Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
9
12:38, 29 октября 2012

Путь еды на небеса

Кто ест в самолетах? В ответ на этот вопрос я бы всегда поднимала руку. Час пути за трапезой сокращается до нескольких минут. Придумываю интересные бутерброды из холодных закусок. А еще соревнуюсь сама с собой на самый аккуратный контейнер, который после еды становится складом упаковочек. Десерт я почти всегда отдаю встречающему меня Максиче. Он любитель сладкого, в отличие от меня.

Ела-ела и никогда не задумывалась над тем, каким образом готовится эта еда и попадает на борт. Одна российская авиакомпания, ЮТэйр, позвала меня на свою историческую родину, в Сургут, где на 350 метрах цеха бортового питания готовится еда для всех рейсов, вылетающих из этого аэропорта. Вообще своей едой среди российских авиакомпаний кормит только ЮТэйр и Аэрофлот. Остальные заказывают кейтеринг в аэропорту, расфасовывая в собственные коробочки, как это делает сибирская S7.

В Сургуте ЮТэйр готовит не только для пассажиров самолетов, но и для кафешек в аэропорту, и для гостиницы при нем.

Итак, представьте, мы с вами находимся в Сургуте, я ваш экскурсовод.

Blog post image

Главный человек в бортовом питании ЮТэйра - Николай Васильевич. О нем очень хорошо написал коллега Сережа, мы с ним вместе летали.

"Десятки миллионов накормленных пассажиров в год. Больше тысячи человек в четырех аэропортах. И два с половиной миллиарда выручки. Он управляется с этим всем из своего кабинета здесь, в Сургуте. Его захватывает масштаб, он вдохновляет им меня. Вот такой он - Николай Васильевич. Он вдруг восклицает свое любимое: "Пассажир всегда прав!"

И вновь с любовью начинает про деток. Как сложно их возить. Гораздо сложнее, чем паломников на хадж. Как нужно готовить стюардесс. Скрывается куда-то и возвращается с раскраской и карандашами. Дарит их моей коллеге. Ведь у нее ребенок.

Он шумный и добрый. Знает всех по имени-отчеству, которые произносит с любовью. Тут среди всех пароконвектоматов и плит царит совершенно другая атмосфера, чем на кухнях сетевых ресторанов Москвы. Тут как в кино. И пахнет булочками".

Там, где начинается еда, начинается стерильная зона. Снимаем верхнюю одежду и запаковываемся в халаты со "входом" на спине, бахилы и шапочки. Щетинистому Сереже выдали маску.

Коврик лежит в углублении, не оступитесь.

Blog post image

   

Эти меры я сравнивала с переодеванием в грязную зону на Смоленской АЭС, где в шкафчиках мы оставили вообще всю одежду, кроме нижнего белья, и нарядились в плотные белоснежные хлопковые робы и каски. Хорошее свадебное путешествие у нас было!

Blog post image

 

Но вернемся в Сургут. На первом этаже цеха находится склад продуктов. Их подготавливают к приготовлению: моют, нарезают, чистят.

Стоят холодильные установки и камеры для размораживания.

Еще сюда же приезжает грязная посуда в тележках. Тележки сначала моют в отдельной камере со средством, а потом более тщательно чистят, чтобы заполнить новыми порциями.

Мне показалось странным, что мясо и рыба разделываются в одной комнате.

Blog post image

   

Но когда вошла в нее, пахло мясом. Его как раз нарезали. Справятся с мясом - возьмутся за рыбу.

В мясо-рыбном цеху располагаются холодильники, разделочные столы и мойка. Стены везде отделаны кафелем, такие же требования предъявляют к операционным.

Blog post image

   

В овощном цеху пахнет свежестью. Только что почистили морковку!

Blog post image

   

Рабочая кухни Патимат чистит картофель от глазков. Говорит, что в этой партии их много. В смену через ее руки проходит больше ста килограммов картофеля.

Blog post image

   

Конечно, она не чистит сотни кило вручную. Этим занимается машинка. В нее загружают два ведра корнеплодов, закрывают и включают барабан. Кожура трется о наждачную внутренность центрифуги. Во время чистки овощи поливаются водой. Дома я тоже под проточной водой чищу картофель. На вертикальной фотографии видно, как грязная вода стекает из машины.

Сам агрегат стоит в своеобразной ванночке.

