МАЛАЙЗИЯ (2 часть)

Дана жол 2012 M11 29
4458
0
2
0

Азиатский финансовый кризис – экономический кризис в странах Южной и Восточной Азии, который разразился в июле 1997 г. и стал серьёзным потрясением мировой экономики в 90-е годы. Причиной кризиса стал

Преодоление Азиатского финансового кризиса (1997-1998 гг.)

Азиатский финансовый кризис – экономический кризис в странах Южной и Восточной Азии, который разразился в июле 1997 г. и стал серьёзным потрясением мировой экономики в 90-е годы. Причиной кризиса стал чрезвычайно быстрый рост экономик «азиатских тигров», который способствовал массивному притоку капитала в эти страны, росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики и буму на рынке недвижимости. Азиатский финансовый кризис начался в Таиланде. Величина внешнего долга Таиланда была настолько огромной, что страна не смогла выполнить свои обязательства и оказалась банкротом. 30 июня 1997 г. власти Таиланда провели девальвацию местной валюты – бата, курс которого был прежде привязан к курсу американского доллара. В результате обменный курс бата упал наполовину, а фондовый рынок Таиланда — на три четверти. В течение последующего месяца кризис перекинулся на экономики Индонезии, Малайзии и Южной Кореи. Индонезия, Южная Корея и Таиланд более всего пострадали от кризиса. Гонконг, Малайзия, Филиппины кризис также затронул в большой степени. Менее тяжелыми последствия кризиса были в Китае, Индии, Тайване, Сингапуре, Брунее и Вьетнаме. Для всех названных экономик в течение 1997-1998 гг. были характерны падение курса национальной валюты, падение фондовых индексов, рост инфляции, увеличение объема корпоративного долга, громкие банкротства корпораций.

Таблица 7. Экономические показатели

Экономические показатели

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

ВВП

 

$172 млрд.

$188 млрд.

$176 млрд.

$190 млрд.

Внешний долг

 

$ 39 млрд.

$ 47 млрд.

$ 42 млрд.

$ 41 млрд.

Внешний долг в процентах (%) от ВВП

23 %

25 %

24 %

22 %

К концу 1997 г. экономика ФМ также оказалась в кризисном положении: атака валютных спекулянтов на малайзийские акции, развернувшийся отток иностранного капитала, массированные продажи ринггита за пределами страны сделали свое дело. Суммарный индекс фондовой биржи Куала-Лумпура с июля 1997 г. по сентябрь 1998 г. снизился почти на 75 % (более чем с 1000 пунктов до 262). В конце 1997 г. «обрушились» примерно на $ 200 млрд. акции ведущих компаний и фирм страны. Курс национальной валюты – ринггита – упал почти вдвое (с 2,5 ринггита за доллар до 4,8, позже даже до 5,1). Отток капитала за первые три квартала 1997 г. составил $ 11 млрд. Расходная часть бюджета 1998 г. была урезана на 18 %. Был сокращен потребительский импорт, заморожена заработная плата. Золотовалютные резервы таяли. В стране резко взлетели цены, начала бурно расти безработица. Ажиотажный спрос сметал с полок магазинов товары первой необходимости. Мелкие и средние предприятия разорялись десятками и сотнями. Сначала, как и другие страны Юго-Восточной Азии, Малайзия пыталась бороться с кризисом, следуя рекомендациям МВФ. Их суть: плавающий курс национальной валюты; либерализация обменного курса; отсутствие ограничений на операции с капиталом; повышение учетных ставок во имя борьбы с инфляцией и повышения доверия инвесторов; минимум государственной помощи банкам и проблемным компаниям; снятие ограничений на право иностранцев владеть собственностью; приватизация государственной собственности; сокращение или отмена государственных субсидий.

Но Малайзия отказывалась от любых форм сотрудничества с МВФ, и приступилa к реализации своего плана. В сентябре 1998 г. был опубликован пакет мер, направленных на преодоление финансового кризиса.

Во-первых, с 1 сентября 1998 г. устанавливался твердый официальный обменный курс, приравнивавший $ 1 к 3,8 малайзийских ринггитов (до кризиса $ 1 к 2,5). Тем самым удалось отчасти сбалансировать интересы экспортеров и импортеров и скорректировать цены на внутреннем рынке.

