Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
02:15, 07 ноября 2012

Конституция – дизайн политической системы

Созидая государственность на исконной Казахской земле

Blog post image

Руслан Жангазы

политолог

Конституция – Основной Закон и фундаментальный правовой механизм, очерчивающий дизайн политической системы и контуры государственного развития.

Принятие народом собственной Конституции отождествляется с актом реализации суверенного права.

Наиболее важным содержательным элементом Конституции является то, что она юридически закрепляет за гражданином гарантированные права и свободы.

Человек, его жизнь, права и свободы продекларированы Республикой Казахстан в качестве высшей ценности государства. В этой связи уместно вспомнить, что Конституция – это концентрированное выражение национальных интересов.

В положениях Основного Закона подчеркивается приверженность нашего государства идеалам свободы личности, гражданина и человека.

Согласно нашей Конституции, единственным источником государственной власти является народ… Но так ли это на самом деле?

По мнению авторитетных зарубежных экспертов в области конституционного права, отечественная Конституция является образцовым документом среди себе подобных.

Казахстан – молодое государство, устремленное на построение демократического цивилизованного общества.

За прошедшие 20 лет независимого развития политические преобразования в нашем обществе носили разнонаправленный характер. В ряде случаев следует отметить прогрессивные либеральные реформы, направленные на формирование и укрепление институтов гражданского общества в посттоталитарном государстве. Однако, по большому счету, возобладали тенденции дальнейшей концентрации президентской власти в политической системе. За время правления Лидера Нации – Первого Президента Нурсултана Назарбаева сложился суперпрезидентский политический режим.

Тем самым, можно констатировать неоднозначность итогов политического транзита в Казахстане. С одной стороны, до последнего времени политическая система обеспечивала социальную стабильность и общественное согласие. С другой стороны, такие важные политические институты как парламент, политические партии и выборы не способны обеспечить народное волеизъявление.

Указанные выше основополагающие институты подверглись правовой эрозии, а их функции в политической системе атрофировались за счет постоянного укрепления президентской власти. «Фасадное» функционирование институтов гражданского общества стало повсеместно характерным для Казахстана. Ряд правовых норм, изложенных в Конституции, попросту «не работают».

Другим немаловажным признаком институциональной «слабости» политической системы стала высокая степень персонифицированности органов государственной власти. Переход политических тяжеловесов из одного государственного органа в другой означает перемещение «центров власти». Административная сила государственного органа напрямую зависит от его руководителя, а не от формальной иерархии. И это настораживает…

Несформированные за 20 лет независимости жизнеспособные институты гражданского общества и невысокая политическая культура способны усилить тенденции «отката» от демократических принципов и процедур.

Несмотря на планомерное укрепление своего административного влияния, власть продолжает болезненно воспринимать политическое инакомыслие и преследовать и без того слабое оппозиционное движение Казахстана.

Дальнейшая маргинализация политической оппозиции способствует ее превращению из внесистемного элемента в контрсистемный.

Конституция так и не сумела стать действительно правозащитным документом для народа, но ее репрессивный потенциал используется,  что называется, на полную катушку.

Большинство норм Основного Закона направлено на утверждение верховенства президентской власти, разбалансировку между ветвями власти в сторону ослабления законодательной и судебной. Создается впечатление, что конституционные положения прописаны с целью «тотальной перестраховки» от всевозможных политических кризисов и конфликтов.

Конституция не мирного времени, а чрезвычайного положения.

Элементарное противоречие между конституционными нормами и политической практикой наглядно можно продемонстрировать на примере очередности перехода полномочий Президента и протокольного старшинства должностных лиц.

Согласно статье 48, в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента, а также его смерти полномочия Президента переходят к Председателю Сената; при невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия они переходят к Председателю Мажилиса; при невозможности Председателя Мажилиса принять на себя полномочия они переходят к Премьер-Министру.

В тоже время, если обратить внимание на Государственный протокол Республики Казахстан и его приложение «Протокольное старшинство должностных лиц Республики Казахстан», то вторым, после Президента, по протокольному старшинству является Премьер-Министр.

Таким образом, становится очевидно, что необходима конституционная реформа во имя будущих поколений. Модернизация политической системы Казахстана должна обеспечить долгосрочный мир, согласие внутри властной элиты и преемственность стратегического курса. Замысел конституционных новелл – формирование такого правового режима, который бы в час «Х» активизировал спусковой механизм самосохранения политической системы.

 
2
356
6