видно их только потому, что все привыкли ждать и дожидаться от них знаменательных свершений. Спроси сейчас любого ценителя кино о любимых мультфильмах, и в списке непременно окажется творение "PIXAR", каждый второй ребенок процитирует База Лайтера. Однако, многие и не догадываются о технических революциях студии в 80-х и 90-х, наглядно проявляющейся в серии короткометражек, выставлявшихся ими на выставке СИГРАФФ, после чего создание короткометражных лент стало традицией и своего рода упражнениями для аниматоров и художников PIXAR'а. В первой части обзора, я поведаю вам о выпущенных картинах с 1984 года по 2006. Присаживайся поудобней и настройся на короткую волну!

Blog post image

Blog post image

The Adventures of Andre & Wally B (1984)

Андре просыпается в прекрасном живописному лесу. Как вдруг к нему подлетает крайне вредная пчела. Что же такого сотворил наш Андре, носящий смешную шляпу, и чей голос напоминает ворчание Дональда Дака, мы не узнаем, но ему удалось не просто убежать от злой пчелки, а еще жало ей поломать!

__________________________________________________________________________

Это не только первый короткометражный мультфильм сценариста и режиссера Джона Лассатера, но  также его первый опыт работы с аниматороми Эбеном Остби и Билом Ривзом, первый из которых сейчас является Вице-Президентом программного департамента студии "Pixar". Полутора-минутный мультик с графическими данными, над которыми в наши дни поневоле приходиться смеяться, тогда появился на свет по не очевидной причине. Джон работал аниматором в "Disney", и там готовили проект с каким то роботом андроидом по имени Андре. Команде Лассатера поручили, когда те были частью компьютерного отдела "Lucas Film", создать специальную анимацию для персонажа, с использованием простых геометрических форм. В итоге почти все части тела Андре (непонятного, но веселящего гибрида большого муравья и богомола) состояли из таковых, за исключением туловища, для полноценной анимации движения которого придумали "каплю". Упомянутый мультфильм "Disney" так свет и не увидел, и это даже к лучшему. Ведь где бы был тогда сейчас Джон Лассатера, создатель и идейный вдохновитель "Pixar"!?  
Ничего примечательного в "Приключениях Андре и Пчелки Уолли" (прим. Созвучно с именем ВАЛЛ-И ) нет; он будет наглядным пособием разве только для начинающих аниматоров, однако эта короткометражка закладывает фундамент для дальнейшего формирования и становления одной из главных студий, всецело продвигающей вперед мультипликацию, и способствующей ее развитию.

__________________________________________________________________________

Blog post image

Luxo Jr. (1986)

Первое появление живой настольной лампы (эдакого несокрушимого узнаваемого образа компьютерной анимации), красующейся на логотипе студии, и непременно с ней ассоциирующей случилось в этой короткометражке, где "взрослый" большой светильник наблюдает как Люксо Младший бегает за прыгучим мячиком, лопает его а затем достает новый, огромный, радуясь словно щеночек. Все это под игривую музыку фортепиано, а также замечательную игру света и тени.
__________________________________________________________________________

Студия "Pixar" была образована в феврале 1986 года, когда Стив Джобс, генеральный директор Apple,  купил подразделение Джона Лассатера в "LucasFilm". Тогда Эд Каттмул предложил Джону как-то представить компанию на "СИГГРАФ" ( прим. - ежегодная выставка достижений компьютерной графики). На рабочем столе Лассатера красовалась лампа компании "Luxo L1", которую он начал , ради обычного любопытства, анимировать и делать ее движения "живыми". Идея понравилась всем мультипликаторам в студии, и тогда начался достаточно трудный процесс анимации. Самым сложным по словам Джона было обсчитать физику шнура от лампы, и также в частности, того момента, когда "Луксо" прыгает на мече. Лес (прим. - коротко от Лассатера, так его называют друзья) по специальности художник, а не программист, и ему пришлось обратиться за помощью к Эбену, чья программа и досконально высчитала все движения мяча так, как это нужно было (кстати именно она использовалась и при съемках "Титаника", "Матрицы" и т.д.). Кроме технического интереса, вторая короткометражка подарила очаровательного персонажа "Луксо" - самую живую лампу на свете - после чего "Pixar" создал с ней еще несколько мультфильмов. Эта лента длится всего 2 минуты, а развивает анимацию на много лет вперед, заложив основные принципы.

