Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
00:03, 26 ноября 2012

Государство, бизнес, инновация

Ежедневно ученые придумывают миллионы новаторских идей и лишь некоторые из них претворяются в жизнь, находя свой отклик у потребителя и превращаясь в бизнес. Этот путь «от старта до финиша» у всех изобретателей разный: у кого-то длиною в жизнь, у других – занимает всего год-два, а у третьих и вовсе «потухает» на начальном этапе. Именно для поддержки и стимулирования новаторских идей были созданы при АО «Национальное агентство по технологическому развитию» региональные технопарки в регионах страны. Одним из них является ТОО «Региональный Технопарк г.Астаны». На его счету уже несколько успешно взращенных и реализованных проект - компаний, которые уже сегодня приносят свою пользу обществу и государству.

Технопарку вверена роль интегратора между государством, учеными и бизнесом. Как происходит это взаимодействие, чем конкретно может помочь Технопарк начинающим изобретателям-бизнесменам и с каких шагов им следует начать свое дело. Ответить на эти и многие другие вопросы мы пригласили в гостиную нашей редакции Мурата Акшалова, генерального директора ТОО «Региональный Технопарк г. Астаны». Кроме этого мы пригласили руководителя компании, которая является ярким примером успешного сотрудничества с Технопарком, - Аскера Башеева, генерального директора  ТОО «BenchMark Consulting».

Мурат Акшалов: Долгое время Казахстан считали сырьевой базой. Но сейчас произошло переориентирование, как государства, так и частного сектора на иные сектора экономики. Бизнес развивается быстрыми темпами. Уже не столь интересно просто заниматься торговлей. Все больше появляется высокотехнологичных видов бизнеса, где ключевой становится идея. Движущей силой в этом направлении всегда были две категории людей: идеологи и управленцы. Идеологи – это те, кто может генерировать идею. Управленцы – те, кто сможет наладить все бизнес-процессы. Технопарк как раз помогает таким людям найти друг друга, или же помогает самим идеологам коммерциализировать свою идею. Таким образом, основной задачей Технопарка является стимулирование инновационной деятельности в нашем регионе. Что под этим понимается? Взращивание старт-апов компаний, поддержка инновационных рискованных проектов, обеспечение услуг технологического бизнес-инкубирования, внедрение новых технологий в индустрии Казахстана и т.д.

Buziness Meridian: Кто определяет направления бизнеса, которые следует развивать: государство, вы, как Технопарк или же сами ученые, придумывающие идеи?

Мурат Акшалов: Существует Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (ГПФИИР), в которой описаны приоритетные направления: это нефтегазовый сектор, строительство, агропромышленный комплекс и т.д. Мы - региональное предприятие, которое должно отражать интересы региона. Наиболее важными направлениями на данный момент в масштабах столицы являются: продовольственная безопасность, так как население города растет и надо думать, чем его кормить. Поэтому нам интересны проекты, связанные с агропромышленным комплексом. Помимо этого вызывают интерес инфокоммуникационные технологии, строительство, медицина и т.д. На сегодняшний день у нас есть взращенные нами достаточно успешные фирмы, одной из таких является компания  ТОО «BenchMark Consulting». Мы работаем с ним уже около года и видим, как компания на наших глазах растет. Сначала это был один человек с идеей, а теперь их - целая команда единомышленников, у них есть все от помещения, инвентаря до  стратегии, планов, результатов. У них есть то, что можно показать людям, государству как заказчику.

Buziness Meridian: Аскер Шариазданович, а с чем связан ваш бизнес?

Аскер Башеев: Наш проект – это информационный портал, который помогает предпринимателям легче вести свой бизнес. Все предприниматели имеют одни и те же проблемы: они производят товар, дальше надо его разрекламировать, обеспечить службу доставки и т.д. Все это требует времени, дополнительных финансовых вложений и т.д. А через нашу сеть продавцы и покупатели могут очень легко связываться друг с другом, давать информацию и заключать сделки и т.д. Все в интернете. Все на единой площадке. Чем интересен наш проект для предпринимателей? Тем, что такая торговая сеть позволяет охватить большой круг клиентов. Только сейчас в нашей партнерской сети около шести с половиной тысяч клиентов, и это число ежедневно, ежеминутно растет. Таким образом, любой партнер, который с нами начинает сотрудничать, автоматически получает шесть с половиной тысяч покупателей. Мы даем инструменты для рекламы, успешного продвижения своего товара для всех своих партнеров. Не нужно иметь огромный офис, большое количество сотрудников, склады и т.д. с нашей помощью они могут снизить свои затраты, тем самым снизить себестоимость товара. Покупатель же получает качественный товар или услугу по приемлемой цене, высокий сервис и комфорт. Оплатить услугу или товар можно  через платежные системы Робокасса. В планах у нас внедрить в портал системы ОСМП и Kiwi - кошелек.

