Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
11:08, 27 октября 2012

Геи и лесбиянки: мифы и факты, сексуальная патология или естественный процесс?

Взгляд представителей казахстанского общества

Что такое сексуальная патология? На этот вопрос уже многие годы пытаются ответить врачи-психиатры, невропатологи и сексопатологи. Известно, что в большинстве европейских стран сотни лет практиковалась система сексуальных взаимоотношений исключительно для рождения детей. Считалось, что женщина должна лежать неподвижно, при этом ей предписывалось не проявлять никаких эмоций, а любые проявления чувств в постели расценивались как разврат и большой грех. Любые ее действия в любовных играх расценивались исключительно как сексуальная патология.

Но времена меняются, меняются люди и их мировоззрение. Если еще в начале прошлого века геев и лесбиянок сажали в тюрьмы или заключали в психиатрические лечебницы, то в современном мире однополые отношения стали практически нормой. В некоторых странах официально разрешены однополые браки, и это никого не смущает. Международные врачебные организации исключили гомосексуализм из списка заболеваний, полагая, что каждый взрослый человек волен заниматься тем, чем ему хочется, и жить с тем, кто ему нравится.

В XX в. исследователи стали проявлять интерес к сексуальным и психическим отклонениям, наиболее распространенным в рамках тех или иных культур. Появились первые работы на эту тему, выходят книги, в которых анализируются социально-культурные причины этих явлений.

Всем хорошо известно, что в различных странах, в различных обществах одно и то же может вызывать удивление, гнев, отвращение или радость. К примеру, вполне естественное для африканской женщины появление на улице с голой грудью шокирует добропорядочных англичан или американцев, если такая женщина пройдется по улицам Лондона.

Условности, которые придумывает общество, конечно же, ограничивают свободу человека, свободу личности. Эти условности связаны обычно с религиозными моментами, а также с безопасностью здоровья. Строгие запреты церковной власти, например, сотни лет спасали человечество от эпидемий, подобных СПИДу. Через сотни и даже тысячи лет мы уже не помним и даже не подозреваем, почему женщине неприлично появляться на улице с голой грудью, и почему обнаженное человеческое тело считается непристойным.

Но наше общество построено на подобных догмах и правилах, и человек вынужден либо играть по правилам, либо бороться за их отмену, либо нарушать их, и ставить себя тем самым вне общества и вне закона[1].

Тем более что в обществе часто существуют некие стереотипы или даже мифы в отношении поведения, отличающегося от традиционного.

Лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией особенно часто сталкиваются с непониманием, а подчас даже агрессией со стороны гетеросексуальной части человечества. А непонимание нередко ведет к тому, что про них ходят самые нелепые слухи - геи и лесбиянки, мол, все грубые, сексуально озабоченные, бездетные и психически больные «нелюди».

 

Приведем ряд таких слухов и мифов, существующих, в том числе, и в казахстанском обществе, и ответов на них[2]:

1. Если в юном возрасте человек был соблазнен человеком одного пола, то он становится гомосексуалистом. Однако проведенные исследования подтверждают, что сексуальная ориентация определяется на первом году жизни, поэтому если даже кто-то был соблазнен в юном возрасте, это уже не может повлиять на то, какой пол будет привлекать его сильнее в будущем. Широкое исследование, проведенное в Голландии по данному вопросу, практически развеяло этот миф.

2. Гетеросексуальная любовь - единственно правильная, так как ведет к появлению детей. Без сомнения, только сексуальные отношения между мужчиной и женщиной приводят к появлению ребенка. Но это еще не доказательство того, что гомосексуальная любовь менее значима. Часто совместная жизнь гетеросексуальных партнеров не ориентирована исключительно на рождение детей, но является выражением человеческой близости, желанием доставить друг другу радость, получить удовольствие. Почему же кажется неестественным, что два человека одного пола стремятся к тому же?

3. Геи враждебно настроены по отношению к женщинам, а лесбиянки - к мужчинам. Как говорят сами представители сексуальных меньшинств, любить мужчину (женщину) - это совсем не значит ненавидеть женщину (мужчину). Влюбленность - это, все же, позитивное эмоциональное состояние. Любовь мужчины к мужчине (женщины к женщине) не может отрицательно сказываться на его (ее) отношении к внешнему миру, в частности, к противоположному полу.