__________________________________________________________________________

Blog post image

 

Red's Dream (1987)

В мультфильме рассказывается о моноцикле, окруженным полноценными велосипедами, который выставлен на распродажу по сниженной цене. Вроде бы никаких человеческих признаков, но по одному внешнему виду уже понятно, насколько ему грустно. Начинается все под унылые, ленивые завывания саксофона, после чего Рэд мечтает о выступлениях в цирке. Весь свет прожекторов направлен на него единственного, играет цирковая музыка - успех и аплодисменты публики. Рэд купается в моменте славы, мечтательная картина расплывается. И вновь навевает печаль саксофон, а Рэд снова отправляется в угол для распродажи.
_________________________________________________________________________

Этот короткометражный мультфильм также был сделан для выставки "СИГРАФФ", но уже в 1987 году. Может показаться удивительным, но вполне закономерным, что "Pixar" в былое время строили компьютеры, и как раз на одном из таких и был создан "Red's Dream". Лес работал над моделью клоуна, Билл претворил в жизнь начальную сцену с мрачными улицами города и дождем, а Эбен увлеченно корпел над велосипедами. Технически эта картина была широким и трудоемким шагом вперед - использовались графические системы "QP" и трехмерный сканер ( прим- "Полемус" ), сложные обсчеты теней и света а также первая органическая модель - тот самый клоун, сейчас кажущийся аляповатым и даже уродливым. Кроме того что, в "Red's Dream" была воссоздана впервые на компьютере ночная сцена, эта работа представляет собой хоть какой художественный контекст, в отличие от первых двух короткометражек. По наставлению сценаристов Олли Джонстона и Фрэнка Томаса из "Disney" Джон добавляет душевности и трогательности происходящему. Грусть пропитывает все 3 минуты ленты, музыка играет к месту, а одинокий моноцикл все мечтает о неосуществимом. К чему приведут оживления игрушек (приблизительно, так оно и было в "Red's Dream", хотя очевидным отголоском из 80-х будет следующая работа) мир узнает в 1994 года вместе с выходом шедевральной "Истории Игрушек".

_________________________________________________________________________

Blog post image

 

Tin Toy (1988)

В этой истории оловянные игрушки оживают по полной, а эксперименты с органическими моделями продолжаются. В центре внимания - игрушка "человек - оркестр" ( прим. - В дальнейшем "Pixar" создадут отдельную короткометражку, посвященную таким музыкантам), который, увидев что творит маленький карапуз с своими безделушками: сует в рот,  бьет об пол, швыряет без зазрения совести - бежит прочь и играет с младенцем в кошки-мышки. Добравшись до дивана, и заползая туда, он делает неприятное открытие - куча разных игрушек дрожит от страха и боится выходить наружу. Тогда музыкант решается все таки последовать своему предназначению и едет навстречу плачущему ребенку, который, как и ожидалось, поиграв секунды с ним, выкидывает прочь. Разочарованный человек-оркестр следует за малышом и пытается привлечь его внимание, пока тот  мило смеется с картонной упаковкой на голове.
_________________________________________________________________________

Заложив смысл в "Tin Toy", пиксаровцы не только представили новый логотип студии (выезжающая надпись) но и умело поработали над музыкой. И снова для "СИГРАФФ". Идея о "монстре-ребенке" не жалеющем игрушки пришла Джону, когда тот смотрел присланное его сестрой видео, где племянник Тимми около получаса просто играется на полу. Леса заинтересовала мысль показать, как к этому могут относиться игрушки, ведь для них подобное - тирания! Джон направился к Биллу, у которого как раз родилась дочь. Поэтому его тоже сильно увлекла эта идея. Наверное еще более определяющим фактором того что, эта картина увидела свет является желание создать первого компьютерного человека, для чего даже были написаны отдельные новые программы(!). Команда изучала движения малышей, их пальцев ног и рук, мимику. Все это вылилось в не самую лучшую, но все таки новаторскую и забавную модель человеческого ребенка. Также, всех персонажей под диваном сделали добровольцы компании, не пожалевших на это время - хотя конечно этому всему далеко до заоблачного количества характеров в третьей "Toy Story". 
"Tin Toy" в целом очень смешной и ироничный мультфильм - оловянная игрушка сначала убегает от карапуза, затем отчаянно его преследует. Дальнейшее развитие темы мы увидим все в тех же "Историях Игрушек", которая со временем выльется в притчу о значимости друзей в наших жизнях и трагическую забытость старых игрушек, олицетворяющих раздавленных в горести друзей из прошлого.

