Сколько стоит независимость Казахстана?

almatydomira 2012 M11 27
3920
31
7
0

«Бренд независимости страны стоит миллиона и ни долларом меньше!», - заявляет алматинский художник Нурлан Бажиров. По такой цене он выставляет картину «Кочевник» для обозрения на своей персональной...

«Бренд независимости страны стоит миллиона и ни долларом меньше!», - заявляет алматинский художник Нурлан Бажиров. По такой цене он выставляет картину «Кочевник» для обозрения на своей персональной выставке, посвященной Дню независимости Республики Казахстан. Выставка состоится под эгидой Акимата города Алматы с 14 по 28 декабря в Музее искусств имени А. Кастеева.


Что ж, с учетом того, что ныне Казахстан пытается решить задачу создания национального бренда, такое заявление для прессы не стоит воспринимать просто за каприз восходящей звезды мировой графики. На бренде страны экономить не принято. Начиная с 2000 года государство не жалеет средств на международный промоушн своего имиджа. Но что-то пока не срабатывает. Всем памятен прецедент в 2005 с провалом в прокате российско-американо-казахстанского кинопроекта «Кочевники». Фильм снимался 2,5 года и обошелся государству в 35 миллионов долларов, однако мировой блокбастер не получился.

Не назовешь творческой удачей и архитектурно-скульптурный «Монумент независимости», что на площади Республики в Алматы, призванный в свое время стать символом твердой государственной власти на казахстанской земле. "Золотого человека", который почему-то как вкопанный возвышается над крылатом барсом, местные малыши простодушно окрестили «кузнечиком». Разумеется, такая ассоциация не идет на пользу бренда Kazakhstan.

Один из ведущих имиджмейкеров страны Роман Василенко говорит: «Я всегда считал, что пиар страны – это лишь приложение к действительности. Никакой пиар не позволит улучшить образ страны, если он не подкреплен реалиями, если мы не поймем что это дело каждого – от таксиста в аэропорту до пограничника, от продавца в магазине до руководителя крупного бизнеса. Ведь можно тратить огромные деньги и не добиваться успехов». Как это ни банально, но имя невозможно купить, его можно только заработать, как заработали имя для Казахстана наши олимпийцы. В первые дни лондонской Олимпиады мировая пресса пестрела сообщениями о Казахстане, у которого уже две золотые медали, в то время как у других стран ни одной!

В защиту национального бренда, как и спортивные звезды, заявил о себе казахстанский художник-график Нурлан Бажиров: «Моя взятая высота – это показать, как нужно рисовать казахских батыров.  Кто-то же должен изображать их с хорошей, неизбитой стороны. У нас как обычно батыров рисуют?  Банально - в профиль, в фас - так, как рисуют своих конных богатырей русские художники. Я же могу рисовать коней с любой точки зрения, даже с уха. Все последние работы у меня хорошие, ни одна композиция не повторяется, все разные. Этим не похож на других. Сам удивляюсь, откуда у меня берутся новые композиции? Наверное, потому что я - кочевник, казах, лошадей душой чувствую… Как художник, я решил показать молча, без рекламы, без ничего, как надо рисовать. Чтобы не стыдно было показать другим народам».

Попадая в мир героев Нурлана Бажирова, в мир настоящих мужчин, зритель сразу оказывается как бы в ином измерении - во власти энергетики силы, страсти, динамизма. С его картин так и веет мужественностью в национальном казахском колорите. Извечная тема национального героя, народного любимца-защитника приобрела в его творчестве новое видение. У каждого народа под этим понятием кроется определенный шаблон, несущий национальные особенности. На Западе это так называемый мачо, у японцев – самурай. Каковы же национальные черты облика казахского батыра-кочевника?

