Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
06:49, 29 ноября 2012

Издержки анабиоза

Под занавес года в отечественной экспертной среде возобновились дискуссии о формировании в Казахстане гражданского общества.  В очередной раз посетовав о социальной пассивности соотечественников, несовершенстве законодательства в сфере местного самоуправления и отсутствии условий для развития самоорганизации граждан, эксперты лишь вскользь упомянули о немаловажном условии формирования – о полной незаинтересованности властей в создании такого общества.

Очевидно, что из всех властных ветвей наибольшей силой в Казахстане обладает власть исполнительная. Не имея противовесов и контроля, принимая выгодные для себя законы, распределяя общественные блага в свою пользу, власть не только не форсирует создание гражданского общества, но и всячески этому противодействует.

По словам директора фонда «Информационная инициатива» Михаила Тюнина, исполнительная власть не заинтересована в совместном с гражданами принятии решений, во влиянии общества на принятие этих решений. Она, равно, как и бизнес, заинтересована лишь в управлении.

«До 2009 года в отдельных регионах Казахстана, Усть-Каменогорске, Петропавловске, был наработан значительный опыт по взаимодействию граждан и чиновников. Этот опыт включал не только отлаженные механизмы взаимодействия, но и сопровождался положительными примерами. Взяв на вооружение эти механизмы, исполнительная власть (централизовавшись и усилившись после 2009 года) обратила их на служение самой себе», - рассказывает эксперт.

Так, проект «E-gov», задумывавшийся изначально, как зримое воплощение электронной демократии, в результате стал большой рекламной площадкой госуслуг.

«Исполнительной власти не нужно вмешательство граждан в свои дела. Любые обращения, письма, предложения от людей для чиновников означают лишь дополнительную нагрузку. Поэтому власть сейчас продвигает только свои услуги, не допуская внесения в список этих услуг поправок и изменений», - резюмирует Тюнин.

Ни одна власть не заинтересована в контроле над собой, но, вместе с тем, именно гражданское общество может и должно стать реальным противовесом государственному аппарату. В нашем случае – разбухшему и погрязшему в коррупции.

На сегодняшний день в Казахстане нет ни одной благополучной сферы жизни. 60% населения страны сегодня живет в бедности, разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными составляет 30:1. Из-за низкого уровня доходов рабочий класс – главный экономический ресурс страны – попросту деградирует и зачастую не в состоянии поддерживать свою трудоспособность, воспроизводить человеческий потенциал.

70% наемных работников имеют зарплату ниже установленного среднереспубликанского уровня. Она не соответствует трудовому вкладу и не обеспечивает нормального жизненного уровня. Углубление социального расслоения проявляется  и в не оправданном различии в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в различных отраслях производства, в существенных различиях в уровне денежных доходов горожан и сельских жителей.  Положение не выправится и в ближайшие годы, так как в бюджете на 2013-2015 годы не предусматривается повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Это будет иметь далеко идущие последствия для отраслей, которые формируют человеческий капитал – самое ценное богатство нашей страны.  В стране накопился целый ряд проблем, сохранение которых ведет к росту социального пессимизма населения, дальнейшему снижению уровня социальных притязаний граждан страны, росту социальной напряженности и повышению риска дестабилизации социальной обстановки. И власти уже не могут повернуть эту ситуацию, неумолимо ведущую к социальному взрыву, вспять. Объявленная программа так называемого «народного» IPO массовых положительных примеров дать просто не в состоянии. А многочисленные законы и поправки к ним власть принимает лишь исходя из собственных нужд.

Находящееся в состоянии анабиоза, занятое лишь борьбой за выживание, общество невольно становится соучастником необоснованных казахстанских порядков. Большинству из нас социально активная позиция чужда, мы мыслим двумя шаблонами: «пусть кто-то другой добивается улучшения общественных порядков, а я «посижу дома», или «проголосую-ка я за существующую власть, как бы хуже не было».

Однако именно сейчас, в преддверии неминуемых социальных катаклизмов, общество должно заставить власть относиться к себе серьезно. Прогрессивные авангардные силы в лице НПО, профсоюзов, политических партий все свои усилия должны направить на сокращение социального неравенства, на формирование новой модели социальной политики. Эта модель должна исключить коммерциализацию сфер, формирующих человеческий капитал, полностью изменить налоговое законодательство и провозгласить права на достойно оплачиваемый труд и на занятость – важнейшими социальными гарантиями современными государства.

2