Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
05:21, 26 ноября 2012

Анатомия строки | The Symphonies Of The Overdosed (Темы и особенности лирики Fall Out Boy).

Blog post image

Известно, что прежде чем приниматься за анализ какого-либо произведения, нужно как следует определить место этого произведения (в данном случае - комплекса произведений) и его автора в контексте эпохи.

Впрочем, с вашего позволения, я не буду корявить текста сухой энциклопедичностью Википедии, а постараюсь заменить её несколькими набросками, которые, надеюсь, очертят некий силуэт группы в современной музыкальной действительности и общественном восприятии.

Fall Out Boy, на мой взгляд, одни из редких примеров заслуженной популярности, хотя многие металхеды уже роют железным башмаком землю, чтобы скрыть мой голос в рёве гроула порицания. Один мой знакомый, горячо отстаивавший несостоятельность Fall Out Boy, на мою просьбу аргументировать свою позицию предъявил претензию не к раздражающей многих популярности группы, а ни к чему иному, как... комплекции незабвенного фронтмена FOB Патрика Стампа. Разумеется, такому вескому доводу я ничего противопоставлять не стала, и впредь не буду вступать с металхедами в дебаты, во-первых, по слабости голоса, во-вторых, потому что я рядом с ними сущий одуванчик, а в-третьих, потому что я - своего рода музыкальный космополит - я слушаю буквально всё, что более или менее входит в растяжимые рамки понятия "альтернативная музыка" от акустического инди и панка до нью- и готик-металла, и каждый жанр по-своему очень ценю, отрицая какие-либо нападки со стороны троллящих элементов интернет-сообщества и обсуждения музыкальных вкусов вообще. "Haters gonna hate", как мудро говорят американцы, ну а я gonna продолжать.

Как-то мне пришла в голову сентенция, что шедевр (под этим я подразумеваю нечто, имеющее универсальный appeal, или, грубо переводя, "потенциал нравиться") складывается из пересечения хорошего "как" и хорошего "что". Приходится признать, что драйвовая песня, написанная при этом на весьма незамысловатый текст, как будто хромает на одну ногу. Разумеется, я не буду принимать во внимание такие сомнительные критерии, как обхват талии солиста или пристрастие басиста к эксгибиционизму - это их личное дело. Нас должен интересовать только конечный продукт - музыка, иначе мы рискуем уподобиться тем, кого интересует только глянцевая сторона жизни творцов музыки, а этого бы совсем не хотелось.

Так вот, возвращаясь к уникальному сочетанию семантики и аранжировки - тексты Fall Out Boy совсем не так просты, как кажется (или хочется, чтобы казалось) на первый взгляд. Как большинство литературных произведений, они базируются на личных переживаниях авторов, которых, кстати, сразу двое - Пит и Патрик неоднократно подчёркивали то, что ни одна песня не выходит без дополнений и исправлений со стороны каждого. Таким образом, каждый трек - уникальная комбинация проекций мировоззрения двух совершенно разных людей - отчаянного экстраверта Уэнтца и не менее отчаянного интроверта Стампа, и полученная гремучая смесь в самом деле достойна внимания, если на минутку удастся забыть о том, что один из них - толстый, а второй тяготеет к жидкой подводке для глаз.

Две наиболее характерные черты Fall Out Boy, которые во многом определяют своеобразие группы как творческой единицы - это во-первых, самоирония, а во-вторых тотальная позитивная ориентировка текстов. Даже минорная Golden заряжена позитивом насмешливой фразы "And I saw god cry in the reflection of my enemies" ("Я знаю, бог плачет, только подумав об участи моих врагов").

Blog post image

Причём последнее вовсе не означает, что Fall Out Boy не поднимают в своих песнях серьёзных тем. Их в творчестве коллектива в общем четыре:

  • отношения (причём всегда или уже разрушенные, или разрушающиеся - обязательное условие создания конфликта, без которого песня потеряла бы остроту и элемент личного восприятия. Словом, не "бэйби, бэйби ууу"). В этих текстах много самоиронии и кратких выводов о природе нестабильных первых отношений, небезызвестных большинству имевших опыт таковых:

Blog post image

"I thought I loved you.

It was just how you looked in the light" (Hum Hallelujah)

"Казалось, я любил тебя.

Всё дело было в освещении."

(Вспомним у Гёте: " При неполном освещенье

Все вы просто восхищенье.")

 

"I got your loveletters, corrected the grammar, and send them back.

It's true romance is dead, I shot in the chest then in the head." (The Music And The Misery)


"Дорогая, я получил твои письма, исправил грамматические ошибки и отослал их назад.

Видишь ли, настоящей романтики больше нет - я застрелил её в упор."

Впрочем, есть и заслуживающие внимания метафоры эйфоричного состояния влюблённости:

"You could have knocked me out

With a

Feather" (America's Suitehearts)

"Ты и пёрышком

Вышибешь из меня дух." (...чего уж говорить об открытых проявлениях неравнодушия);

хрупкости состояния влюблённой натуры:

"And my back has been breaking

From this heavy heart" (I've A Dark Alley And A Bad Idea That Says That You Should Shut Your Mouth)


"У меня позвоночник гнётся

От тяжести сердца";

и самоотверженной любви:

"'Cause I swear I'd burn this city down

To show you the light." (Sophomore Slump Or The Comeback Of The Year)


"Клянусь, я сожгу город

Лишь бы ты увидела свет."

