Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
3
10:36, 21 ноября 2012

«Субботним Вечером в Прямом Эфире!» — [Часть 1]

Blog post imageВ кругах киноманов, фильмы о которых сегодня пойдет речь — часто цитируемые произведения, но порой с горечью встречаешь людей, даже не слышавших о «Братьях Блюз» и «Мире Уэйна». Чтобы восполнить пробел и познакомить вас с несправедливо редко упоминающимся кинематографическим наследием, оставленным популярным в США шоу SNL, в данной статье, мы расскажем вам об этих культовых шедеврах, берущих начало в «мозговых центрах» самого главного юмористического явления американского телевидения. Мы в режиме» «live»! Поехали!

Blog post image

Прямой Эфир через 3...2...

Каждую субботу в половине двенадцатого, жители как обоих побережий, так и среднего запада, внимают феерии американской комедии в ее лучшем, и нашему зрителю редко известном, свете, который льется с экрана, чтобы не дать поникнуть старым добрым Соединенным Штатам вот уже 37 лет. В стенах и эфирах этого храма импровизации обрели свое второе "Я" такие замечательные люди как Дэн Эйкроид, Джон Белуши, Чеви Чейз, Крис Фарли, Фил Хартман, Тим Медоуз, Эми Поулер, Крис Рок, Кристен Уиг, Тина Фей, Молли Шеннон, Уилл Феррелл, Джимми Феллон и многие другие. Целая плеяда комиков и несколько поколений актерских составов представляют собой один из самых значительных культурных пластов, являющийся неотъемлемой частью сознания любого американца. Ближайший аналог по уровню общественного резонанса - "Ералаш", но только здесь для взрослых, и даже не по причине присутствия похабного, случаями туалетного юмора, а из-за оригинальности и несчитанного числа тем, что были высмеяны в тысячах скетчей. На субботних эфирах выросло не одно поколение, а биография почти каждого американского комедианта наверняка будет иметь в себе хотя бы пару строк, о том, как однажды, он посетил студию SNL на 8 и 9 этажах небоскреба Рокфеллер Плазы, которую в народе именуют "30 Rock", в честь одноименного сериала о сценаристах, работающих в этом, на первый взгляд непримечательном, здании, где в одной из студии, всякую субботу с 1975 года по сей самый день, творится неповторимое волшебство комедии.

*     *     *

Первый каст SNLSNL - что значит "Saturday Night Live", показывают на NBC. Однако, первые два сезона шли в эфир с другим названием "NBC's Saturday Night", потому как на конкурирующем канала ABC имелась программа с похожим именем. Права выкупили в 1976 году, и уже в следующем свой постоянный тайм-слот шоу заняло с известным всем названием. Сама идея передачи пришла Лорну Майклзу, которого боссы канала попросили заполнить появившееся окно в субботнем позднем эфире. В итоге тот пришел с идеей переплетения продуманных скетчей, сатиры и музыкальных номеров. Сейчас с трудом назовешь это уникальной подачей, однако Лорн в дальнейшем, да и уже самим участием в создании SNL, оказал огромное влияние на лицо современной американской комедии и в любви к нему признается не только Тина Фей.

Каст SNL за 2000 год.Путь к непоколебимым и заслуженным славе и образцу качества, как и любое другое становление чего-то культового, был усеян и парой провальных сезонов, и урезанными бюджетами, и неприятными последствиями симбиоза прямого эфира и импровизации, но на его протяжении создателям даже удавалось выходить с переменным успехом за телевизионные рамки, превращая известный скетч или целую серию в полнометражный дебют. В рамках этого цикла статей, мы вам расскажем о фильмах, основанных на когда-то сыгранных образах в шоу: от легендарных «Братьев Блюз» и «Мира Уейна», до «МакГрубера», от придурковато-милых «Яйцеголовых» до непристойных «Дамского Угодника» и «Ночи в Роксбери». Прямой эфир через: 3… 2…

