Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
01:58, 16 ноября 2012

«Казпотребнадзор» предлагает начать реализацию программы по переходу высшего образования на бесплатную основу

Открытое обращение ОО «Казпотребнадзор» к Правительству РК

Blog post image

В сфере высшего и средне-специального образования Казахстана наблюдается серьезный дисбаланс, который обуславливает массу проблем в сфере занятости населения республики. Так, по результатам социологического замера, проведенного в мае-июне 2012 года Исследовательским агентством «Рейтинг.kz», около половины (49%) выпускников казахстанских вузов последних лет не работают по специальности. Еще более четверти (28%) указали, что полученный диплом не способствовал их трудоустройству.

В свою очередь, на рынке труда наблюдается значительный дефицит квалицированных кадров со средне-специальным образованием. Тысячи вчерашних школьников в надежде на успешное трудоустройство обучаются на платных отделениях вузов. Очень часто родители тратят все свои сбережения на высшее образование для своих детей. Однако после окончания вузов многие выпускники не имеют практической возможности для трудоустройства. В результате дипломы, для получения которых были затрачены значительные средства, пропадают зря. Тем самым нарушаются права потребителей в лице родителей и их детей, которые платят средства за некачественное и ненужное высшее образование.

Очевидно, что количество выпускников казахстанских вузов по большинству специальностей многократно превышает потребности рынка. Правительство в лице Министерства образования и науки РК практически отстранилось от данной проблемы. В публичном доступе полностью отсутствуют официальные данные о прогнозируемой потребности рынка труда в выпускниках той или иной специальности. Родители и абитуриенты вынуждены интуитивно выбирать специальность для поступления.

Между тем, по нашим оценкам, средний конкурс при поступлении на гранты в 2011 году составил всего около двух человек на место. Текущее количество государственных грантов на обучение в вузах практически полностью закрывает потребности рынка в кадрах с высшим образованием. Стоит отметить, что государственные гранты выделяются за счет средств налогоплательщиков, поэтому вопрос их адекватного распределения должен волновать каждого законопослушного казахстанца.

В связи с этим общественное объединение «Казпотребнадзор» предлагает Правительству Республики Казахстан начать реализацию программы по поэтапному сокращению платных мест в вузах Казахстана и, как следствие, переходу высшего образования на бесплатную основу.

Данное нововведение должно распространяться только на вузы, участвующие в распределении государственных грантов. Такие передовые вузы как, «Назарбаев Университет», «КИМЭП» и другие, должны продолжить функционировать по иным моделям. Подобные вузы занимают отдельную нишу в системе высшего образования.

Реализация соответствующей программы позволит преодолеть следующие негативные моменты, имеющиеся в системе высшего образования:

Вернуть высшему образованию должную престижность. В настоящее время ценность высшего образования девальвировалась, его получают молодые люди с крайне низким базовым уровнем знаний. Как следствие, работодатели требуют наличия высшего образования даже от соискателей на специальности, где его априори не требуется.

На основании объективного рыночного подхода уменьшить число действующих вузов. С рынка образовательных услуг смогут уйти неконкурентные участники, которые занимаются фактической продажей дипломов.

Произвести отсев педагогов вузов с недостаточным уровнем профессиональной квалификации. Чрезмерно быстрый рост числа студентов вузов в период независимости Казахстана спровоцировал увеличение доли преподавателей с недостаточным уровнем профессиональной компетентности. Сокращение числа студентов вузов позволит усилить преподавательский состав за счет сокращения наиболее слабых из педагогов.

Устранить предпосылки социального протеста со стороны большого количества выпускников вузов, которые не могут устроиться на работу по специальности. Текущая ситуация в сфере высшего образования способствует увеличению латентного протеста среди выпускников вузов. Снижение же числа выпускников вузов будет способствовать уменьшению конкуренции среди них при поиске работы.

Повысить качество высшего образования. Более строгий отсев при поступлении в вузы позволит повысить средний уровень базовых знания студентов. Кроме того, увеличится качество образования за счет улучшения профессорско-преподавательского состава и ухода с рынка худших вузов.

Повысить престижность средне-специального образования. На данном этапе в колледжи поступают на гуманитарные специальности только для того, чтобы в будущем продолжить обучение в вузе. Данная практика должна быть полностью ликвидирована. В колледжах должны обучать только «рабочим» и технологическим специальностям (электрик, сварщик, бурильщик, крановщик и т.д.) по грантам выделяемым государствам и частными бизнес структурами. На рынке существует огромный дефицит таких кадров. Усиление отбора при поступлении в вуз позволит удовлетворить потребность колледжей в абитуриентах с необходимым уровнем знаний и способностей. Модернизированная система средне-специального образования должна стать одной из основ «Общества всеобщего труда» цель построения, которого провозгласил Президент Нурсултан Назарбаев.

Для недопущения возможных негативных последствий, реформу системы высшего образования предлагается осуществлять в несколько этапов:

1 этап. Ограничение числа платных мест в двукратном количестве от числа грантников, пожелавших поступить в вуз. Например, если в тот или иной вуз на государственный грант поступили 100 человек, то на платное отделение вуз может принять на конкурсной основе максимум 200 человек.

2 этап. Ограничение числа платных мест в трехкратном количестве от числа грантников, пожелавших поступить на ту или иную специальность в вуз. Например, если в определенный вуз на специальность «Экономика» на государственный грант поступили 10 человек, то на платное отделение данной специальности вуз может принять на конкурсной основе максимум 30 человек.

3 этап. Ограничение числа платных мест в двукратном количестве от числа грантников, пожелавших поступить на ту или иную специальность в вуз. Например, если в вуз на специальность «Экономика» на государственный грант поступили 10 человек, то на платное отделение данной специальности вуз может принять на конкурсной основе максимум 20 человек.

4 этап. Ограничение числа платных мест в кратном количестве от числа грантников, пожелавших поступить на ту или иную специальность в вуз. Например, если в какой-либо вуз на специальность «Экономика» на государственный грант поступили 10 человек, то на платное отделение данной специальности вуз может принять на конкурсной основе максимум 10 человек.

5 этап. Ограничение числа платных мест в 50 процентном количестве от общего числа грантников, пожелавших поступить на ту или иную специальность в вуз. Например, если в вуз на специальность «Экономика» на государственный грант поступили 10 человек, то на платное отделение данной специальности вуз может принять на конкурсной основе максимум 5 человек.

6 этап. Полный переход на грантовую систему обучения в вузах.

Сроки реализации предлагаемой программы по поэтапному возвращению Казахстана к бесплатному образованию могут колебаться в зависимости от реакции казахстанского общества на данную реформу и темпов адаптации к ней вузов. При этом реализация отдельных этапов, возможно, займет несколько лет, тогда как другие этапы можно будет пропустить за ненадобностью.

1
665
0