4. Гомосексуалисты удочеряют/усыновляют детей, чтобы вырастить из них лесбиянок и гомосексуалистов. Многочисленные исследования в этой области доказывают, что невозможно воспитать человека гомо- или гетеросексуальным. Согласно этой логике, все были бы гетеросексуальными в нашем обществе.

5. Гомосексуалистов станет больше, если общество не будет открыто заявлять, что гетеросексуальные отношения являются единственно правильными. Количество людей гомосексуальной ориентации не возрастет, если гомосексуализм будет принят обществом. Напротив, те, кто старательно прячут свои настоящие чувства, получат, наконец, возможность жить открыто.

6. Все «голубые» ведут себя, как женщины, а лесбиянки - как мужчины, и в гомосексуальных отношениях одна сторона играет роль мужчин а другая - роль женщины. Типы поведения в отношениях лесбиянок и гомосексуалистов весьма разнообразны. Тот, кто берет на себя ту или иную роль, требует тем самым исполнения противоположной роли от партнера. Отличие в том, что в гомосексуальных отношениях нет ничего «само собой разумеющегося».

7. Гомосексуалисты не могут иметь детей. Могут и имеют! Некоторые успевают обзавестись детьми до того, как они обнаруживают свою гомосексуальность. Другие заводят детей с партнерами, часто тоже гомосексуалистами, противоположного пола. Существует немало примеров, когда мужчины или женщины состоят в гетеросексуальных отношениях, но считают себя гомосексуалами. Они не могут, по разным причинам, раскрыться: работа, родственники, окружение. Некоторые заводят отношения «на стороне», иные так и не раскрываются до конца жизни.

8. Гомосексуальность - излечима. Гомосексуальность не «проходит». Неизвестно ни достоверного одного случая, чтобы психиатрическое или медикаментозное лечение в этой области имело положительный результат. Сексуальные, чувственные, эмоциональные переживания человека искусственно неизменяемы.

9. Гомосексуализм против природы. Гомосексуализм существовал во всех культурах во все времена: одни общества осуждали, другие принимали (относились терпимо или одобрительно). Гомосексуальное поведение присуще и животным. Его можно наблюдать у обезьян, чаек, гусей, овец. Сексуальное поведение в природе многообразно, оно не подчиняется человеческим идеологиям и идеалам.

10. Быть гомосексуальным или испытывать гомосексуальные чувства – это ненормально. Исследование Альфреда Кинзи, проводившееся более 20 лет (с 1930 по 1950 год), убедительно продемонстрировало всему миру, что гомосексуальное поведение распространено гораздо больше, чем об этом принято думать. Исследования недавнего времени показали, что часть населения исключительно гомосексуальна. Интересно обратить внимание на то, что несколько веков назад, любой, непохожий на других человек, считался колдуном (ведьмой). Боязнь колдовства была настолько распространена, что людей убивали только за то, что они были непохожи на других. Такая ситуация кажется сейчас невероятной, но факт остается фактом – люди делают жестокие вещи, когда боятся. Будущие поколения человечества на нашей планете, когда будут смотреть в прошлое (нашу современность), будут также удивлены той гомофобии, которая сейчас существует. Каждый имеет собственные свойственные и инстинктивные образцы сексуальной идентификации. Некоторые имеют исключительно гетеросексуальные или гомосексуальные чувства в течение всей жизни. Однако, во многих странах общество с детства внушает, что появление черт, которые нехарактерны для того или иного пола, является причиной для беспокойства. Мужчина, который плачет, когда смотрит грустное кино, или женщина, которая может отремонтировать свой автомобиль, будет подвергнуты насмешкам от других людей.

11. СПИД – это Божья кара гомосексуалам. Гомосексуальные мужчины действительно были одними из первых людей, у которых обнаружили СПИД, но это не более чем случайность. СПИД – это болезнь, которая не различает ни цвет кожи, ни ориентацию, ни какие либо другие признаки. Те люди, которые утверждают, что СПИД является божественным осуждением гомосексуальности, не в состоянии объяснить тот факт, что лесбиянки имеют самый низкий процент среди ВИЧ-инфицированных.

