Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:19, 09 ноября 2012

Изобразительное искусство Павлодара. Взгляд со стороны…

Р.А.Алимкулова

Павлодарский государственный университет им.С.Торайгырова,

Колледж.

История и мы, и наши души в палитре красок, в ореоле красоты…Но не в глуши…(Алимкулова Р.А.).

Богато и разнообразно художественное наследие Казахстана и частности, Павлодарского Прииртышья. Но знает ли наша молодёжь, откуда берёт свой исток живописная река казахского искусства? Какова национальная идея в творчестве художников? Ответы на эти вопросы должны стать приоритетными в системе формирования социокультурной личности в казахстанском обществе. Очень важно сейчас сохранить духовность, воспитать подрастающее поколение на основе культурного наследия прошлого, настоящего и будущего. Культуре всегда была присуща преемственность поколений. Как и многие виды искусства, живопись является инструментом воспитания в человеке нравственности, идеалов добра, человеколюбия, эстетического восприятия мира и стремления жить по законам красоты и свободы. Великий Леонардо да Винчи сказал: ”Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат”. История художественной культуры народов Казахстана начинается с эпохи каменного века. Как известно, народности, населявшие евразийскую территорию, создали свою неповторимую национальную культуру, которая отразила иррациональное мироощущение и мировосприятие. Вся энергия культуры изобразительного  искусства передавалась посредством декоративно-прикладного искусства. На художественное творчество казахов повлиял кочевой образ жизни, основное занятие – скотоводство и религиозные верования, связанные с культом Природы и животных. Мир Природы в процессе созидательной деятельности людей, становится миром человека, который начинает уже творить по законам свободы и красоты. Артефакты археологии и этнографии свидетельствуют об уникальном искусстве скифо-саков и тюрков, которые мастерски владели цветом. Уникальные памятники Павлодарской области – многослойная стоянка Шидерты–3. Наскальная живопись в Баянауле на юго-восточном берегу озера Жасыбай, рельефы зооморфного характера на р.Оленты, в окрестностях г.Экибастуза, петроглифы урочища Акбидаик, обнаруженные археологом В.К.Мерцем в 1998 году. Казахстанские художники смело развивали национальную тематику в своём творчестве. Раньше в цветной палитре степняка доминировали два основных цвета: белый и чёрный. С белым цветом ассоциировались понятия высшей морали, добра, красоты, а также – понятие огня – об этом указывается в книге А.Колыбековой (стр.64). Двуцветовая гамма утвердилась и в устном народном творчестве  и обрядовых песнях казахов. Например, у Абая девушка описывалась ”с белой кожей, брови уголь шея снег”. ”Чёрные её глаза – зеркало в стене. Тело нежное бело, светлое лицо”. В эпосе “Кыз Жибек”: “Кыз Жибек была, как первый снег Наурыза, а румянец на белых щеках, как кровь белой птицы . Глаза горят как угли в ночи…”. В песнях “Сыңсу” – “В кошмах белой кибитки росла я цветком, умывалась я белых кобыл молоком…” (стр.99). В песне “Беташар” - ”Как сорока, невестушка, ходи , как яичко, беленькое сиди.” (стр.104).Однако, искусство не может вечно базироваться реальными образами лишь животных и ограниченностью цветовой гаммы, постепенно на смену зооморфному стилю приходит полихромный стиль, который со временем эволюционирует в орнамент  и арабески. Саки Прииртышья использовали разнообразие  орнаментальных видов: геометрический, растительный, космогоничекий, символический. Известны уникальные образцы орнаментального искусства, материализованного в предметах быта (сырмаки, текеметы в майском, Баянаульском, Павлодарском районах; алаша – в Экибастузе, Павлодаре; вышивки и обработка металлов  в Майском, Баянаульском районе и т.д.). Изобразительное искусство прошло несколько этапов в своём развитии, прежде чем появилась единая казахстанская школа живописи: от экзотики сакского и тюрского периодов и поиска национального колорита, до выпуклости национальной тематики и поисков культурно-исторической идентичности. Современные художники стремятся синтезировать имеющийся художественный материал предков с идеями современности, их творчество базируется на поисках национальных кодов в культуре, это отмечает Х.Труспекова в своей статье ”Национальная идея в творчестве художников”.Большое влияние на становление школы живописи в Павлодарской области оказали русские художники–передвижники – В.П.Батурин, который работал в городе Павлодаре в 1919-1929 г.г., Е.А.Клодт, который собирал изобразительные мотивы казахского орнамента (работал в 1927, 1930, 1934, 1935 годах). Развитие профессионального изобразительного искусства связано с периодом освоения целины, строительством города Павлодара. В 1956 году художники-профессионалы объединяются в производственные художественные мастерские КазИЗО, свои работы они экспонируют в залах историко-краеведческого музея им.