место в рейтинге
  • 153571
  • 413
  • 10
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Дорога мимо жюри

Что скрывается за отсутствием Гран-при на кинофестивале «Евразия»?

Прошло чуть больше месяца со дня закрытия кинофестиваля "Евразия", который уже который год является ярким событием в культурной жизни Алматы и всего Казахстана. Но всё ещё не остывает горячая актуальность вопроса: почему в этот раз, впервые в истории кинофорума, не было картины, удостоенной Гран-при? Вместо фильма-победителя, по традиции демонстрируемого в день завершения фестиваля, была показана кинокартина Ахана Сатаева "Жаужүрек мың бала", – но на правах почетной гостьи. Эта киноработа, получившая народную поддержку, будет участвовать в конкурсе на соискание «Оскара». Поэтому в конкурсе «Евразия» она не участвовала. Но значит ли это, что значимых фильмов в этом году не было? Мы решили рассказать о двух казахстанских фильмах и выяснить, почему они остались вне конкурса фестиваля.

Динамичное, но не успевшее кино

В последние годы в Казахстане снимается много картин, и фестивали являются тем местом, где можно было бы их обсуждать и оценивать. Однако недавно снятый фильм Мухита Нарымбетова "Дорога домой" остался вне конкурса. Причину мы решили выяснить у режиссёра.

- Мухит, чем объясняется то, что какие-то отечественные фильмы попали в конкурсную программу кинофестиваля, а ваш – нет?

- Мы не успели подать заявку, поскольку были заняты подготовкой к премьере. Поздно опомнились. В общем – забегались. Поэтому картина была показана в разделе "Динамичное кино Казахстана".

Загадка доброго фильма

Фильм Мухита Нарымбетова, кстати, являющегося сыном мэтра казахстанского кинематографа Сатыбалды Нарымбетова, один из наиболее удачных в ряду отечественных картин, показанных в информационной программе фестиваля. Пожалуй, он не совершенен, но есть в нём какая-то изящность, внушающая доверие и оптимизм.

- Я хотел снять доброе, красивое кино, - говорит Мухит Нарымбетов. - И актёров пригласил красивых. Наверное, вы сами в этом убедились. Это наши казахстанские звёзды кино, телевидения и эстрады, да и просто талантливые, замечательные актёры: Гульнара Дусматова, Ерик Жолжаксынов, Гайникамал Байгушкарова, Дулыга Акмолда, Маржан Козыбаева, Аша Матай, Асель Садвокасова, Жулдыз Сапаргалиева, Габит и Сабит Мустафа.

- Будет ли ваш фильм участвовать в конкурсных прграммах других кинофестивалей?

- Любой режиссёр, конечно, об этом мечтает. Если бы я снял фильм на свои деньги и обладал бы правами на его прокат, то я через интеренет нашёл бы всё. Но в моём случае этим занимается продюсерский центр «Казахфильма».

- Ваш фильм коммерческий или арт-хаусный?

- Фильм коммерческий, динамичный. Я не понимаю тех режиссёров, которые снимают арт-хаусные фильмы по одной только причине: они снимают фильм для себя. А я снял этот фильм, могу смело сказать, для народа.

- Почему же тогда его не запускают в прокат?

- Это для меня большая загадка.

 

Шу-Чу по-взрослому


Между тем есть казахстанский фильм, который уж точно мог бы занять достойное место в конкурсной программе Евразийского кинофестиваля. Это картина "Шу-Чу", сделанная казахстанским шоуменом, музыкантом, певцом, а теперь уже и режиссёром Жантемиром Баймухамедовым, известным также как Жантик.

Интересно, что в некоторых кинотеатрах показ этого фильма проходил с аншлагом, а в двух – был запрещён к показу и снят с ротации. Якобы за черезмерную романтизацию темы Чуйской долины. Сам Жантик так вспоминает об этих метаморфозах:

- Да, были такие настроения: "Это же растление... Да что это такое? Да как он себе это позволяет?»

