Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
9
09:50, 25 ноября 2012

Кризис жанра

Я не люблю людей, которые не любят длинные тексты; я всегда и везде защищаю права точки-с-запятой и деепричастного оборота; я всегда - за историю, задевающую сердца и трогающую души.

Слова - это власть! Ни один самый навороченный гаджет, самый уникальный девайс, самое дорогое 3D не имеет той силы над душами и сердцами людскими, какую имеют слова. Один старый человек недавно сказал мне: миром правят словесность и коммерция.

- А как же любовь, красота, секс?

- Не вижу противоречий.

Как ни странно, я - не о кинематографе, я - о журналистике. Часто бывая на разных мероприятиях, посвященных непростой судьбе казахстанских СМИ, создается у меня четкое ощущение, что из журналистики неумолимо уходит сама журналистика. Мы ее заменяем яростными твиттами, съемками на iPad, онлайн-трансляциями, разговорами о конвергентных редакциях и новых медиа.

Журналистов приравняли к блоггерам, а блоггером у нас считается тот, кто первый отрефлексирует в Фейсбук и Твиттер. Причем, не важно, какого качества рефлексия. Главное - успеть первым, снять видео на мобильный и послать всем друзьям в соцсетях. Быстро - не значит хорошо. Быстрые решения - не значит качественные.

Из журналистского обихода исчезло множество жанров: практически нет хороших журналистских расследований, отсутствуют хорошие интервью, нет аналитических материалов ни по одной сфере нашей жизни. Потому что все это требует времени, это не сделаешь быстро и не уложишь в 140 символов: нужно искать материалы, встречаться с людьми, обдумывать концепцию будущей статьи. Вся эта долгая и нудная работа не имеет никакого отношения ни к соцсетям, ни к Твиттеру, ни к Фейсбук. Она напрямую связана с умениями думать, анализировать, задаваться вопросами, докапываться до истины и рассказывать истории. Истории, способные пробудить в людях желание что-то изменить в своей жизни или в жизнях других людей, что-то изменить в обществе и стране. В этом суть журналистики.

Разумеется, я понимаю, что ФБ, Твиттер, соцсети, видео и фото, и даже, прости, Господи, госзаказ - всего лишь инструменты, гаечные ключи. В одних руках с их помощью можно построить атомную бомбу, в других - убить человека. Хорошо рассказанная история не требует визуального сопровождения, она сама рождает образы.

Но, бывая на всяческих мероприятиях (см. выше), у меня создается ощущение, что телега у нас давно бежит впереди лошади. Инструменты стали сутью профессии, стали определять ее лицо, задавать направления в развитии. Мы уже перестали говорить о тотальной безграмотности молодых журналистов, о засилье поверхностных, "на коленке", написанных материалов, о бедности словарного запаса и образного мышления. Я не помню ни одного масштабного мероприятия, посвященного СМИ, которое ставило бы во главу угла кризис журналистики как профессии.

Из модного нынче словосочетания "рынок СМИ" первое слово вытолкнуло второе, превратив информационную сферу в гигантский рынок сбыта. Не рынок сбыта идей, а рынок сбыта гаджетов и девайсов: смартфонов, планшетников, iPad.

Хотя для того, чтобы написать хорошую историю, требуется только лист бумаги и карандаш.

9
191
6