Прежде всего, «откат» - это риск, оказывающий влияние на стоимость, длительность и объем работ (ключевые ограничения проекта). Очевидно, что в общем виде передача (получение) вознаграждения за возможность продать что-то в рамках проекта нарушает общую целостную систему планирования поставок услуг (продуктов) и выбора оптимального для покупателя поставщика. Т.е., в результате «отката», полученного одним из членов тендерного комитета, который в конечном итоге пролоббировал интересы того или иного поставщика, спонсор проекта потеряет либо деньги, либо проект целиком. Однако, если для проектов, в которых у поставщиков покупаются только несложные товары, «откаты» приводят лишь к увеличению стоимости проекта, то для проектов, в которых эти товары являются высокими технологиями (как, например, ERP) или приобретаются сложные квалифицированные услуги (однозначно – ERP), передача вознаграждения в обход корректной процедуры определения поставщика может привести к краху всего проекта. И, как правило, приводит.
Метод борьбы с такими рисками («откатами») лежит в следующих плоскостях:
- подбор высококвалифицированного и хорошо оплачиваемого персонала на роли руководителей функциональных подразделений
- подбор высококвалифицированного и хорошо оплачиваемого персонала на роли руководителей проектов (либо Проектных офисов, если у кого есть)
- организация процедуры закупок в рамках проектов в соответствии со стандартами управления проектами
- разработка детальных и качественных процедур управления закупками в рамках отдельных типов проектов и их соответствие общим стандартам управления подразделениями
- взял «откат» - внеси его в кассу компании (уникальное ноу-хау, выполнил план по откатам - получи премию, такое бы госструктуры)
«Откат», как и любой другой проектный риск, может и должен быть принят во внимание при разработке плана проекта. Его отличие от других рисков в том, что непосредственную обязанность за управление этим риском всегда (!) несет Спонсор проекта.
Тендеры придуманы не вчера и даже не позавчера. Однако, постоянно сталкиваясь на практике с неумением и часто нежеланием компаний, осуществляющих проекты, потратить немного времени и качественно выбрать себе партнера, а также с фактами «непостижимого» выбора, постоянно приходится задавать вопрос: зачем вообще затевать проект, если делается все, чтобы завалить его в самом начале? Как известно, не все проекты успешны. И пренебрежение таким процессом, как тендер, добавляет свою долю в тот набор рисков, который превращает проект в очередную жертву. А нужно-то - всего лишь сделать домашнюю работу…
источник: erp-profi.org