«Интеграция - вот кратчайший путь к процветанию»

Статья Власова А.В., генерального директора Информационно-аналитического Центра по изучению постсоветского пространства МГУ им.М.В.Ломоносова. В рамках проекта "Шаг в будущее".

Друзья, это наша первая запись.

Для нас честь, что блог открывается статьей Алексея Власова, генерального директора Информационно-аналитического Центра по изучению постсоветского пространства МГУ им.М.В.Ломоносова

В рамках проекта «Шаг в будущее»

   

«Интеграция  - вот кратчайший путь к  процветанию» - эти слова с самых первых дней независимости стали лейтмотивом внешней политики Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В далеком 1994 году в стенах МГУ глава суверенного Казахстана первым из руководителей новообразованных государств призвал к возобновлению интеграционных процессов на огромной территории, когда-то бывшей единым целым.

Нурсултан Назарбаев убеждал страны СНГ в необходимости создания Евразийского союза государств, причём по образцу Евросоюза, где будет консенсусный путь принятия решений. Время показало, что Назарбаевым была прозорливо указана надёжная и достижимая цель.

Точка зрения Президента Казахстана такова: «Евразийский Союз должен изначально создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение». Оно должно формироваться «исключительно эволюционным и добровольным путём». Определено и место ЕСГ в мире - он призван стать «мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии».

Казахстанский Президент выдвинул ряд инициатив, позволяющих ускорить интеграционные процессы. Им было предложено создать Евразийскую ассамблею, объединяющую парламентариев наших стран, а также ряд общих бизнес-структур - Евразийский конгресс промышленников и  предпринимателей и  Евразийскую торгово-промышленную палату. Кроме того, Н.А. Назарбаев готов разместить исполнительные органы ЕСГ в Астане как географическом центре Евразии. Это разумно, поскольку позволит избежать досужих разговоров о том, что «Москва опять возрождает Советский Союз».

Н.А. Назарбаев считает, что евразийская интеграция  не  должна идти верхушечным, сугубо бюрократическим путём. «Создание Евразийского Союза возможно только на основе широкой общественной поддержки», - уверен Нурсултан Назарбаев. При создании евразийского пространства казахский президент всегда активно действует в человеческом измерении. «Интеграция - слишком важное дело, чтобы доверять его только политикам», - не раз говорил Президент Казахстана. Поэтому он предлагает «укреплять народную вертикаль евразийской интеграции». Речь идёт «о расширении числа евразийских общественных объединений»: по сути, об опоре проекта ЕСГ на энергию масс.

Есть ещё один принципиальный момент. За прагматикой и экономикой, за волнующим объединением нефтегазовых труб и финансовых активов нельзя забывать об идеалах. Интеграционная миссия по созданию ЕСГ не  будет успешной без привлекательной объединительной идеологии. Без всякого сомнения, ей может быть только «новое евразийство» Нурсултана Назарбаева.

Нельзя умалчивать и о тех вызовах, которые встречаются на пути евразийской интеграции. Главная проблема заключается в том, что вся риторика идет на макроэкономическом уровне. Собственно говоря, гражданское общество не совсем понимает, какие конкретно преференции получат представители малого и среднего бизнеса или малообеспеченных слоев населения от вступления или участия страны в евразийских интеграционных проектах. С этими цифрами, подробными раскладками в публичной сфере фактически никто не выступает. Если мы послушаем выступления ведущих специалистов, экспертов и чиновников в сфере евразийской интеграции, то поймем, что в основном речь идет о макроэкономических показателях, ВВП, увеличении объемов торговли, более оптимальном распределении таможенных пошлин, поступающих в бюджет, и так далее.

Здесь стоит задача подключать к этому гражданское сообщество, неправительственный сектор. Потому что если мы доверимся только чиновникам по интеграции, то эта работа будет сделана качественно, но она будет сделана в том профиле, который выгоден конкретно министерству или департаменту министерства. Но широкий подход таким путем не обеспечивается. Эта первая задача интеграции.

Вторая задача – идеология и информационное обеспечение. Что говорить, если в Армении, которая является ближайшим союзником России на Южном Кавказе и которая тоже рассматривает вопросы взаимодействия с Таможенным союзом, на центры, занимающиеся европейской интеграцией, выделяются информационные бюджеты до 500 тысяч евро в год. А мы практически не имеем информационных каналов и ресурсов, которые бы направленно занимались определением идей евразийского интеграционного проекта ни со стороны России, ни со стороны Казахстана, ни со стороны Беларуси.

Что удивляться, если по сути отсутствуют эффективные, профильно работающие телеканалы, отсутствует брендирование, с которым была бы связана идея евразийского проекта.

Мы говорим: «Мы евразийцы!». А кто мне может ответить на вопрос, а какие ценностные ориентиры будут положены в основу общей идеологии Беларуси, Казахстана, России и Кыргызстана, когда они объединятся, дай Бог, к 2015 году в рамках Евразийского экономического союза?

Европейские ценности фундаментально формировались на протяжении нескольких столетий. У нас есть общее прошлое. Но в условиях распада Советского Союза и идеологизации государственной политики во всех странах мы так и не сформировали общих ценностных ориентиров. По сути, мы держимся на общем советском прошлом и общей симпатии, которая осталась от старшего и среднего поколений.

И последнее – молодежный тренд. Опрос общественного мнения показывает, что при примерно пятидесятипроцентном уровне поддержки интеграционных явлений в тех странах, которые еще не являются государствами евразийского интеграционного процесса, большая часть этой поддержки приходится на представителей среднего и старшего поколений. Молодежь чаще всего относится к интеграционной идее равнодушно. В некоторых странах, где активно работают грантовые программы ЕС и США, даже отрицательно.

Потому что в их сознание внедряется мысль, что евразийская интеграция — это противоположность идее европейской интеграции. Стоит вопрос: «Куда вы хотите двигаться? Или в демократическое будущее вместе с Европой. Или обратно в Советский Союз, возрождать империю под патронатом России». Это, конечно, искусственно формируемый тренд. Но кто ему противостоит? Какие молодежные программы, помимо, допустим, Молодежного экономического форума, мы можем предложить?

Здесь нужно работать, как мне кажется, прежде всего в социальных сетях. Потому что это иная форма коммуникаций, форма подачи материала. Молодежи не интересно сидеть за экспертным круглым столом. Но им интересно обсуждать эти идеи в формате новых социальных медиа. И здесь, конечно, нужно воплотить идею создания сети евразийских НПО и евразийской социальной сети, о которой много говорят, но мало делают.

В целом мы, как мне кажется, неверно понимаем один очень важный момент: выдвинув интеграционную идею, за нее нужно бороться. И дискуссии, которые идут в Казахстане, Беларуси, Кыргызстане по поводу будущего экономического пространства, показывают, что если мы не будем привлекать гражданский сектор по реализации социальных, молодежных и других проектов, то мы рискуем через 5-7 лет оказаться в ситуации, когда уровень поддержки снизится настолько, что евразийская интеграция останется проектом элит, а не широким общественным проектом».

По многим параметрам Казахстан опережает не только своих соседей по Центрально-Азиатскому региону, но и в ряде случаев, по определенным позициям, опережает и партнеров по Евразийскому интеграционному процессу, в частности Белоруссию, поэтому Казахстан под руководством Президента Нурсултана Назарбаева являет собой не только пример образцового евразийского государства, но и играет ведущую роль в деле евразийской интеграции.

 

Оцените пост

0