Во-вторых, вводили жесткие меры регулирования вывоза ринггитов за рубеж, ринггитовые счета в зарубежных банках были заморожены. Отток малайзийской национальной валюты в другие страны, прежде всего, в Сингапур, где была более высокая процентная ставка, сократился, равно как и спекулятивные операции с деньгами. Вывоз инвалюты нерезидентами допускался лишь в объеме ввезенной в страну суммы. Малайзийские граждане, согласившиеся на репатриацию своих инвалютных и ринггитовых активов до 1 января 1999 г., освобождались от уплаты с них подоходного налога и обязанности объяснять их происхождение. Малайзийским банкам было запрещено переводить ринггиты на какие-либо счета по требованию своих зарубежных клиентов. Центральный банк строго контролировал ринггитовые фонды иностранных банков, - эти средства разрешалось использовать лишь для покупки товаров в Малайзии и оплаты экспортных операций. Таким образом, ликвидные средства удалось пополнить, а банки получили возможность более широкого кредитования. Дивиденды и средства, полученные от реализации в стране активов, можно было получить в инвалюте по официальному курсу.

В-третьих, было ограничено право нерезидентов оперировать с малайзийскими ценными бумагами, а реализовать прибыль от их продажи разрешалось лишь через год. Иными словами, на год запрещался перевод за границу прибылей и дивидендов, полученных от продажи ринггитовых активов. Приток спекулятивного краткосрочного капитала, а также портфельных инвестиций был сокращен, для малайзийских компаний, действовавших в других странах, определены строгие условия вывоза капитала. Благодаря этим постановлениям денежная масса возросла на 25 млрд. рингг., что оживило фондовый рынок.

Чтобы сохранить неоперившийся малайзийский предпринимательский класс, Махатхир и Даим, вопреки рекомендациям МВФ, снизили банковскую учетную ставку. Были отменены некоторые фискальные повинности и урезаны ставки налогов на прибыль. Даим с санкции премьера распорядился даже повысить зарплаты – и в той же пропорции допустить рост внутренних цен. В результате этих мер, поступления в бюджет ежегодно возрастали на 10 %.

Одновременно принимались меры к оздоровлению банковской системы. Правительство и деловой мир тесно взаимодействовали в борьбе с кризисом. Государство предоставило частным банкам 11 млрд. ринг. для погашения  текущей задолженности. Ответной реакцией было согласие представителей финансового капитала на реорганизацию банковской системы: из 71 банка, а также кредитных организаций было образовано 10 «якорных» банков и 20 специальных финансовых институтов. Кроме того, предстояло положить конец практике полулегальных краткосрочных сделок и операций с малайзийскими акциями, проводимых через сингапурский фондовый рынок «Central limit order book» (CLOB). Для перекрытия этого канала утечки национальной валюты власти ввели новую систему регистрации, исключающую анонимность сделок. Акции, приобретенные через CLOB, нельзя было продавать по доверенности до регистрации их владельца. Нарушение запрета грозило замораживанием почти двухсот тысяч счетов. Эти меры положительно сказались на фондовой бирже Малайзии: совокупный индекс акций здесь поднялся с 262 до 800 пунктов, возросла и их капитализация.

Были созданы новые институты по управлению кризисом. Важнейшие из них – «Данахарта», «Данамодал» и Комитет по реструктуризации корпоративных долгов (CDRC). В июле 1998 г. правительство образовало агентство по управлению ненадежными долгами – «Данахарта». Целью «Данахарты» был выкуп просроченных долговых обязательств с целью снятия долгового бремени с банков. Оно скупило у банков примерно половину их проблемных долгов, а таковых было 20 % по рыночным ценам (примерно 54 % от их номинала). К концу 2000 г. «Данахарта» выкупила долговые обязательства на сумму 47,5 млрд. ринггитов. Впоследствии, еще до прекращения деятельности агентства (2005 г.), банки выкупили эти долги. Такова была реальная помощь правительства финансовым институтам страны в трудное для них время. (Для сравнения заметим, что правительство Таиланда лишь в 2001 г. создало структуру аналогичную «Данахарта».) Агентство «Данамодал» было создано при Центральном банке Малайзии. Его цель состояла в помощи финансовым институтам, пострадавшим от кризиса. К середине 1999 г. «Данамодал» вложил свыше 7,5 млрд. ринггитов в проблемные банки, что уберегло их от банкротства. На сегодняшний день большинство банков расплатилось с агентством. CDRC был создан как форум должников и кредиторов из числа представителей крупного бизнеса с целью достижения договоренностей между ними о реструктуризации долга. Комитет решил проблемы более чем тридцати крупных компаний.

