ТРАНСФОРМАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ: усиление координирующей роли Совета Безопасности

Руслан Жангазы 2012 M11 12
998
0
1
0

политолог Руслан Жангазы о новой Концепции Совета Безопасности

 


Руслан Жангазы

политолог

Современное состояние национальной безопасности характеризуется усилением явных угроз во внутренней жизни страны, и еще более маскирующимися рисками по внешнему периметру.

Видимая защищенность национальных интересов оказалась зыбкой, она создавала иллюзию отсутствия враждебных устремлений как со стороны внешних сил, так и со стороны отдельных субъектов внутри страны, действия которых направлены на нанесение ущерба потенциалу нашего государства.

Другим немаловажным аспектом остается объективные факторы, такие как – глобальный финансово-экономический кризис, техногенные катастрофы, а также другие процессы и явления, способные ослабить состояние национальной безопасности.

Силы и средства обеспечения национальной безопасности испытывают неоднозначное воздействие феномена, связанного, прежде всего, с особенностями развития информационного общества, когда расширяется возможность добывания важной для интересов Казахстана информации в открытых источниках, и одновременно затрудняются задачи по защите сведений, составляющих государственные секреты.

Классическая теория национальной безопасности уже не способна отвечать современным реалиям. Военное могущество и экономический потенциал государства отныне не являются определяющими факторами национальной безопасности. Международную субъектность получили транснациональные корпорации и сетевые террористические группы. Тем самым, угрозы видоизменились, они стали еще более асимметричными, подверглись мутации и обрели форму «гибридов».

Системы национальной безопасности большинства государств мира не поспевают за столь драматическими изменениями и зачастую ценою подобных медленных трансформаций становятся человеческие жизни.

На современном этапе Совет Безопасности, образуемый Президентом Республики Казахстан, является консультативно-совещательным органом для выработки предложений и содействия реализации Главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, поддержанию социально-политической стабильности в стране, защите конституционных прав и свобод граждан.

Некоторое время назад его координирующая роль в системе сил обеспечения национальной безопасности несколько ослабла, что является недопустимым в условиях возрастания нетрадиционных системных угроз. Ситуация изменилась с возвращением Марата Тажина в Совет Безопасности. Так, Совет Безопасности снова стал местом концентрации прогнозно-аналитической работы системы государственного управления.

Приведу лишь один пример, некоторое время назад прошла информация о том, что Управление стратегических разработок Канцелярии Премьер-Министра Японии проводит исследования, направленные на разработку промежуточной общественно-экономической формации – между капитализмом и социализмом…

На этом фоне «глубина» и направления аналитической работы государственных структур Казахстана выглядят блекло.

На основании вышеприведенного и исходя из необходимости усиления ведущей роли Совета Безопасности, повышения его статуса, представляется целесообразным выработать меры по формированию новой функциональной модели Совета Безопасности с целью укрепления системы национальной безопасности.

Первое. Разработать новую концепцию Совета Безопасности.

В результате последовательных и решительных реформ Совет Безопасности трансформируется в принципиально новый орган стратегического развития в интересах национальной безопасности и конкурентоспособности. Государство сознательно наделяет Совет Безопасности беспрецедентными полномочиями и исключительными функциями с тем, чтобы создать в его лице «единого оператора» по распределению ресурсов национальной безопасности.

Согласно основным приоритетам национальной безопасности подразделения Совета Безопасности целесообразно разделить на сектора:

  • стратегического планирования и прогнозно-аналитической разработки;
  • оборонной политики и военной безопасности;
  • внешней политики, геостратегии и международной безопасности;
  • мониторинга социально-политической ситуации;
  • информационной, идеологической и кибер безопасности;
  • экономической, энергетической и продовольственной безопасности;
  • научно-технологической и промышленной безопасности;
  • противодействия нетрадиционным вызовам и угрозам.

Второе. Наделить Совет Безопасности функциями и полномочиями органа стратегического управления внутренней, внешней и военной политикой.

В целях модернизации Совета Безопасности в сторону повышения его системности, согласно теории стратегического менеджмента необходимо деятельность СБ разделить на:

  • анализ – подготовка и проведение специальных научно-прикладных исследований по стратегическим направлениям обеспечения национальной безопасности и государственности;
  • планирование – разработка общенациональных программных документов, касающихся долгосрочного государственного и военного строительства, укрепления государственного суверенитета и независимости;
  • контроль – осуществление стратегического политического надзора за неукоснительным исполнением политики Главы государства в сфере национальной безопасности и обороны, а также инспектирование ключевых объектов и силовых структур.

Третье. Определить режимы функционирования Совета Безопасности. В зависимости от изменений внешних факторов и/или внутренних условий, функционирование Совета Безопасности целесообразности разделить на следующие режимы:

  • «координация» – проводится в условиях благоприятной внешнеполитической и социально-политической обстановки, при этом Совет Безопасности осуществляет плановую деятельность;
  • «регулирование» ухудшение некоторых параметров системы национальной безопасности стимулирует оперативную разработку мер по нейтрализации и пресечению угроз;
  • «управление» – объявление военного или чрезвычайного положения, Совет Безопасности переходит на режим усиленного контроля оперативной обстановки.

Четвертое. Политически и административно усилить влияние Совета Безопасности. Это должно подразумевать значительное укрепление управляющего воздействия на систему органов государственной власти. Для этого необходимо:

  • повысить уровень политического статуса Аппарата Совета Безопасности путем выведения его из состава Администрации Президента;
  • закрепление за Советом Безопасности контрольных функций за реализацией основополагающих документов в сфере обеспечения национальной безопасности;
  • структурное укрепление за счет формирования НИИ по каждому направлению обеспечения национальной безопасности.

Пятое. Утвердить зоны ответственности между уровнями безопасности.

Первый уровень – Система национальной безопасности Республики Казахстан – силы и средства, органы и учреждения обеспечения национальной безопасности.

Второй уровень – Система региональной безопасности Центральной Азии – учреждение институционального механизма коллективной безопасности Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.

Третий уровень – Система континентальной безопасности Евразии – выстраивание долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений: Россия, Китай, Индия, мусульманские страны.

Четвертый уровень – Система трансатлантической безопасности США и ЕС – стратегическое партнерство с США и ЕС в сфере обеспечения гарантий ядерной безопасности, продвижения процесса разоружения и других мирных инициатив Республики Казахстан.

Оцените пост

1