_________________________________________________________________________

Blog post image

Knick Knack (1989)

Запертый в стеклянном сувенире с вечно холодным климатом и искусственными снежинками, снеговик проявляет мужланский характер, когда завидев симпатичную игрушку, начинает вести тщетные попытки к ней выбраться. Ни динамит, ни дрель, ни недовольный взгляд в сторону не помогает горе снеговику пробраться наружу, но после долгих усилий, он все таки падает вниз с полки, прямиком в аквариум, и только удача улыбнулась ему, представив шанс познакомиться с русалкой игрушкой, как на его снова накрывает шаром. Солнечные мотивы музыки, будто взятой с сонных побережий Майми и очень смешной главный герой напоминают хотя бы об одном - через 5 лет выйдет "История Игрушек", сыгравшая решающую роль в истории мультипликации
_________________________________________________________________________

В то время как создатели развили идею и сюжет этой чистой, незамутненной технически или художественно мультипликации, за 2 дня, то поработать над ней пришлось довольно долго. После "Tin Toy" всем хотелось сделать чего-то безумного, не впадая в крайности с экспериментами человеческой мимики. Черпая вдохновение из лучших мультфильмов "Warner Brothers", Джону и Эбену с большим трудом удалось создание физики мелких частиц, как раз тех снежинок в шаре, которые то слегка подлетают, то кружатся вихрем. "Pixar" ( прим. - в этой короткометражке использовали лого студии, красующееся перед их фильмами и поныне: Луксо, лампа, поворачивает медленно вершину в сторону зрителей) тогда были особо увлечены форматом 3D, в котором как раз и показывали "Knick Knack". Комната, где происходит действие мультфильма совсем чуть-чуть напоминает комнату Энди, не находите?

_________________________________________________________________________

Blog post image

Geri's Game (1998)

Старичок Джерри проводит шахматную партию в тихом парке сам с собой. Меняя свое место за столом, он то становится резким, нахальным авантюристом, то спокойным, размеренным меланхоликом. Партия почти проиграна вторым, а первый ехидно посмеивается над нерешительностью оппонента сделать последний ход. Однако, хитрости, как оказалось, более ранимому Джерри не занимать, и он жульничает! Пока злой старичок наклоняется проверить, что случилось с добряком, упавшим под стол, тот разворачивает доску! Второй улыбается и ликует. Джери побежден, да здравствует Джерри!
__________________________________________________________________________

Представленная короткометражка (вышла спустя 9 лет после "Knick Knack"; такой длинный период объясняет занятость студии над первым полнометражным проектом) стала лентой с действительной стоящей компьютерной моделью человека, а также упакованной в форме утонченной и романтической, словно пламенный "привет!" из Европы, о которой напоминает местная французская мелодия - "flambee montalbanaise". Старичок кстати затем появится в небольшом камео ( прим. - амплуа, роль актера, когда он играет либо самого себя, либо какого то известного им сыгранного героя в другом фильме) во второй "Истории Игрушек". "Игру Джэри" режиссировал отнюдь не Джон Лассатер, а Ян Пинкава, также придумавший историю мультфильма. Над ним работали еще больше аниматоров (всего 19), что конечно стало маленьким вызовом для Яна, как для режиссера картины. Со звуком опять работал Том Майерс (со времен "Tin Toy") из "Скайукоер Саунд". Создание ленты заняло целых полтора года (хронометраж - 4 минуты), начиная от тщательных полирований сценария, до специального программирования одежды персонажей на экране. Она кстати получилась очень реалистичной. И снова отличнейшая работа со светом уже тогда доказала перспективность и амбициозность студии "Pixar" как пристанища талантливых аниматоров. 
"Игра Джерри" очень романтичная и веселая короткометражка, где старик будто борется с самим собой, с прошлым уже забытым, дерзким, молодым Джерри, в конечном итоге побеждая его, тем самым давая понять, что в жизни сделал все что мог и хотел, оставив для себя такие маленькие радости, как игру в шахматы. Наличие смысла, восхитительная музыка, харизматический старичок, прототипом которого являлся дедушка Яна, выделяют "Игру Джерри" среди предыдущих пяти коротких фильмов по одной причине - это уже не эксперименты с графикой и ее исполнением в малых проектах пиксаровцев (ведь 3 года назад вышла "История Игрушек", и в 1998 "Приключения Флика"), а полноценная художественная кинокартина.