Малайзия оказалась единственным из охваченных финансовым кризисом государств Восточной и Юго-Восточной Азии, которому удалось его преодолеть собственными силами. B стране не было социальных потрясений, а правительство всемерно поддерживало благоприятный инвестиционный климат. Результатом разумной экономической политики стало то, что Малайзия достигла докризисного уровня развития и даже превысила его. Временные меры, принятые для контроля над капиталом, частично были отменены уже во втором квартале 1999 г. В стране возобновилось плановое строительство, а экономика вновь стала набирать силу. К концу 1999 г. сократившиеся золотовалютные резервы вновь вышли на докризисный уровень – $ 28,5 млрд. В 2000 г. Малайзия заняла одно из первых мест в мире по темпам прироста ВВП, которые составили 8,2 %.

Таблица 8. Экономические показатели

Название

1990 г.

2010 г.

% изменения от 1990 г.

1

ВВП

 

$ 87 000 000 000

$ 420 000 000 000

+381 %

2

ВВП на душу населения

$ 4 770

$ 14 730

+209 %

3

Добыча нефти, баррель/день

606 000

628 200

+4 %

4

Экспорт нефти, баррель/день

364 000

 

234 000

 

-36 %

5

Граждане

 

18 000 000

28 400 000

+56 %

6

Цена на нефть, $/баррель

$ 23

 

$ 71

 

+199 %

7

Доходы от экспорта нефти

$ 3 000 000 000

$ 6 000 000 000

+92 %

8

Годовые доходы гражданина

$ 174

$ 214

+23 %

9

Валовой внешний долг

 

$ 15 000 000 000

$ 81 400 000 000

+432 %

10

Доказанные запасы нефти, млрд. баррелей

2,95

4

 

+35 %

11

Доказанные запасы газа, трлн. куб. фут

 

52

83

+60 %

12

Уровень безработицы

6 %

3,5 %

-42 %

Опыт привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Малайзию

Объем экспорта служил главным показателем для определения допустимого уровня иностранного владения акционерным капиталом в отрасли/компании. Чем больше продукции отрасли экспортировалось, тем выше была доля иностранного участия. Например, если экспортировалось более 80 % продукции, разрешено было 100 % иностранное владение предприятием. Следовательно, сфера деятельности иностранных компаний в Малайзии ограничивалась экспортоориентированными отраслями промышленности. Только в 1998 г. данные ограничения были отменены, для того чтобы возобновить и усилить приток ПИИ в страну.

Таблица 9. Список основных мер, стимулирующих капиталовложения в производственном секторе

Налоговые инициативы

Налоговые льготы

Пионерный статус

Освобождение от налога на прибыль на 5 лет (для высокотехнологичных компаний и компаний, включенных в Программу Индустриального развития - укрепления Industrial linkage scheme), далее подоходный налог – 30 %, для Сабаха, Саравака, Лабуана и Восточного Коридора на полуострове – 15 %.

Льготный налог на капиталовложения

Снижение налога на 60 % (80 % для Сабаха, Саравака, Лабуана и Восточного Коридора на полуострове), на капиталовложения, совершенные в течение 5 лет с начала существования компании. Льгота может быть зачтена при условии 70 % (100 % для компаний, зарегистрированных в Сабахе, Сараваке, Лабуане и Восточном Коридоре на полуострове, а также для высокотехнологичных компаний) нормативной прибыли в год образования. Неиспользованная часть льготы может переноситься на следующие периоды до тех пор, пока вся сумма не будет использована полностью.

Другие меры предлагаются для компаний, специализирующихся на НИОКР: льгота в размере 100 % для предприятий, занимающихся НИОКР и тренинговой деятельностью (50 % для компаний, занимающихся внутренним НИОКР) на капиталовложения, совершенные в течение 10 лет с начала существования компании. Льгота может быть зачтена при условии 70 % нормативной прибыли в год образования. Неиспользованная часть льготы может переноситься на следующие периоды до тех пор, пока вся сумма не будет использована полностью.