Перед художником стояла непростая задача сломать сложившийся  в казахстанском изобразительном искусстве стереотип в восприятии казахских батыров по типу статичных русских богатырей, Ильи Муромца и Добрыни Никитича, степенно восседающих на конях в мощной сбруе. Им Бажиров противопоставляет своих  неуловимых джигитов, словно стрелы летящих по бескрайним просторам казахской  степи. Его батыры  – живые, беспокойные люди. Рутинная, размеренная монотонность будней не для них. Стремительный порыв, бешеные скачки, яростная схватка, накал страстей  в поединке – вот что привлекает художника. Он воспевает красоту жизни на грани человеческих возможностей. По  выразительности и точности рисунка  в передаче мятежного духа кочевников, их стремления к свободе, ему нет равных. В батырах Нурлана Бажирова Казахстан обрел, наконец, адекватное образное воплощение своего национального героя.

Но на этом новаторство художника не исчерпывается, он проникает еще глубже. Попутно с новой трактовкой казахских батыров, он по-новому взглянул и на неотъемлемый атрибут кочевника  – лошадей. Тут  Нурлан Бажиров  поднимается до создания шедевров поистине мирового уровня.  Его кони, как и другие животные – собаки, гепарды, волки - поразительно одухотворенные создания. Именно коней,  выписанных с любовью, состраданием и глубоким пониманием их благородной натуры, он помещает в центр композиционной группы. Этим художественным приемом достигает, как ни странно, предельной выразительности  в образах наездников  - настолько гармонично их  единение с лошадьми.  В этом единстве людей с животными, человек выступает как часть природы, а не ее властелин. Такова философия кочевой культуры, и она  созвучна творчеству мастера.

Бажиров - график современности. Наш соотечественник поднял жанр графики на непревзойденный уровень. Его уникальные работы выполнены в  изобретенной автором инновационной  смешанной технике. Благодаря ей, на полотнах создается магический эффект проступающего сквозь влажный мрамор изображения, в котором все подчинено единому замыслу, ни одной лишней детали. Даже излюбленный художником золотисто-охристый фон картин несет смысловую нагрузку: не то выгоревшая под палящим солнцем степь, не то мерцание скифского золота. Любопытно, что все кони в древних царских захоронениях в курганах Центрального Казахстана были аристократической масти - соловые, то есть  золотисто-рыжие.

Если художник Евгений Сидоркин, также алматинец, при жизни входил в пятерку лучших графиков мира, то ныне его достойным преемником на ниве мировой пальмы первенства выступает Нурлан Бажиров. Подобно яркой звезде, упавшей на тротуары Алматы, искусство  Бажирова теперь доступно для обозрения. Первая персональная выставка мэтра современной  графики  в Государственном музее искусств РК им. А.Кастеева посвящается Дню независимости Казахстана не случайно. Свобода и независимость казахского народа - лейтмотив всего творчества художника-новатора, а картиной «Кочевник» он создал настоящий национальный бренд, в котором нашла зримое воплощение уникальность Казахстана - страны прогресса.

Дина Дуспулова, искусствовед

Продюсерский центр «Алматы – Дом Мира»

Оцените пост

7

Комментарии

0
На картине вместе с батыром гепард что ли бежит? Пробка, подарок из Африки?
3
да бестолковый! это - гепард, в Казахстане водится на Мангышлаке и Устюрте, занесен в красную книгу РК, в прошлом использовался для охоты на сайгаков.
0
За счет таких тематический картин можно заняться и лекбезом.
И я за то, чтобы такие работы вывешивали в общественных местах, еще можно скульптуры ставить охотников, орлов, барсов... в парках. Неплохо смотрелись бы, если все это в действии. В Алмате есть скульптуры с животными. Всегда охота подойти посмотреть, изучить.
Художник занялся действительно необходимым направлением, поднятием самосознания общества.

3
Спасибо за инфу, но:

1. Художника зовут Нұрлан, а не Нүрлан, как это написано на баннере/листовке (?).
2. Не Кастеев, а Қастеев.
3. Мұражай пишется с маленькой буквы. "Ә. Қастеев атындағы өнер мұражайы".
2
Давно уже не водится, как и сайгаки.
Показать комментарии
Дальше