Индийская мифология в русских народных сказках. Курочка Ряба. Сотворение мира

maomax 2012 M11 20
1536
0
0
0

Фольклор народов, населяющих Евразийский континент, этимологическими и семантическими корнями, уходящий в древнюю Индию, будет являться предметом данного исследования. Иносказательный смысл мифов...

Фольклор народов, населяющих Евразийский континент, этимологическими и семантическими корнями, уходящий в древнюю Индию, будет являться предметом данного исследования. Иносказательный смысл мифов, легенд и баек, знакомых нам с детства лежит в не совсем обычной плоскости, о чем я и хочу поведать.

Если начать с самого сотворения мира в представлении авторов индийской древности, то можно сразу же принять к рассмотрению сказку про Курочку Рябу. Отличное описание зарождения вселенской жизни до появления первого человеческого существа Колобка… ну да пойдем по порядку.

Курочка Ряба.

Семантический разбор персонажа даст нам ключ к пониманию того, что это за персонаж.   Курица, (кстати говоря, одомашненная 4 000 лет назад в Индии по мнению Чарли Дарвина) имеет корень «Кур», присутствующий в словах «курение», «curve» - означает изгиб и кривизну. Ряба – происходит от слова «рябь» - дрожь, мерцание, мелькание, зыбь  т.д.. Вместе оба слова означают Кривизну (неправедность, лживость) и Зыбкость (неустойчивость) – характерные черты Майи (иллюзии в индуизме).

 

Сказка начинается с того, что «Жили-были в одной деревне дед и баба. И была у них курочка. По имени Ряба.»

Часто в русском фольклоре главными персонажами становятся Дед и Баба, при этом как тупиковая ветвь, не имеющая потомства. Из теста лепят себе Колобка, из снега Снегурочку  и т.д. В данном конкретном случае репродуктивную фазу развития возложили в сказке на Курочку Рябу.  Важно здесь то, что жизнь зарождается не от человека, а по божественной воле, потому и взяты за основу старички, не способные сами воспроизвести на свет жизнь.

 

«Вот однажды снесла им курочка Ряба яичко. Да не простое яичко, золотое

Тут стоит ненадолго остановиться и задаться вопросом. Старым вопросом о курице и яйце. От кого понесла курица? Ведь в сказке говориться о том, что у бабки была курочка, про петушка ни слова! Непорочное куриное зачатие? Вот тут и приходят на помощь Индийские трактаты, объясняющие нам значение странных трансформаций Рябы. Из Искривленного (Искаженного) Мерцания появилось Золтое Яйцо. Это уже вполне конкретное описание рождения мира (Творения). У индуистов: «В начале не было ничего… Только воды простирались беспредельно… Воды породили огонь (отсюда зыбь и мерцание огня на водной глади). Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо».

 

«Дед яичко бил-бил, не разбил. Баба яичко била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось!»

Ну, персонаж многих русских сказок и индийских сказаний Мышка существо сакральное. Этимология у слова Мышь – индийская, значит она «вор», а уменьшительный суффикс «ка» в русском и девангари делает «мышку» - «воришкой». В Брихадараньяка-упанишадах (Великих тайных лесных ученьях) говорится, что мышь – символ повсюду распространяющегося, всезнающего, всеобъемлющего Брахмы. Как вездесущий Брахма, мышь находится в каждом домашнем хозяйстве, но его почти никогда не видно и семья узнаёт о нём только тогда, когда его действия проявляются.

В трактате о Творенье мы находим: «Тогда еще не было года, ибо не кому было отмерять время; но столько сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя Землею, а между ними… воздушное пространство… Так была сотворена вселенная».

 

«Плачет дед, плачет баба.» - место в сказке, которое многих удивляет. Сами же били яйцо, а как разбилось – плачут… где логика? Возможно, они хотели посмотреть что же там внутри? И не увидели ничего? Кроме мышки? И расстроились, полагая что в яйце ничего и не было. А Мышка (Брахма) разбила Золотое Яичко не снаружи, а изнутри. И в яйце была именно Мышка (Брахма).

Курочка Ряба, как символ Великой Иллюзии, самородящая и к тому же говорящая, успокоила стариков: «Не плачь дед, не плачь баба! Снесу я вам новое яичко, да не золотое, а простое!». Согласитесь странное на первый взгляд заявление. Отчего же не золотое опять? А потому, что через призму иллюзий не дано было понять божественный замысел деду и бабке, и дано им будет по знаниям их «простое» в следующей сказке о первом Человеке. Ну а это уже другая сказка ))

 

Оцените пост

0
Дальше