Льготы по реинвестированию

Снижение налога на 60 % на совершенные капиталовложения. Льгота может быть зачтена при условии 70 % (100 % для компаний, зарегистрированных в Сабахе, Сараваке, Лабуане и Восточном Коридоре на полуострове, а также для высокотехнологичных компаний) нормативной прибыли в год образования. Неиспользованная часть льготы может переноситься на следующие периоды до тех пор, пока вся сумма не будет использована полностью.

После истечения срока предоставления льготы по реинвестированию, компании могут претендовать на ускоренную амортизацию капитальных вложений, при которой 40 % нормальная ставка и 20 % дополнительная ставка позволяют списание капитальных вложений в течение 3 лет.

Льготы на изменение производства в соответствии с требованиями рынка

Льготы предоставляются производственным предприятиям на реорганизацию, реконструкцию и слияние внутри сектора, позволяющие достичь самоокупаемости производства, улучшающие производственную технологию, увеличивающие продуктивность и обеспечивающие эффективное использование человеческих и прочих ресурсов.

Инициатива для укрепления Industrial linkages scheme:

  • Инициативы для крупных компаний
  • Инициативы для поставщиков
  • Вычет из налога на расходы, понесенные в ходе повышения квалификации персонала и разработки продукции.
  • Пионерный статус или льготный налог на капиталовложения вместе со 100 % освобождением от налога на прибыль в течение пяти лет.

Инициативы для экспорта

Удвоенные вычеты на расходы по продвижению экспорта, стоимость перевозки грузов, премии при страховании экспортных кредитов. Налоговые скидки на стоимость увеличенного экспорта, промышленных зданий и схема рефинансирования экспортных кредитов.

Инициативы для продвижения малайзийских торговых марок

  • Удвоенные вычеты на расходы, связанные с размещением местной рекламы.
  • Выплата профессиональных вознаграждений компаниям, продвигающим малайзийские фирменные знаки.

Инициативы по обучению и развитию

  • Обучение до поступления на работу
  • Двойные вычеты для расходов на переаттестацию
  • Фонд по развитию людских ресурсов
  • Единоразовое освобождение от налогов на расходы по обучению и развитию, понесенных до образования предприятия.
  • Двойные вычеты на расходы, понесенные на повышение квалификации сотрудников при их обучении в сертифицированных тренинговых организациях.

Дотации на развитие инфраструктуры

Компаниям, работающим в производственном секторе или сфере услуг в Восточной Малайзии, предоставляется 100 % дотация на расходы по развитию инфраструктуры. Льгота может быть зачтена при условии 85 % нормативной прибыли в год образования. Неиспользованная часть льготы может переноситься на следующие периоды до тех пор, пока вся сумма не будет использована полностью.

Инициативы для НИОКР

Предоставление пионерного статуса со 100 % освобождением от подоходного налога на 5 лет или нулевой налог на капиталовложения на 100 % капитальных затрат в течение 10 лет. Льгота может быть зачтена при условии 70 % нормативной прибыли в год образования.

Таблица 10. Тенденции ПИИ в Малайзии, 1970-2010 гг.

1970 г.

1990 г.

2010 г.

Прямые иностранные инвестиции

$ 94 000 000

$ 2 611 000 000

$ 9 102 000 000

В 1970 г. общий объем прямых иностранных инвестиций составлял $ 94 млн., в 1990 г. – $ 2,6 млрд., в 2010 г. - $ 9,1 млрд. (табл. 10). ПИИ сыграли большую роль в развитии промышленности Малайзии и достижении ее социально-политических задач. С момента введения нового, более открытого инвестиционного режима в 1985 г., вклад иностранных предприятий в общий объем производства промышленного сектора увеличился с 33,4 % в 1986 г. до 44,2 % в 1999 г., а процент занятых на иностранных предприятиях вырос с 30,3 до 38,1 за тот же период. Вследствие стремительного развития производственного сектора, Малайзия перестала быть страной с избыточным предложением рабочей силы и в начале 90-х столкнулась с нехваткой кадров. Из-за кадрового голода значительно возрос средний уровень зарплат.

Что касается НИОКР и распространения новейших технологий, в 2000 г. иностранные предприятия составили около 65 % от всех частных инвестиций в исследования и разработки, что примерно равнялось государственным затратам по данной статье. В 2000 г. затраты на НИОКР в Малайзии составили примерно 0,5 % от ВВП.