Blog post image

Предыстория

Дэнни Эейкройд слушал блюз с самого детства, затем часто посещая клуб "Ли Хибу" в родной Оттаве, где однажды сыграл с Мадди Уэтерсом, сев за барабаны, он познакомился и вживую увидел десятки музыкальных икон. Это вовсе не случайность, столичная молодежь Канады, под руку со временем, в те годы, 50-е и 60-е, вовсю была увлечена душевной и завывающей лирикой блюза. Джон же, хоть и был из Чикаго, увлекался хеви-металлом, но в день когда Эейкройд и Беллуши познакомились, стоящий рядом бы приметил зарождение возможно великого комедийного и музыкально-сценического дуэта. А ведь так оно, и случилось. Сам "проект" Братьев Блюз стартовал в 1978 году - ребята выпустили альбом "Briefcase Full of Blues", ставший дважды платиновым, и затем появились в SNL, вырядившись в пчел, и исполнив песню "I'am a king bee" в скетче "Говард Шор и его Пчелиный бэнд". Смелые выступления, крутейший образ, харизма и энергетика между парнями сделали их, без прикрас, одним из лучших явлений, родившихся на задворках SNL, хотя вся заслуга конечно принадлежит в большей мере инициативе и таланту Беллуши и Эйекройда. "Братья Блюз" не стали первой группой, в которой играл Эйкрод. Он также был одним из основателей первой профессионального блюз-ансамбля "Downchild Blues Band", что конечно сыграло благим образом на успехе их дуэта с Беллуши. Джон, как уже говорилось, такой беспамятной любви к блюзу, как Дэнни, не испытывал. Но это изменилось после встречи с 25-летним тогда Кертисом Солгадо (кому и был посвящен "чемодан, полный блюза")в Орегоне, который вдохновил и привил интерес к блюзу у Белуши, который уже устал от рок-н-ролла, но не переносил новейшее тогда диско. Так зародились легендарные персонажи мира блюза.

Синопсис

Джейка выпускают из тюрьмы на два года раньше, и первым делом, они со своим братом Элвудом едут в их родной детский приют, который хотят закрыть, из-за неуплаты налогов. Но у братьев была своя блюз-группа, и дабы собрать деньги за пару дней, они ставят цель воссоединить легендарный бэнд "Братья Блюз"! Но тому всячески препятствуют бывшая девушка Джейка, полиция штата и партия Иллинойских нацистов. Элвуд, зачем ты переехал красный свет!?

 

Герои вне времени

("Братья Блюз" - 1980)

  • Режиссер: Джон Лэндис
  • Сценарий: Дэн Эйкройд, Джон Лэндис
  • В ролях: Джон Белуши, Дэнни Эйкройд, Джеймс Браун, Рэй Чарльз, Кэб Кэллоуэй, Арета Франклин, Кэрри Фишер и др.
  • Оператор: Стивен М. Кац
  • Бюджет: 27 000 000 $
  • Сборы: 115 229 000
  • Продолжительность: 148 мин.

Blog post image

Индустриальный пейзаж с закоптелым закатным маревом и фабричными трубами. По тюремным коридорам с въевшейся в пол грязью, отстукивают черные туфли по дороге к камере хранения, где заключенному, освобожденному на 2 года раньше за хорошее поведение, возвращают несколько долларов, один использованный и один неиспользованный презерватив и самое главное - его прикид. Джолиет Джейк (Джон Белуши) в черном костюме и солнцезащитных очках Джона Ли Хукера выходит навстречу свободе и своему брату Элвуду (Дэнни Эейкройд), обменявшему их старый блюзмобиль на полицейскую машину с 7-литровым движком и сломанным прикуривателем. Оба героя, в своих безукоризненно стилизованных образах не имеют прошлого или будущего, и вся монументальность "Братьев Блюз" выражается в этой сиюминутности, мгновенности характеров Элвуда и Джейка в роли спасающих родной детский церковный приют. Но искренняя добродетель героев вызывает у общества отторжение и все существование их образов приходится на "настоящее" - мы не знакомимся с их историями, для нас Братья - мифологические герои, чье бессмертие в ленте отождествляется с нарочитой физической неприкосновенностью (здания взрываются, машины переворачиваются, но Джейк лишь отряхивает запачканный пиджак). Тема необходимых но отброшенных людской средой героев роднит фильм с блюзом - эмоциональной и безудержной музыке забытых и угнетенных.

