Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
01:42, 07 ноября 2012

95-летию Октября посвящается

Юбилейная дата Великой социалистической революции дает нам возможность и необходимость не только лишний раз оценить ее преобразовательский импульс, но и поразмышлять над нынешним состоянием той идеологии, под флагами которой революция и совершалась.

На сегодняшний день социалистической (советской) модернизации, социально-экономической и культурной,  1\6 части суши посвящено немало страниц. В рамках этой небольшой статьи актуальнее остановиться на современном состоянии коммунистической идеологии.

Совершенно очевидно, что левое движение в настоящее время отчетливо переживает кризис. Проявляется это во многих аспектах.

Во-первых, в мировом левом движении отсутствует какое-либо единство. Прискорбно, что подобный раскол существует и в стране «победившего социализма», в стране, являвшейся ядром и вдохновителем прогрессивного человечества на борьбу против капитализма и империализма. На постсоветском пространстве в настоящий момент существует такое количество партий левой и ультра-левой ориентации, что простому человеку в них сложно разобраться. Причем, какой-либо реальной программы у большинства этих партий нет, а некоторые объединения используют левый нарратив лишь во имя элементарного стремления к власти.

Кооптируя в свои ряды довольно большое количество последователей, особенно из числа молодежи, руководители всех этих партий и объединений не заботятся об  образовании неофитов. Практически отсутствует элементарное знание классиков, элементарное умение здраво и расчетливо мыслить. Последователи всех левых течений, в большинстве своем, не понимают сути того или иного направления в коммунизме, к которому себя причисляют. Отсюда вытекает вторая причина идеологического кризиса «левого фронта»: понимание рядовыми членами задач движения практически сводится к примитивному анархизму и нигилизму. В первую очередь, это касается молодежь. Рекрутируемая, как правило, из маргинальной среды, легко клюющая на любую протестную приманку, не имеющая должной теоретической базы, молодежь начинает видеть весь смысл левого движения исключительно в бунте, во внешних проявлениях революции. Очевидно, что в рамках бунта долго развиваться невозможно. Достигнув определенного потолка, более умные начинают уходить из движения, разочаровавшись в левой идеологии, менее умные – так и остаются на баррикадах, не в состоянии даже ответить на вопрос:  а за что я воюю сегодня? Основная опасность в том, что эту молодую и необразованную энергию бунта легко используют в своих целях те, против которых этот бунт, собственно, и направлен: капиталисты-империалисты-олигархи-либералы-правые.  Апеллируя растиражированными до примитивности лозунгами рабочего движения, всеобщей борьбы за свои права, капиталисты всех мастей легко покупают целые партии и отдельные группы для решения своих внутрикорпоративных проблем или для шантажа власти. Это дискредитируют саму левую идеологию, делая ее носителей в глазах масс, асоциальным экстремистским меньшинством. В этом, в первую очередь, виноваты лидеры левого движения, в погоне за количеством забывающие о качестве. Мне кажется, что в недостатке грамотности - главная слабость и главная ошибка коммунистического движения в настоящий момент.

Однако, главное проявление кризиса кроется в отсутствии понимания почти всеми представителями коммунистического движения реалий настоящего времени. В начале 21 века мы все еще мыслим категориями начала века 20-го. Главная заслуга Ленина была в том, что смог приспособить марксизм, как теоретическое мировоззрение, к реалиям той исторической эпохи и той страны, в которой он жил. Предельно ясно, что в настоящий момент не существует ни пролетариата, ни буржуазии в том виде, с которыми соприкасался Маркс. Капиталистическое производство в передовых странах (капиталистических, разумеется) настолько перестроило формы своей эксплуатации, что говорить о возможности борьбы трудящихся этих стран за социалистическое переустройство сейчас равносильно идиотизму. Поэтому в настоящий момент стоит искать иную социальную опору коммунизма как идеологии.

Формирование этой опоры, на мой взгляд, стоит начинать с отвоеваний. С отвоеваний таких зон внутри капитализма, где его законы были бы не действительны. Такими зонами могут стать образование, критическая и политическая мысль, прямые действия (общественные слушания, акции протеста, народные референдумы и т.д.).

Вполне возможно, что в поисках этой иной опоры мы снова придем к пролетарской революции. Наступающая эпоха властных репрессий и циничного отъема политических и экономических прав уже зовет нас к самоорганизации, но этого недостаточно. Она еще зовет к сознательности, к четкой политической позиции, со всеми вытекающими из этой позиции последствиями.

Будущее, которое уже здесь, настолько жестко, что противостоять ему нужно гораздо более прямо и решительно.

0
162
0