Аграрный сектор

Малайзии был присущ сложный комплекс проблем, связанных с аграрным характером экономики. Плантации принадлежали в основном иностранцам, а мелкотоварный производитель был представлен массой раздробленных малоземельных крестьянских хозяйств.

Правительство разработало программы переселения крестьян в специально построенные деревни в разных районах Малаккского полуострова. На новом месте в зависимости от того, какую культуру были обязаны возделывать переселенцы, им выделялись земельные участки, предоставлялись кредиты и необходимый инвентарь. Переселение крестьян, которое проводили в 70-80-х годах государственные организации, оказалось успешным. Например, ФЛДА (Federal Land Development Authorities) переселила крестьян на общую площадь 4,5 тыс. акров. Новоселам выделялись участки от восьми до десяти акров, предоставлялись семена и саженцы, средства на расходы до первого урожая. Кредит подлежал погашению в течение 10-15 лет после получения первого урожая плантационных культур.

Государство учредило специальные финансовые институты для обеспечения крестьян кредитами: Национальный сберегательный банк, Федеральный земельный банк и др.

В 1984 г. была обнародовано «Первая национальная аграрная политика» (1984-1991).

Цели:

  • Повышение товарности мелких крестьянских хозяйств;
  • Интенсификация и модернизация сельскохозяйственного производства. Программа интенсификации сельскохозяйственного производства предусматривала модернизацию мелких крестьянских и фермерских хозяйств, применение более современных методов обработки земли, усиление экспортной ориентации сельскохозяйственной продукции, расширение коммерческой деятельности.
  • Переселенческая политика на более выгодных для крестьян условиях.

Результаты:

Наделение крестьян землей, открытие им доступа к дешевому кредиту и содействия правительства в развитии сельской инфраструктуры, включая местные рынки – все эти меры вели к ускоренному формированию в деревне средних товарных хозяйств, производящих продукцию на экспорт. Вместе с тем для предотвращения чрезмерного дробления земельных наделов закон запрещал передачу прав собственности и коллективное владение таковыми на участки менее 0,4 га. С другой стороны, государственные аграрные организации содействовали укрупнению земельных владений, стимулируя слияние мелких и мельчайших участков земли. Результатом такой аграрной политики стало ощутимое сокращение бедности в деревне с 58,7 % в 1970-м до 21,8 % - в 1990 г.

В начале 90-х годов была утверждена «Вторая национальная аграрная политика (1992-1997)». Эта программа стала осуществляться с 1993 г.

Цели:

  • Максимально увеличить доходность сельского хозяйства за счет его внутренних ресурсов;
  • Установить более прочные связи аграрного производства с перерабатывающей промышленностью;
  • Реформировать рынок сельскохозяйственной продукции;
  • Повышение урожайности основных культур, используя достижения агротехнологии.

Результаты:

В ходе реализации данной аграрной политики продолжалось постепенное вовлечение в хозяйственный оборот новых земель. За последние десятилетия разные государственные агентства совместно с частными компаниями на основе ряда программ, проводимых Ведомством организации переработки крестьянского каучука, Федеральной службой консолидации и восстановления плодородия земли и другими организациями, взялись за усиленную мелиорацию и освоение новых земель не только на полуострове, но и в Сараваке и Сабахе. В результате общих усилий удалось ввести в  хозяйственный оборот 800 тыс. гектаров, восстановить плодородность почвы на 120 тыс.

«Третья национальная аграрная политика» (1998-2010). В этом документе была поставлена задача превратить Малайзию к 2010 г. в одного из крупнейших поставщиков продовольствия на мировой рынок. На дальнейшую модернизацию аграрного сектора и повышение конкурентоспособности его продукции было выделено 10 млрд. рингг. Предусматривалось продолжать коммерциализацию сельского хозяйства путем установления коммерческих отношений товарных хозяйств с внутренним и внешним рынком, а также с предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. В соответствии с пересмотренным Кодексом стандартов Малайзии внедрялись новые нормы качества. Кроме того, стала широко применяться специальная сертификация продуктов по их соответствию предписаниям Корана.