Один из немногих, но запоминающихся танцевальных номеров

Пока сюжетно и структурно перед нами «кинокапустник», где авторы ловко жонглируют приемами разных жанров, при этом пародируя их и не утрируя, не скатываясь в исключительное высмеивание, перед зрителем объемно вырисовывается карикатура социума — где на фоне безумного балагана правоохранительных органов, застрявших умами в провинции кантри группы, нацистов и отверженной бывшей девушки Джейка (в исполнении непревзойденной принцессы Кэрри Фишер) — братья при всей их невозможности, кажутся самыми нормальными, достойными подражания и единственными, заслуживающими в полной мере насладиться каждым мгновением жизни.

*     *     *

Blog post image

Добродушное глумление (нигилистическое настроение «Братьев Блюз» сближает их с «Большим Лебовски»!) над пороками общества и визуальный гротеск этого замечательного кино украшают неожиданные камео, яркие выступления великих музыкантов (Рэя Чарльза, играющего здесь хозяина магазина инструментов, Ли Хукера, поющего «Boom Boom Boom” на базарной улочке, Арету Франклин, воинственно глаголющую в песне о правах женщины«Think!), великолепный юмор, крутые танцевальные номера и отплясывающие Братья Блюз, связан не кровными узами в жизни двух знаменательных людей — Дэнни и Джона. Все это построило, не побоюсь этого слова, монументальное произведение о героях вне времени — на миссии у самого Господа Бога!

Blog post image

Предыстория

Корни "Мира Уэйна" лежат в канадской музыкально-юмористической передаче "It's Only Rock & Roll", в которой также участвовал Майерс. Несколько персонажей произошли именно оттуда, включая Уэйна, а также Дайтера - немца-экспрессиониста. На SNL Майк и Дэн Карви стартовали с шоу в 1988 году. В ранних эпизодах парни были студентами, и гостями"Мира Уэйна" были якобы их учителя музыки, когда как в поздних,они уже немного повзрослевшие кидалты. Одним из самых запоминающихся моментов "Мира Уэйна" было выступление их кумиров - группы Aerosmith, исполнявшей "Wayne's World" в хард-рок версии. Стандартный эпизод состоял из вступительной заглавной музыкальной темы, переходящей в обсуждения героями жгучих цыпочек, клевых бэндов и всей прочей требухи разговора рокеров-раздолбаев. В эпизодах также часто имели место фантастические трипы в виде грез героев, где они в большинстве случаев встречались со знаменитостями.

Синопсис

Двое лучших друзей и поклонников тяжелой музыки - Уэйн и Гарт каждую пятницу, при помощи друзей металлистов, ведут шоу "Мир Уэйна", за что очень известны среди сверстников. Уэин - добрый и приятный малый влюбляется в солистку одной рок-группы, и оба попадают под бинокулярные объективы голливудского продюсера, встревающего в их отношения. Милый и застенчивый Гарт тем временем пытается перебороть себя и храбро познакомиться с загадочной девушкой своей мечты в их любимом кафе. Большие студии и деньги не по нраву парням, но настолько ли сильна и непобедима золотая жилка голливудского коммерсанта перед чистым сиянием творчества? Уэйну и Гарту нужно сделать выбор - что для них важнее.

Нет поры лучше!

(«Мир Уэйна» - 1992)

  • Режиссер: Пенелопа Сфирис
  • Сценарий: Майк Майерс, Бонни Тернер, Терри Тернер
  • В ролях: Майк Майерс, Дэн Карви, Роб Лоу, Тиа Каррере, Брайн Дойл-Мюррей и др.
  • Оператор: Тео ван де Санде
  • Композитор: Дж. Питер Робинсон
  • Бюджет: 20 000 000 $
  • Сборы: 183 000 000 $
  • Продолжительность: 94 мин.