Г.Потанина – это М.П Колмогоров, А.М.Дьячков, В.А.Критинин, П.Г.Величко, И.П.Лопатин, Г.Н.Слюсарёв, В.В.Терещенко, Р.П.Ершов, Н.Н.Смородинов и другие. Их творчество отражало патриотическую тематику, образ человека-творца, красоты Прииртышья, мотивы Баянаульских гор, промышленного и индустриального строительства города Павлодара. Удивительны в этом плане работы В.Мартынцева , выпускника Алма-Атинскского художественного училища (главное место в живописи – это портрет и жанровая картина в “суровом стиле”, а также - пейзажи.). Лирические пейзажи характерны и для творчества М.Колмогорова, П.Лысенко, П.Величко, Н.Петерша, С. Шаронова, О. Шуранова, З.Соболевой и других. Художники реализуют в полотнах традиционную концепцию единства человека и природы, основанном на чувственном восприятии и переживании этапов жизни природы.1960-е годы характеризуются началом развития монументального декоративного искусства (период капитального строительства общественных  зданий и учреждений). 70-е – 80-е годы знаменуются появлением в Павлодаре витражной живописи и декоративных панно. ”Королём витражей” называют павлодарского художника А.И.Бибина (вестибюли и банкетные залы ресторана “Иртыш” совместно с И. Курбатовым, С. Медведевым, Г.Слюсаревым; панно в плавательном бассейне города Аксу, тематическая композиция “Разбуженная степь” в ГДК и другое). С.Шаронов, Н.Петерш, Е.Камзин, В.Я.Яцик также создавали свои интерьеры в оформлении зданий в технике витража, чеканки, керамики, резьбы по дереву.В 70-е годы XX столетия “павлодарское художественное братство” пополнилось именами В.Поликарпова, К.Темиргалиева, К.Баймулдина, А.Гулина, Е.Москвина, Г.Беспаловой, А.Игембаева, В.Яцика, О.Шуранова, С.Серикбаева, В.Приходько, Л.Хорошковой, П.Г.Лысенко. Гулин А.В. с 1974 года работает в городе Павлодаре, участник многих всесоюзных выставок. 90 работ, созданных на тему “Город. Лето. Зима”. Гулинский Павлодар, по утверждению искусствоведа Н.Аверьяновой, это – “ребёнок большой реки и степи, урбанизированный, и провинциальный, город двух культур”. О Павлодаре живописали В.Яцик, В.Мартыненко, которые отлично владели техникой станковой живописи, графики, скульптуры. В 1983 году создаётся Союз художников Павлодара. Павлодарцы знакомятся с творчеством Кабдыл-Галыма Каржасова, выпускника Алма-Атинского художественного училища, стипендиата Президентской стипендии 1997 года, лауреата Международного фестиваля искусств “Мастер-класс Казахстан 2000”. Его полотна – это ностальгия чувств, одухотворенность, потребность в тишине, утверждает искусствовед Надежда Аверьянова, научный сотрудник в Павлодарском областном художественном музее. Основная тема его произведений – “Бытие человека”. Он находит красоту в окружающих предметах, в пластике женской фигуры, в красоте вечности горных вершин.Ежегодно проводится в залах Павлодарского художественного музея выставка Молодёжного проекта “М-арт”, демонстрирует работы молодых художников – С.Пернебаевой, А.Солтанова, Д.Аймагамбетова, Е.Фридлина, А.Оразбаева, Т.Чевтаевой, Н.Соц. Интересны с философской точки зрения работы А.Оразбаева. Его взгляд на окружающий мир основывается на чувственности. Живопись, как считает сам Андрей, более универсальна, так как “красками чувства и ощущения передать гараздо легче”. Художник создаёт символ и каждый человек должен понимать его по-своему. “Человек – вечная проблема, которая вечно решается …и которая никогда не будет решена”. В этом ключе демонстрируются работы выпускников-дизайнеров колледжа ПГУ им С.Торайгырова (Широковских Дарии, Сагандык Алии, Бакирова Рената, Жангировой Шанель и других). Благодоря просветительской деятельности коллективов музеев города Павлодара, молодое поколение знакомится с работами художников Павлодарской области и вцелом, живописью Казахстана. В своих отзывах студенты пишут с восхищением и гордостью о таланте художников Павлодара. “Особенно хочу отметить работы, связанные с природой. Мы как-бы в живой атмосфере: чистый воздух, чистая вода, зелёная трава, и ты – в ней…”, “такие экскурсии в музей дают нам возможность познать красоту природы, и что человек умеет создавать своё искусство,” – отмечает студентка гр.Ф-13 Армиянова Жанат. ”Мне понравилась работа Чевтаевой Татьяны – “Мечта”. Художник видит мечту в виде бабочки, как и бабочка мечта должна быть яркой и незабываемой. И яркие цвета – не случайны. Это цвета радости и счастья”,- отмечает Раканова Назигуль, студентка специальности “финансы”. А студент специальности “электроснабжение” Лавров Вячеслав искренне и с гордостью вопрошает: “Неужели это наши художники-павлодарцы так изображают красоту?! Я горжусь ими…”.