- Жантик, вот ты снял фильм, который делал на протяжении пяти лет, ради которого даже заложил собственную квартиру. Теперь его нужно продвигать, посылать на фестивали?

- Конечно. Я его посылал на кое-какие фестивали соответствующего формата. В 2010 году на одном из них ему был присуждён бронзовый приз. Это было в Мексике.

- А предлагал ли ты его на наш кинофестиваль «Евразия»?

- Я его показывал директору «Казахфильма» Ермеку Аманшаеву. Но он ничего не сказал.

- Но ведь подборкой фильмов к фестивалю занимается комиссия, куда, например, входит арт-директор Гульнара Абикеева. Смотрела ли она его?

- Этого я не знаю.

Кому нужно такое кино?

Мы решили узнать мнение об этом фильме у людей, имеющих репутацию личностей, добившихся успехов в деятельности на стыке творчества и бизнеса.

Серик Буксиков, скульптор, художник, креативный директор рекламного агентства:

- Тарантино, сняв "Криминальное чтиво", никого не копируя, сделал совершенно аутентичный фильм, создав таким образом новый жанр. Я считаю, что Жантик проделал аналогичную работу. Мне кажется, его фильм "Шу-Чу" можно поставить на одной планке с фильмом "Игла".

Алим Сайлыбаев, эксперт в области инновационных проектов, исполнительный директор Фонда Transparency International:

- Этот фильм – салем из прошлого - адресован поколению, которому под сорок или чуть-чуть за сорок. Это – мы, которым дальше двигать страну. Агашки уйдут, придём мы. А кто мы? Это очень важно с точки зрения идентификации. И было бы очень хорошо, если бы в университетах этот фильм смотрели студенты, а затем ещё и обсуждали в своих студенческих клубах и говорили, что они поняли из этого фильма. Чтобы они сами сказали, что хорошо, а что плохо.

 

Трудно не согласиться с прозвучавшими мнениями. Таким образом, внешняя бравада Жантика, как и приписываемая ему романтизация игры с переступанием порога, дозволенного законом, - всего лишь гротескно-режиссёрский приём.

Бог един


Одним из главных моментов картины является призыв уважать душу человека, его особенности, кем бы он ни был - питерцем, алматинцем, казахом или русским. В картине на передний план выходят простые общечеловеческие ценности: понятия чести, дружбы, достоинства, любви. Императивы, для которых нет рамок и границ. Они - вне институтов государства. Ибо стремление системы навязать свою точку зрения отдельно взятому индивидууму уже есть начало авторитарной идеологии. Удивительно, что Жантемиру Баймухамедову удалось поднять такие глобальные вопросы без всякой демагогии, без лозунговых штампов и натуги.

"Бог един" – в какой-то момент фильма говорит один из героев картины Жантика. И эти слова прозвучали во времени и пространстве так просто, ясно и жизненно, что их свет до сих пор озаряет нашу действительность, делая её чище.

Опубликовано в газете "Аргументы и факты/Казахстан, 31 октября 2012"

erzhan_ashim
6 ноября 2012, 23:45
3233

Загрузка...
Loading...

Комментарии

А "Шу Чу" вот так увидел: yvision.kz
Если оставить без внимания жесткий слэнг, то дельная критика, верно замечены похвальные места фильма, как и слабости. У меня же более радужный взгляд на творение Жантика.
azamat
1
0
Ржачный фильм)
В свое время организовал раздачу на рутреккере)))) rutracker.org

Спасибо за раздачу!
Жаужурек - слабый фильм, если бы не местное происхождение, то никто бы даже не похвалил его. Очень слабая игра актеров и слабый сценарий. Претендует на историческую драму, но драму не удалось показать. В Рэкетире и то больше драмы и смысла. Ну и "истории" тоже мало.
Ну а Шу-Чу - вообще дешевый трэш, хотя и веселый. Что-то вроде Asylum'овских и увебольных фильмов, под пиво пойдет.
Мое мнение: Жаужурек - если и слабый то из-за драматургии, которая не дотянула заданного стандарта. Актеры же сыграли прекрасно. И операторская работа на высоте.
Byxara
0
0
Борат на себя не похож.
А так сойдет.
Nekton
0
5
Эта песенка стара - обо...ть ее пора
Кому петь, а кому и...