__________________________________________________________________________

Blog post image

For The Birds (2000)

"О Птичках" предлагалась к просмотру перед незабываемой "Корпорацией Монстров", после чего показы короткометражных историй перед фильмами студии, заряжающих позитивом и хорошим настроением, вошли в обязательную программу. В этой работе Ральфа Эгглстона, одного из ведущих художников "Pixar", рассказывается о глупой и наивной птице, размером с человека, очень не похожей на кучку воробьев, которые, увидев необычную особу, тут же стали ее высмеивать и подначивать. Но "хорошо смеется тот, кто смеется последним" и все равно воробушкам досталось, а пресловутый индивид гогочет до упаду, пока вокруг него бегают покрасневшая толпа лысых птичек.
______________________________________________________________________

"О Птичках" трактуют известные поговорки очень наглядно, и при этом, картинка здесь на порядок приятнее, чем во всех ранних короткометражках пиксаровцев. Причина конечно кроется  не столько в техническом прогрессе, сколько в финансовых успехах "Истории Игрушек" и "Приключений Флика", за которыми последовали переезд студии на новое место, расширение персонала. команд аниматоров, художников и сценаристов. Однако, атмосфера семьи и теплой кампании непременно отражается на их работах, поэтому  "О Птичках" получается очень качественным мультфильмом, где "художественная" составляющая окончательно заменила "техническую" на первостепенном месте. Хотя как говорит Ральф, полет каждого перышка каждой птички был смоделирован вручную, что, согласитесь, пиксаровцев превращает в поразительных перфекционистов.

______________________________________________________________________

Blog post image

Mike's New Car (2002)

Мультфильм "Новая Машина Майка" это условный отрывок из истории дружбы Салли и Майка, двух веселых и закадычных работников "Корпорации Монстров". Майк покупает себе новую машину, в которой столько кнопок, что попытка разобраться в ее функционале и возможностях оборачивается крахом. Очень веселая, по-детски смешная и искренняя короткометражка с душевной музыкой, в анимации достигает еще больших высот. Интересно следить за прогрессом студии, и "Новая Машина Майка" не становится исключением из ряда качественных работ "Pixar".

______________________________________________________________________

Blog post image

Boundin' (2004)

"Bound" - с английского "скакать" или "прыгать" . В название короткометражки выносится весь посыл картины, потому что она советует зрителю не отчаиваться и смотреть в будущее с уверенным лицом, и конечно продолжать делать то, без чего вы это не "вы". Для барашка этим оказались прискоки и попрыгушки с веселой песней на устах! Символизирующий мудрого странника кролик, милейший барашек с густой шерстью и импровизированная музыка степных собак, змеи и перепугавшейся совы то и дело подскакивающей из норки, вместе с тремя аккордами на банджо, придают и без того прекрасно визауилизированной ленте беспроигрышного шарма и правильного подтекста.
_________________________________________________________________________