Необходимость сохранения, последовательной трансляции и популяризации культурного наследия народов Казахстана, в частности – шедевров ИЗО закреплена в содержании Региональной программы “Культурное наследие” на 2004-2006 годы и планами мероприятий на последующие годы, поэтапно. В цикле “Изобразительное искусство” стали создаваться серии фото- и изоальбомов, а также отдельной серией “Художники Казахстана” вышли изоальбомы, посвящённые творчеству таких талантливых мастеров современности, как А.Кастеев, С.Калмыков, У.Тансыкбаев, в изоальбоме “Художники Павлодара” отражено творчество 29 художников и 8 графиков, использованы работы фотохудожников Павлодара - Ерыге Ниязова, В.Ребикова и других.В последние 5 лет выявились некоторые застойно-кризисные явления в творчестве художников, в том числе и павлодарских:

а) Некоторые художники заняты формальными поисками фактуры, формы, новых приёмов, новых живописных техник;

б) Остросоциальная тематика осталась невостребованной, основными жанрами стали портрет, натюрморт, пейзаж. Бросается в глаза любование цветами, красивыми девушками, знакомыми уголками родного города.

в) Графические работы отражают бытовую и политическую тематику, но с точки зрения сатирика.

г) Забывается мастерство академической живописи, чаще всего отражаются идеи постмодерна, увлечение новыми формами: хепининг, перформенс и другие.

д) Национальная казахская школа живописи всё ещё остаётся на позициях символизма и знаковой живописи.