Таким образом, участие в такой Сети дает огромные возможности для всех ее участников.

 

Buziness Meridian: Чем этот проект интересен для вашей компании в финансовом плане?

Аскер Башеев: Мы получаем заработок с того, что партнер платит нам абонентскую плату. Это совсем небольшая сумма, которая никак не повлияет на его бизнес.

Buziness Meridian: Аскер Шариазданович, а как началось ваше сотрудничество с Технопарком г.Астаны?

Аскер Башеев: Сотрудничество в принципе, начинается у всех одинаково: мы подали заявку со своей идеей в Технопарк. Далее были проведены определенные процедуры, такие как отбор, проведение комиссии. Затем, как и все другие компании, мы получили безвозмездную помощь от государства в виде услуг – бухгалтерских, юридических, по защите интеллектуальной собственности и т.д. Вы же понимаете, что начинающий предприниматель не может во всем разбираться. После этого государство через Технопарк выделило нам денежные средства под реализацию данного проекта.

Мурат Акшалов: Я бы хотел добавить, что сложно загружать ученого непонятными ему стандартами, правилами. И не всегда нужно. Ему надо оставаться ученым-изобретателем и из него невозможно сделать управляющего, банкира. Что ему надо сделать? Просто обратиться к нам. А дальше уже нам надо понять, на каком этапе находится его изобретение. Это просто идея или есть уже опытный образец. Возможно, надо провести какие-то технические дополнения, исследования. Конечно, самому ученому надо помочь нам немного, разъяснить свое видение – насколько, по его мнению, будет востребована его разработка, в каком секторе надо ее применять. Далее уже мы совместно стараемся понять, устроит ли потенциального клиента такой вид разработки -  может, нужна опытная партия. Что важно понимать? Что статистически одна из сотни или даже тысячи разработок превращается в бизнес. Риски в этой сфере огромны, так как разработок очень много. Поэтому самому ученому надо со своей стороны приложить усилия. Результат будет только в коллективном трудовом процессе.

Buziness Meridian: Показателем успешности компании являются только финансы. Или же вы оцениваете также и социальную роль вверенной вам компании?

Мурат Акшалов: Наша задача – взрастить успешные компании. Но здесь важна и социальная ответственность бизнесмена перед государством. Многие наши компании параллельно с бизнесом, занимаются еще и социальными вопросами. К примеру, компания Beach Mart Consulting сейчас успешно сотрудничает со всеми школами города. Они на своей платформе изготовили сайты для этих школ, через которые представители школ могут поддерживать связь с родителями, учениками, общаться между собой, с управлением образования. Сейчас через эти сайты даже совещания проводятся. Это абсолютно социальный проект, без финансовых вложений ни со стороны управления образования, ни самих школ.

Аскер Башеев: В чем здесь выгода для нас, спросите Вы. Учителя, сотрудники школ – это все наши потребители. Если они будут покупать у наших партнеров какие-то товары и услуги – этого уже достаточно.

Еще хотелось бы добавить, что для нас сотрудничество с Технопарком интересно тем, что мы шагаем в ногу со временем. Появились какие-то проекты, гранты, дотации от государства, сотрудники Технопарка нас сразу же информируют. Одно вытекает из другого. Параллельно с основным проектом, в прошлом году мы принимали участие также и в технологическом оформлении Дорожной карты Казахстана. В следующем году мы хотим выступить с проектом Онлайн-карты, где будет собрана вся информация о товарах и услугах, предлагаемых в наших торговых центрах города. К примеру, потребителю нужно купить какой-либо товар, он заходит на этот портал и ему выдается полная информация, где может его купить, в каком бутике, за какую стоимость и т.д. У покупателя есть выбор: либо поехать в данный центр, и на месте оценив качество товара, его приобрести, либо сделать покупку через Интернет. Я думаю, что это позволит быстрее развивать интернеткоммерцию в Астане, а также в разы удешевит себестоимость товара.

Buziness Meridian: Пройдя путь с Технопарком, по-вашему какие этапы становления были наиболее сложными. Хотелось бы больше полезной информации, чтобы наши читатели понимали, что наша беседа - это не внешний пиар, а реальность. Какие бы вы высказали пожелания Технопарку. К чему, по-вашему, предприниматель должен быть готов?

Аскер Башеев: Проблемы в бизнесе есть всегда и у всех, кого-то они бьют больнее, кого-то слабее. Первоначально надо осознавать, что от тебя хочет государство. Сначала я предложил свой первый проект, он с треском провалился, но я собрался и предложил следующий. Очень сложная задача: подать свой товар лицом. За 5 минут нужно суметь донести до экспертного совета свою мысль. Здесь нужно предварительно провести большую работу. Вторая сложность начинается после того, как начинается финансирование. Жизнь быстро меняется, и все решения в бизнесе надо принимать также молниеносно и мне кажется, здесь государству нужно больше доверять Технопарку, чтобы он мог активнее участвовать в бизнесе своих подопечных. К примеру, на реализацию проекта государством нам было выделено 10 миллионов тенге. В смете все досконально учитывается, столько-то на бизнес-план, на пиар и т.д. А через год может быть такое, что маркетинговое исследование станет не таким востребованным, а продвижение стало пользоваться спросом и на него нужно выделить больше заявленных средств. Здесь и возникают сложности. Мы не запрашиваем кардинальных изменений по смете, но небольшую гибкость хотели бы попросить.