По мере успешного развития национальной экономики улучшалась и инфраструктура, что постепенно приводило к изменению жизни во многих сельских районах, в которых зачастую доходы крестьян почти не уступали заработкам горожан. Развитая дорожная сеть, обеспечение населения безопасной для здоровья водой, доступ к современным телекоммуникационным средствам, наличие школ и больниц – по всем этим условиям быта сельское население приблизилось к городскому, что не могло не привести к сокращению бедности в деревне.

Таблица 11. Объем производства сельскохозяйственных товаров

Название

1975 г.

1990 г.

2010 г.

1

Рис, тыс. тонн

1 200

1 138

1 200

2

Овощи, тыс. тонн

370

566

2 739

3

Яйца (1000 ед.)

 

4 829 000

17 083 841

4

Рыба, тыс. тонн

744

1 004

2 941

5

Фрукты, тыс. тонн

 

716

2 446

6

Молоко (1000 л.)

 

26

184

7

Натуральный каучук, тыс. тонн

1 459

1 291

939

8

Стандартный малазийский каучук (SMR), тыс. тонн

308

801

872

9

Каучуковые листы, тыс. тонн

3

7

4

10

Пальмовое масло, тыс. тонн

1 258

6 095

16 994

11

Ядро кокосового ореха, тыс. тонн

233

1 845

4 292

12

Пальмоядровое масло, тыс. тонн

108

827

2 015

В сельском хозяйстве появились и новые направления. В растениеводстве стали выращивать культуры, служащие сырьем для фармацевтической и косметической промышленности, а в животноводстве появилась тенденция налаживать и последующую переработку мясопродуктов. Эти и другие новации – признаки кардинального преобразования аграрного сектора и превращения его в аграрно-промышленный.

Политика повышения уровня благосостояния малайцев имеет прямое отношение к опыту Малайзии в вопросе поднятия села. Для этих целей здесь было создано министерство развития сельских регионов, которое сконцентрировало свою деятельность на реализации социальных, экономических и гуманитарных реформ на селе. Министерство несет непосредственную ответственность за создание надлежащей инфраструктуры деревень (больницы, мечети, дороги, водоснабжение, электричество, компьютеризация и т. д.). Оно также реализует образовательные реформы на селе, в то время как министерство образования Малайзии задействовано только в теоретической разработке данных реформ. При участии министерства в деревнях страны была создана сеть школ и профтехучилищ. По инициативе того же ведомства в Куала-Лумпуре был создан специализированный институт, где проходят курс обучения представители сельских регионов Малайзии. В ходе своей деятельности министерство также сталкивается с таким вопросом, как переселение людей из неблагоприятных с сельскохозяйственной точки зрения районов. При их переселении министерство заранее подготавливает и передает в пользование плантации, создает инфраструктуру села, а также на начальном этапе производит финансовое обеспечение данной группы сельчан. Хотя это требует значительных капиталов, на сегодняшний день проблема села в стране не вызывает тех тревог, с которыми пришлось столкнуться в первые годы независимости.

Затрагивая проблему села, практическую ценность представляет внедряемая в настоящее время (с 2000 г.) в Малайзии программа «Одна деревня - одно производство». Эта модель была заимствована у Японии и направлена на повышение уровня занятости и достатка среди сельских жителей. Сельский регион или отдельная деревня должны выбрать определенную продукцию, производство которой будет наиболее выгодным исходя из производственных, климатических, ресурсных и географических особенностей местности. При этом выбранная продукция должна иметь спрос, быть конкурентоспособной и в отдельных случаях экспортироваться за рубеж. В этих целях государство даже стимулирует создание перерабатывающих предприятий не в промышленных зонах, а в сельских регионах. Тем самым оно старается обеспечить взаимовыгодный контакт между селом и отдельной промышленностью. Производимая продукция может представлять не только сельхозпродукцию, но и туристический сервис. В эту сферу вовлечены многие села страны пребывания, находящиеся в районе традиционного скопления местных и иностранных туристов.

Поднятие уровня жизни на селе внесло значительный вклад в долгосрочную программу правительства по искоренению бедности. Согласно источникам национальных статагентств, еще в 1957 г. уровень бедности в Малайзии превышал 60 %. К сегодняшнему дню эта цифра сведена к 4 %. На пути к этим результатам правительство страны разработало ряд мер, включавших вовлечение сельского населения в производственный сектор, ускоренный темп урбанизации, предоставление расширенного доступа к образованию, здравоохранению и т. д.

 

Оцените пост

2