Blog post image

Прошло больше 10 лет, после выхода, ставших не только культовыми, но и прибыльными, «Братьев Блюз», прежде чем Майк Майерс перенес на большой экран историю о двух чудаковатых закадычных друзьях, уносящихся по тяжелой музыке, и ведущие свое шоу прямо в подвале (веди он подобный «видео-блог» сегодня, миллионы просмотров были бы обеспечены). Возможно, если бы не трагичная смерть Джона Беллуши в 1982 году, то за ту безмолвную декаду вышло бы несколько сиквелов и сериалов. Эти годы молчания превратились, к счастью, в блестящий пример молодежной комедии, ровно настолько искренней и позитивной, сколько требуется чтобы в нее поверить и не раздражать. Здесь уместно все, что кажется неуместным — кривлянья энергичного Уэйна (Майк Маерс) и стеснительные ужимки Гарта (Дэн Карви). Даже «разрушение 4 стены», когда герои обращаются в камеру и невидимому оператору, здесь отлично служит метафоре об ощущении, которое проследовало каждого юношу, о его особенности и каком-то предназначении — чувства, из-за которого можно многое усвоить в жизни неправильно, но и дающего столько сил, окрыляющего на бесстрашные поступки. С первой лентой из реестра SNL, “Мир Уэйна» связывают кое-какие незначительные детали — Мерфмобиль, преследующая помешанная бывшая (здесь уже в доброжелательной манере — убить она Уэйна не пытается), но очень контрастно выделяются главные герои — в отличии от символичных «Братьев Блюз», коими хочется быть, ерничающие Уэйн и Гарт встречаются отголосками в каждом из нас — потому что всякий был, или находится сейчас, как я, в то время, когда все кажется таким светлым, упоительным, интересным и завораживающим, когда деньги не главное, и дурачиться в подвале перед камерами и уноситься по Queen в машине, восклицая «Галилео! Галилео!» видится не таким уже и бесполезным занятием. Когда бороться за любовь не только приходится, но и хочется!

Blog post image

Помимо неподдельной атмосферы беззаботной и неунывающей юности, которая как будто и есть часть того самого аллегорического Мира Уэйна куда нас переносят, кино переполнено и прямыми, и спрятанными отсылками, небывалыми находками в юморе и несравненно красивой Касандрой (Тиа Каррере). Картина также очень стильно отшучивается о природе продюсеров, продакт-плейсменте, «Dumb Television”,свойственных американским фильмам хеппи-ендах, и иных явлениях. «Мир Уэйна» оказал заметное влияние на многие популярные молодежные ленты — вплоть до «Скота Пилигрима» и «Гарольда и Кумара».

Blog post image

Но откуда у фильма, основанного на скетчах SNL, созданных не самом благочестивым в плане юмора Маерсом, столько искренности и неподкупности? Может, потому что кино срежиссировала женщина. Пенелопе Сфирис удалось придать самобытность и шарм фильму, за что ей огромное спасибо и низкий поклон.


 

*   *   *

В «Мире Уэйна» есть едва уловимая параллель (а может и весьма приметная) между парочкой главных героев и двумя продюсерами, пытающимися затащить первых в адские круги мира, где подписывают контракты — дуэты максимально полярные, но закономерные. Мы все были или есть Уэин и Гарт, и мы все, когда-то будем на кои-то черт разбираться в различиях между шампанским и белым вином, а в глазах будет читаться горечь воспоминаний об однажды родной поре, которой, как оказалось, лучше нет!

 

Ссылки на следующие части:

Часть 2 - о продолжении самых успешных лент SNL - "Братья блюз 2000" и "Мир Уэйна 2".

Часть 3 - О провальных фильмах и редких проблесках в 90-х и первом фильме SNL в новом тысячелетии - "МакГрубер".

3
578
1