  • молодость (точнее, многочисленные наблюдения типичного представителя молодёжи, который ни черта не знает о том, что с ним случится завтра и конфузится в разговорах с девушками - нужно ли говорить о злободневности этой темы для широкой части целевой аудитории Fall Out Boy.)

К примеру, сардонически об одолевающих не одного подростка мыслях мирового масштаба:

"I'm a young one

Stuck in the thoughts

Of an old one's head" (w.a.m.s)


"Я - мОлодец,

Застрявший в мыслях старца";

насмешливо о собственных глупостях:

"I could learn to pity fools

'Cause I'm the worst of all." (Don't You Know Who I Think I Am?)


"Конечно, мне жаль придурков,

Ведь среди них я - самый выдающийся.";

саркастически о стремлении к преждевременному взрослению:

"It's just past 8

And I'm feeling young and reckless" (Our Lawyer Made Us Change The Name Of The Song So We Wouldn't Get Sued)

"Пробило восемь ["детское время"]

Я молод и дерзок [как пуля]";

в духе Питера Пена о бытности вечным ребёнком:

"I've found a cure to growing older" ("Я узнал, как не становиться взрослым");

и самоиронично о самонадеянности юности:

"I'm the first kid to write of hearts, lies and friends." (I Slept With Someone In Fall Out Boy And All I Got Was This Stupid Song Written About Me)


"Я - первый чувак, который пишет про любовь, ложь и дружбу".

  • критика современности (многие определяют FOB как pop-punk, поэтому здесь не без сатиры, которая в основном нацелена на явления медиа-культуры и её жертв вроде пациентов эстетической хирургии, а также на обязательный атрибут представителя поп-культуры - неискренность и тех, кто готов принимать это):

"We're only liars, but we're the best.

We're only good for the latest trends.

We're only good 'cause you can have almost famous friends.

Besides, we've got such good fashion sense." (Our Lawyer Made Us Change The Name Of The Song So We Wouldn't Get Sued)

"Мы всего лишь лжецы, зато самые лучшие.

Для последней моды мы - самое то,

И хороши только тем, что почти популярны.

К тому же, у нас потрясное чувство моды."

Этот мотив почти дословно повторяется в The Music And The Misery в конце той же пластинки From Under The Cork Tree, тем самым как бы замыкая кольцевую композицию:

"I'm every cliche, but I simply do it best."

"Пусть я - воплощение "общих мест", ведь я в этом лучший."


"We must have the best coats,

Tell the best jokes.

We must make it look so easy

Doing something so hard." (Alpha Dog)


"Мы должны одеваться

И шутить лучше всех.

Должны играючи делать то,

Что на самом деле так сложно."

Blog post image

"I'm a stitch away from making it

And a scar away from falling apart" (The (After)Life Of The Party)


"Ещё шов - и я у цели,

Ещё шрам - и на мне не останется живого места."

 

Кроме того, есть категория песен, которые ни к одному из пунктов отнести не получится, но они, тем не менее, играют существенную роль в дискографии группы. Попробую объединить их в

  • абстрактные наблюдения (а также риторические вопросы и личные переживания; сентенции из тех, что пишут хельветикой на фоне по-модному отфильтрованных картинок):

Blog post image(Bang The Doldrums)

 

Blog post image(The Take Over, The Break's Over)

Blog post image(Dance, Dance)

Blog post image(I Don't Care)

А также:

"Nobody wants to hear you sing about tragedy." (Disloyal Order Of Water Buffaloes)


"Никто не будет слушать о твоих трагедиях."

"Sometimes I wanna quit this all and become an accountant now.

But I'm not good at Math, besides, the dollar is down." (The (Shipped) Gold Standard)


"Иногда хочется бросить всё и податься в бухгалтеры.

Но в математике я нуль, да и доллар опять упал."

"They say the captain

Goes down with the ship.

So, when the world ends,

Will God go down with it?" (What A Catch, Donnie!)


"Говорят, капитан

Идёт со своим кораблём на дно.

А как поступит бог,

Когда настанет конец света?"

 

В этих песнях подкупает неожиданная яркость метафор (а чего стоит одна аллитерация "backless black dress" (Champagne For My Real Friends, Real Pain For My Sham Friends)?..), подкреплённая неподражаемыми (хотя многие, к примеру, "птенец гнезда Петрова" (то бишь, Питера Уэнтца) Брендон Ури, стараются) вокальными данными Патрика Стампа, а также какая-то неуловимая атмосфера, суть которой не поддаётся никаким изысканиям, оттого, пожалуй, что невозможно предать разумному объяснению появление странного ментального единства, некоего общего поля с людьми, живущими за сотни миль от вас и никогда с вами не встречавшимися, но тем не менее бесконечно близкими той самой близостью, что рождается безошибочным прочтением своих собственных мотивов в чьей-то песне или книге. Здесь заканчивается филология и начинается метафизика, а анатомия строки перерастает в анатомию души, предвещая конец моего исследования.

 
2
699
1