Еще одна, после фильма Яна Пинкавы "Игра Джерри", короткометражная работа (показывали перед "Суперсемейкой") для автора которой, есть нечто большее, чем просто мультфильм. Бад Лакки придумал, режиссировал, написал музыку и сам все озвучил, при этом основывался на воспоминаниях из детства, проведенного в Монтане, и воссоздал пейзажный образ Западной Америки. Вся анимация лежала на плечах Мэри Блер. Удивительно, но многие незначительные мелочи отсылаются к другим фильмам "Pixar", как например: рыбки, плавающие в ручье вокруг скалы, где живет барашек, срисованы с рыбок из "В Поисках Немо", так же как и человек хватающий барашка с дантиста из все той же трогательной истории о подводном мире. Группа аниматоров Билла Полсона проделала отточенную работу над обработкой воды и дождя, тем самым утверждая себя техническими гуру. "Boundin" переполнена знаменательными мелочами: даже короткий трехсекундный танец стэпа был поставлен специально для мультфильма Родриго Блаасом. Живой и гениальной эту ленту делает даже не огромная проделанная работа и внимание к деталям, а родное преданное отношение Бада к ней: для того чтобы создать кусты в мультфильме, он объехал чуть ли не весь Юго-Запад США чтобы найти тот голубовато-зеленый кустарник, такой же, какой он помнил из своего детства.

_________________________________________________________________________

Blog post image

Jack-Jack Attack! (2005)

Короткометражка показывает эпизод "СуперСемейки", в котором проясняется куда делась няня к финалу, и каким образом злодей сумел украсть Джек-Джека, младшенького в семье супергероев в оригинальной ленте.
_________________________________________________________________________

Ироничный мультфильм, пожалуй, один из самых смешных у студии, вызывает неподдельных смех, а может даже несдержанные колики в животе. Ирония в том, что Джек-Джек, прелестный малыш из "Суперсемейки", доводит образцовую няню, ставящую ему Моцарта перед сном, до нервного приступа,  и в том, что младенец добрые 2 трети оригинального фильма был самым нормальным (никаких суперспособностей не имел). Роднит мультфильм с "СуперСемейкой" не только история, но также скрытое сатирическое настроение. В то время как в полнометражке остроумно насмехаются над супергероями и шпионским сеттингом, то здесь все сводиться к одному - Моцарт вашего ребенка умнее не сделает, зато пробудит в нем "спайдермена". Ну, или хотя бы молниями научит из глаз стрелять.

_________________________________________________________________________

Blog post image

One Man Band (2006)

"Человек-Оркестр" был показан перед "Тачками", и являлся самым музыкальным мультфильмом "Pixar". Два музыканта начинают беспринципно бороться за монетку крестьянской девочки. Она все никак не может определиться, потому что борьба двух противоположностей, как графически, так и музыкально, перетекает в противостояние, в конце которого монетка случайно выпадает из рук девочки в канализацию. Озлобленная, она хватает скрипку у одного из горе-музыкантов и проигрывает ужаснейшее соло, зато получает целый мешок золотых монет. Поучительная история о том, что о других думать хоть иногда тоже надо.
_________________________________________________________________________

Музыку к этому восхитительному мультфильму написал Майкл Джаккино - выдающийся композитор, создавший блистательное музыкальное сопровождение к сериалу "Остаться в Живых", а также являющийся постоянным композитором к фильмам "Pixar" в двухтысячных. В 2009 году его наконец то  заслуженно наградили оскаром за "Вверх". В первоначальном варианте сценария финал был совершенно другим: там не было девочки с монеткой, а мораль картины созидалась одной мыслью - "Вместе все получиться". Однако смешным создателям это не показалось, и тогда переделали все подчистую. "One Man Band" к тому же еще и почти немой мультфильм, по настроению ближе к европейским мотивам. Конечно, самой отличительной особенностью ленты будет ее музыка. По настоянию Леса и Брэда Берда (режиссера "Стального Гиганта", "Рататуя"), продюсеров картины, режиссера Эндрю Хименез и Марк Эндрюс все старания вложили в звуковой монтаж, за который отвечал Стив Блум. В результате, игре уличных музыкантов по-настоящему вериться. Тяжелые ударные одного сменяют тонкие и душевные скрипичные другого. Весело, умно и трогательно. 
А суть картины вся в деньгах - то есть, в их злой природе. Крестьянской девочке важнее мечты, и заработанные монетки она не жадно прячет по карманам, а подбрасывает в фонтан, загадывая что-то сокровенное и человечное.

*   *   *

На сегодня у нас все, читатель. До встречи в следующей части цикла, где я расскажу вам о работах Пиксара уже в последующий промежуток времени - с 2006 до 2012 года.

 


6