Blog post image

 

Blog post image

   

Поднимаемся на второй этаж. В помещениях справа готовят еду, выпекают сладости и хлеб. А слева расфасовывают по касалеткам, ланч-боксам и тележкам.

Касалетка - это алюминиевая коробочка для горячего. В ланч-боксах подают на борту закуски, чашечку и проборы. В тележке бортпроводники возят еду по самолету.

Blog post image

   

В смену выпекается до 1000 булочек, которые заменяют белый хлеб. Тесто для них мешает машина. А кондитерские изделия готовятся полностью вручную.

Blog post image

   

В печи они проводят по 18 минут, а после этого тут же отправляются к упаковщицам.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

   

Знакомьтесь, шеф-повар и его сумасшедшие штанишки!

Blog post image

   

Blog post image

 

Blog post image

 

Blog post image

   

Я привыкла, что в самолете подают всегда два рациона: мясной и рыбный, очень удивилась, когда мне предложили на выбор еще и сосиски. Известно, что высота сильно извращает вкусы. Например, на земле я даже не вспоминаю о существовании томатного сока, когда как в самолете я начинаю чувствовать его вкус во рту, едва машина оторвется от земли. Конечно я взяла сосиски. И томатный сок.

Blog post image

   

Переходим к фасовке. Касалетки собираются в цеху горячих блюд, закуски - в холодном цеху. Овощи только что приехали на второй этаж на специальном лифте для продуктов.

Blog post image

 

Blog post image

 

Blog post image

 

Blog post image

   

За два часа до вылета, когда уже почти точно известно сколько человек сядет на борт, начинают собирать ланч-боксы и упаковывать их в тележки, а горячее в контейнера.

Все делается так оперативно, чтобы еда не простаивала. Если самолет задерживают надолго, об этом как правило известно заранее, поэтому собирают к фактическому времени отлета. А если рейс задерживают на полчаса, то упакованные продукты просто стоят в специальном холодильнике и ждут своей посадки на борт.

Себестоимость набора питания на пассажира эконом-класса составляет 130 рублей.

Blog post image

Blog post image

 

Blog post image

 

Blog post image

 

Blog post image

 

Blog post image

   

Набор соусов, посуда и рацион для бизнес-класса. У ЮТэйра еще есть улучшенный эконом, по цене нечто среднее между бизнесом и экономом, по факту: кресла эконома, а услуги бизнеса.

Blog post image

 

Blog post image

   

Тележки Боинга.

Blog post image

 

Blog post image

   

Контейнера для горячих блюд.

Blog post image

   

Тележку пломбируют и подписывают количество порций.

Питание сдается на рейс по фактической загрузке. Если кто-то опоздал, то лишние порции с борта снимают. На 50 пассажиров кладут еще один набор еды. Если летит 150 человек, на борту должно оказаться 153 порции.

Blog post image

   

Грузчики относят контейнера и тележки к лифту. Но это еще не все, путешествие еды продолжается.

Blog post image

   

В аэропорту все строго. Служба безопасности не обходит вниманием и еду.

 

Blog post image

 

Blog post image

   

В этом контейнере еда поедет по аэропорту до самолета. На борту ее разогреют и подадут каждому пассажиру.

Вот такой вот ручной труд!

Blog post image

   

После экскурсии мы угощались всеми возможными блюдами, которые готовит кухня. Муксун, оленина, фрукты. Кто под вино, кто под коньячок.

Blog post image

 

Blog post image

 

Blog post image

   

Кулёчек, похожий на хинкали, это лимон. Его отжимают на рыбу не вынимая из ткани, чтобы не скользил в руках и косточки не попадали в тарелку. Лайфхак для дома! Я уже намотала на ус.

Blog post image

 

Blog post image

   

Напоследок расскажу несколько любопытных фактов.

В столовой аэропорта Сургута для сотрудников невозможно просто поесть на сто рублей, на эти деньги можно объесться!

Макароны - 4 рубля, пюре - 6 рублей, кекс - 8 рублей.

Blog post image

 

Экипажу не разрешается перед полетом и во время него есть продукты, вызывающие бурную деятельность в животе. Вот один из рационов питания, положенный бортпроводниками и пилотам.

А еще Ютэйр открыл дополнительные рейсы из Ингушетии в Саудовскую Аравию на Хадж. Они проходят ночью, чтобы пассажиры могли поесть.

 
9
908
8