ж) Несмотря на то, что религия в Казахстане отделена от государства, она сегодня призвана пробудить людское сознание к созиданию добра, красоты, возрождению многовековых традиций народов, проживающих на территории Казахстана. Необходимо также знакомить подрастающее поколение с искусством мусульманского мира, которое разнообразно по жанрам, стилям и направлениям. Мусульманская эстетическая мысль на протяжении веков концентрировала всё своё внимание на проблемах красоты и вкуса, на вопросах философского осмысления искусства, эстетики быта и человеческих взаимоотношений, а также на преодолении вульгаризма в истолковании различных эстетических феноменов. Необходимо  понять истинное предназначение исламской живописи – жизнеутверждающий образ  родной природы формируют у людей гуманистическое восприятие единства природы и человека. Молодое поколение должно научиться различать “художественные образы бездумной и игривой европейской живописи” на современном этапе, идущей по пути развлекательности и коммерциализации, “бездумной декоративности и пропаганды западного образа жизни”. Перед художниками независимого Казахстана открываются широкие возможности для творческого самовыражения в возрождении утраченных духовно-нравственных ценностей. Думаю, что изобразительное искусство лишь обогатится, если в залах музеев появятся картины мусульманской живописи. Служить искусству хорошо, а сохранять его, совершенствовать в разных направлениях и передавать из поколения в поколение – ещё лучше. Именно изобразительное искусство становится своеобразной летописью жизненного пути человечества.

Культура! Много в этом слове для человечества слилось.

От предков далеко шагнули, достигнуть много удалось!

Но есть бессмертные творения, из века в век они идут

И после нас их поколения культурой также назовут.

Культура многому нас учит: как говорить и где молчать,

Какому Богу поклоняться, какой обычай соблюдать…

Культура – зеркало народа, она о многом говорит,

Она – создание человека, сама его же и творит!”. ( Пооп Ю.)

В искусстве всегда должны проявляться новаторские идеи и творческое начало человека. Ещё в конце XIX века великий французский скульптор Огюст Роден обратился к молодым художникам со словами: “Молодые люди, желающие стать служителями красоты, благоговейно любите мастеров, которые учили вас. Уважая традицию, умейте различать то, что вечно плодотворно: любовь к природе и искренность. Пусть природа будет вашей единственной богиней. Каждый художник открывает всюду внутреннюю правду – сама красота. Будьте правдивыми, молодые люди… Искусство начинается лишь там, где есть внутренняя правда. Никогда не колебайтесь выразить это в своём творчестве!”. Думаю, что слова-назидания великого скульптора прорастут на “вспаханной почве”.

 

Список литературы.

1)    Акишев К.А. Иссык: искусство саков Казахстана. М.,Искусство, 1978.

2)    Аимбетова Е., Казыханова Б. Возьми в дорогу красоту. Алма-Ата, “!Өнер”, 1985.

3)    Али Худжи. Ислам вчера, сегодня и завтра. Ж “Огонёк-Казахстан”, октябрь 1999.

4)    Арын Е.М. Фотоальбом “Наскальные рисунки края Кереку-Баян” (2001-2003). Павлодар, 2002.

5)    Баранов Александр. Переживая мир вне себя. “Новая газета № 36, 11 сентября,2003 ”.

6)    Бибина А. Художники Павлодара. Альбом “Золотая книга”. Павлодар, 2003

7)    Жаксыгарина М. Горизонты мастеров пейзажа. Ж.Мысль №3,2010

8)    Калыбекова А. Теоретическое и прикладные основы народной педагогики. “Баур”, Астана, 2006

9)    Каталог. Александр Гулин. Павлодар. ТОО “Дом печати”, 2004

10) Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951

11) Орынбеков М. Предфилосифия протоказахов. “Өльке”, А., 2004

12) Павлодарское Прииртышье. Энциклопедия. Павлодар, 2003

13) Региональная программа “Культурное наследие”. А, 2007.

14) Румянцева О.В. Государственный музей искусства народов

Востока.  М., “Изобразительное искусство”, 1982

15) Сейтимов А. Орнамент – великое наследство. Ж. “Мысль” №2,

2011.

16) Труспекова Х. Национальное идея в творчестве художников. Ж

“Мысль” № 6, 2010.

 
0
2349
0