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Известный казахстанский бизнесмен становится первопроходцем и создает школу, о которой можно только мечтать. То, что мы, как взрослые, делаем в бизнесе, дети будут делать в этой школе.
Zhumanova
24 апр. 2017 / 16:29
  • 21657
  • 5
Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Всё ли так хорошо у жителей Казахстана? Почему-то наша страна сохраняет твёрдые позиции в первых строчках мировых рейтингов по числу самоубийств.
openqazaqstan
24 апр. 2017 / 16:54
  • 4236
  • 20
«Казпочта» отжигает. Редкий шанс вспомнить агрессивные советские очереди

«Казпочта» отжигает. Редкий шанс вспомнить агрессивные советские очереди

Люди старшего и среднего поколений помнят шумные, недобрые, грубо ругающиеся очереди советских лет. Увидеть, как это было, можно теперь разве что в каком-нибудь фильме. Хотя не только.
openqazaqstan
26 апр. 2017 / 16:14
  • 2929
  • 33
Президент велел делиться. Почему бы казахстанским миллиардерам не послушаться?

Президент велел делиться. Почему бы казахстанским миллиардерам не послушаться?

Президент Назарбаев призвал крупных бизнесменов делиться с народом, следуя примеру своих коллег из развитых стран. В Казахстане, действительно, сегодня много богатых людей.
openqazaqstan
27 апр. 2017 / 14:09
  • 2473
  • 26
Юный алматинец покорил Первый канал на шоу Максима Галкина

Юный алматинец покорил Первый канал на шоу Максима Галкина

Житель Алматы по имени Марк Усачев недавно оказался на телепрограмме "Лучше всех", с успехом идущей на Первом канале России. 9-летний алматинец покорил публику своими недюжинными знаниями.
Seattle
24 апр. 2017 / 16:59
  • 2540
  • 2
Любовница. «Мне часто доставались мужчины, поломанные браком»

Любовница. «Мне часто доставались мужчины, поломанные браком»

Мне часто доставались мужчины, поломанные браком. Таких почти сразу видно – у них маска состоявшегося мужчины по швам трещит. И каждый из них реагирует по-своему. Поясню на паре примеров.
Jamiklisa
28 апр. 2017 / 14:21
Преподаватели и ЭКСПО: «Пока газеты пишут одно, нас заставляют покупать билеты на выставку»

Преподаватели и ЭКСПО: «Пока газеты пишут одно, нас заставляют покупать билеты на выставку»

Чтобы вы знали, чем занимаются в сфере образования - педагоги являются основой массовок. Какое отношение к учителям со стороны государства, такого же уровня и качество образования.
SaukovV
26 апр. 2017 / 16:05
  • 2373
  • 16
Инстаграм – это «рынок девушек» и он круче любой базы данных

Инстаграм – это «рынок девушек» и он круче любой базы данных

Для меня Инстаграм – это рынок. Почему? Ничего не изменилось, девушки все так же бьются в попытках наиболее выгодно себя продать, посредством привлечения внимания.
Annette_Scherer
24 апр. 2017 / 22:35
  • 2399
  • 5
Жуткие истории о рабстве – такие вещи творятся в стране, принимающей «ЭКСПО»

Жуткие истории о рабстве – такие вещи творятся в стране, принимающей «ЭКСПО»

Мы живём, возможно, уже совсем в другом обществе, а не в том, к которому привыкли. Не первый год Казахстан периодически потрясают жуткие истории о рабстве.
openqazaqstan
26 апр. 2017 / 9:39
  • 2169
  • 22