Buziness Meridian: Теперь вопрос, адресованный Мурату Канатовичу. У нас принято считать, что государство предпринимателей никак не поддерживает и каждому следует надеяться только на свои силы. На какую государственную помощь могут претендовать сами предприниматели?

Мурат Акшалов: Это ошибочное мнение. Сейчас государство дает такое количество возможностей для развития бизнеса, что не воспользоваться ими могут только ленивцы. Есть множество проектов, по которым государство выдает займы под 12% годовых, да еще и половину суммы само компенсирует. Есть проекты, по которым можно ездить за рубеж на образовательные курсы. Есть гранты, по которым вы можете абсолютно бесплатно обучить своих сотрудников за рубежом. Хотите привлечь ведущие консалтинговые компании из-за рубежа - государство вам компенсирует затраты. Нужно для вашего хозяйства  провести воду, дорогу, государство половину затрат компенсируют. Государство помогает везде. Я слышал, что среди народа бытует мнение, с государством лучше не связываться. Но именно, чтобы снизить риски, шероховатости создаются такие компании, как мы. На нас лежит еще и ответственность: сделать государственную помощь доступнее для народа.

Buziness Meridian: Насколько важно предпринимателям заботиться о бизнес-образовании. Многие предприниматели говорят, что в школах МВА учат классике жанра, а часто надо принимать абсолютно противоположное классике решение? Насколько бизнес-образование соответствует тем реалиям, с которыми вы сталкиваетесь. Насколько они вам помогают в работе?

Аскер Башеев: Я бы ежедневно половину своего рабочего дня посвящал учебе, просто такой физической возможности не предоставляется. В своей компании каждую субботу все наши сотрудники учатся с 10 до 16 часов. Сначала они обучают друг друга, затем мы приглашаем профессиональных коучеров. Что же касается образования самого предпринимателя, то ему на первом этапе не нужен институт, ему нужно училище. Большое количество знаний он просто не сможет применить на своем маленьком предприятии, нужны короткие понятные действия, что делать. Думаю, что учиться нужно всегда. Что же касается информатизации, внедрения новых технологий, то здесь вообще бесконечный процесс обучения. Мы итак все время отстаем от Европы, Азиатских стран. Думаю, что для того, чтобы бизнесмен двигался вперед, ему нужно быть впереди той среды, в которой он находится.

Buziness Meridian: На одном из мероприятий, где участвовали представители государства, инвесторов и предпринимателей говорили о том, что бизнесмены не умеют правильно разговаривать с инвесторами и госорганами. По-вашему, чиновники должны научиться понимать или же предприниматели должны научиться доносить свои идеи через понятийный аппарат?

Аскер Башеев: Проблема коммуникации всегда существовала. Я думаю, что тот, кто умеет выстраивать их, тот и умеет двигаться вперед. У бизнесменов существует проблема построения диалога с инвесторами. Их почему-то всегда запугивают, что все рискованно. На самом деле, инвесторы  - это тоже предприниматели, и их не надо путать с банковскими аналитиками. Инвестору нужно вкладывать свои средства, ему нужен бизнес и он готов участвовать в рисках, если его заинтересует сам проект. Высокой прибыльности не бывает с низким риском. Риски всегда сопровождаются доходностью. Поэтому с каждым инвестором нужно уметь договариваться и быть ему интересным.

Buziness Meridian: Аскер Шариазданович, вы уже сделали свой путь в бизнесе вместе с Технопарком. Что вы  можете порекомендовать тем, кто как и вы несколько лет назад, мечтает воплотить свою мечту в реальность?

Аскер Башеев: Я бы хотел пожелать больше упорства. Многие идеи сидят у нас в головах по нескольку лет, люди обращаются в Технопарк, и первая тяпка их уже выбивает. Желаю, чтобы не опускали руки, пробовали еще, рассматривали и другие способы. В бизнесе нельзя останавливаться, как бы сложно ни было.

Buziness Meridian: Мурат Канатович, ваши пожелания тем, кто захочет сотрудничать с Технопарком?

Мурат Акшалов: Приходите к нам в офис, у нас есть сайт, заходите, общайтесь. Я считаю, что каждый из нас хочет работать на себя, просто многим не хватает решительности. Вы можете к нам придти, пообщаться с нашими первыми ласточками, перенять их опыт и претворить свои идеи в жизнь. Желаю вам  реализовывать свои мечты!

 
0
600
6