Ожидается повышение стоимости IT-услуг в Казахстане?

Astana-online 2012 M11 13
521
0
0
0

Электронный акимат, Астана, государственные услуги

 

Что ждет рынок IT-услуг Казахстана? Смогут ли разработчики и архитекторы государственных электронных услуг Казахстана занять весомую нишу в мировой IT-индустрии? И ожидается ли рост цен на их услуги? Координатор проекта «электронный акимат Астаны» Даурен Топаев, рассказал об отечественном IT-рынке.

 

- Добрый день Даурен, согласно исследованию IDC (International Data Corporation), объем IT-рынка в 2011 году составил $1430 млн. При этом доля «железа»  в структуре продолжает оставаться большой (более 80%), что необходимо делать для увеличения доли Программного обеспечения и сервисов?

- Расчеты IDC в данном случае производились с учетом цены продуктов. На сегодня стоимость серверного оборудования гораздо выше, чем программного обеспечения. В данном случае суммы, затраченные на приобретение, не отражают объективной картины. Хотя сервисы и программное обеспечение уже занимают 16% от общей доли затрат. Это уже не мало.  Кроме того, не стоит забывать, что покупка компьютеров частными лицами также является составной частью IT-рынка. А населения редко покупает программное обеспечение, используя пиратские версии, загруженные из Интернета.

- На 2-м съезде IT-предприятий Казахстана было заявлено, что Казахстан сможет занять определенную нишу в мировой IT-индустрии, если разовьет  сектор разработки программного обеспечения. Не слишком ли самонадеянное заявление?

- Абсолютно нет. Это вполне возможно. Более того,  я считаю, надо делать акцент на автоматизацию услуг, в этом направлении наши специалисты уже имеют опыт. Но вряд ли это произойдет уже завтра, так как, все ещё остро стоит проблема качества ИТ специалистов. Необходимо начинать с повышения уровня образования в IT-сфере. Радует то, что потребители IT-услуг тоже развиваются. Это повышает требования к разработчикам и стимулирует их к активному развитию. Если раньше для офисного работника было остаточно пакета офисного программного обеспечения от Майкрософт с антивирусом. То на сегодня, мы видим, что запросы пользователей растут, так же как и  требования к качеству разработанного программного обеспечения и сервисных услуг.

- Не значит ли это, что цены на разработки отечественных IT-специалистов взлетят вверх до уровня мировых специалистов?

- Стоимость IT услуг это не только цена железа и проводов, это огромный объем работы специалистов. А интеллектуальный труд должен соответствующе оплачиваться. Насколько мне известно, сейчас проводятся работы по формированию, так называемого, прайс-листа на типовые работы в сфере IT. Но у меня есть опасения, что от этого цены на услуги могут ещё больше возрасти, так как много работ остаются неоплачиваемыми. Но если их классифицируют, то соответственно к предыдущей цене прибавятся еще и эти затраты.

- Будете ли вы развивать Электронный акимат Астаны такими же темпами, несмотря на то, что цены на IT-услуги могут вырасти?

- Конечно. На сегодняшний день Электронный акимат Астаны – это система управления на основе информационно-коммуникационной инфраструктуры, направленная на оперативное и качественное исполнение функций акимата Астаны. Это требование времени и самих горожан. В век новых технологий, в таком современном городе как Астана, электронный акимат был жизненно необходим, чтобы астанчане не тратили свое время на стояние в очередях и беготню по кабинетам. Мы создали самую актуальную план-схему столицы с разделением избирательных участков и обозначением автобусных маршрутов на сайте maps.astana.kz. Усовершенствовали контакт-центр, который теперь может не только принимать и перераспределять звонки, но и  перезванивать горожанам. Кроме того, была создана база столичных вакансий, резюме и профессиональных курсов, что также является системой Электронного акимата.  Услуги для населения на сайте e.astana.kz  доступны 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

- Какой отдачи вы ждете от электронного акимата?

- Самое главное, чего мы ждем от автоматизации гос.услуг - это обеспечение эффективного удаленного взаимодействия потребителя с системой, сокращение трудозатрат акимата и временных затрат потребителя, а также повышение прозрачности и противостояние коррупции. Но это вовсе не значит, что после автоматизации мы сократим сотрудников, так как необходимости в их труде не будет. Напротив, их работа теперь будет заключаться в углубленном погружении в работу, появится время для саморазвития.

- Что нового планируете внедрить в ближайшее время?

- Автоматизировать новые государственные услуги, это ещё 7 наименований. К концу года начнет работу GSM—шлюз, с помощью которого будет возможна рассылка смс-уведомлений жителям говрода о важных событиях и мероприятиях. Прорабатывается концепция по предоставлению всех услуг акимата населению, как информационных, так и транзакционных. Планируем создать мобильную версию сайтам e.astana.kz и job.astana.kz. Словом, горизонтов для развития у нас много.

 

Оцените пост

0
Дальше