12. Ненависть к гомосексуалам не затрагивает детей. Самоубийство стало одной из ведущих причин смерти среди молодых людей. Статистические данные указывают, что самоубийство непропорционально высоко среди молодых геев и лесбиянок. Социальное притеснение и опасение относительно преследования часто ведут к депрессии, и как следствие – к попыткам самоубийства. Самые традиционные общественные институты: семья, храмы, школы, университеты, правоохранительные органы, органы власти – подвергают остракизму, или вообще отрицают существование молодых геев и лесбиянок. Без системы поддержки, многие из этих молодых людей становятся жертвами нашего ненавидящего (и от этого – безнравственного и жестокого) гомосексуалов общества.

13. Люди сами «хотят» быть гомосексуальными или гетеросексуальными. Человек влюбляется в человека, не из за того, что он того или иного пола, а из-за сложной комбинации психо-эмоциональных и физических факторов. Большинство людей осознает и чувствует, что их сексуальная ориентация – не выбор, это естественное состояние для них. Попытка изменять ориентацию на гетеросексуальную или гомосексуальную чаще всего неудачна. Однако люди действительно выбирают, как относиться к тому или иному явлению. Ненависть к геям и лесбиянкам не заложена в «природе» – это результат сознательного выбора.

 

Дискуссии на эту тему ведутся в мире уже давно и во многих странах, в том числе и в Казахстане, гомосексуальные связи уже не являются преступными. Ряд европейских государств и стран Северной Америки пошли дальше, разрешив однополые браки и усыновление детей гомосексуальным парам. Например, в Канаде однополые браки разрешены в целом ряде провинций и в стране уже существует около трех тысяч зарегистрированных однополых браков. Недавно аналогичное законодательство приняла Испания, страна с сильными религиозными традициями.

Защита прав лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, или сексуальных меньшинств стала во многих демократических странах делом принципа, недостаточное следование которому может привести даже к серьезным политическим последствиям.

Так в прошлом месяце кандидат на должность председателя комиссии юстиции Еврокомиссии министр итальянского правительства Рокко Бутильоне вынужден был снять свою кандидатуру после резкой критики его высказываний, нарушающих права сексуальных меньшинств.

 

В настоящее время цивилизованный мир не делает вид, что проблемы защиты прав сексуальных меньшинств не существует, а пытается решить эту проблему цивилизованно и рационально.

 

В этой связи независимое агентство «Политон» провело опрос, посвященный отношению казахстанского общества к сексуальным меньшинствам. Среди опрошенных - журналисты, общественные деятели, политологи, правозащитники. Двое сами принадлежат к сексуальным меньшинствам. С учетом того, что ряд опрошенных давали ответы на условиях анонимности, мы приводим обзор результатов опроса без указания фамилий.

Опрос показал, что проблема сексуальных меньшинств с точки зрения их легализации на настоящий момент времени для Казахстана не является актуальной. При этом указываются разные причины: «Для отдельных людей, которых это касается, это проблема может быть актуальна, а для Казахстана в целом – нет, так как их очень мало»; «это вопросы скорее в правовой плоскости, а это – никому не надо», «их не очень много».

При этом мнения о количестве лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией в Казахстане значительно разошлись. Большинство считает, что их очень мало от 2-3 до 10%. Некоторые опрошенные приводят примерную численность от 5-6 до 20 тысяч только в г.Алматы. Опрошенные, сами относящиеся к сексуальным меньшинствам, намного более «оптимистично» оценивают свою численность. Один из них заявил: «Я думаю, что 50/50. Есть люди, от которых ты не ожидаешь, а потом оказывается, что они…». Другой: «Я уверен, что очень много. Я удивился, как это все масштабно! У многих это в скрытой форме». Результаты опроса наглядно показывают, что никаких достоверных данных о численности лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией не существует. Люди скрывают свою принадлежность к сексуальным меньшинствам, боясь огласки и негативной общественной реакции.

Согласно данным опроса общаться с представителями сексуальных меньшинств приходилось, за редким исключением, всем опрошенным, правда, большей частью с геями. Видимо, лесбиянки более закрыты для внешнего мира. Один из опрошенных на этот вопрос отметил; «В политике, в бизнесе, в средствах массовой информации их очень много, есть среди государственных лиц».

Вопрос о том, можно ли считать лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией полноценными или нет, вызвал некоторое замешательство в связи с проблемой выбора критерия полноценности. Один из опрошенных ответил: «Они считают, что это нормально. Отклонение в том плане, что природа дала женщине мужское тело, или наоборот, они считают, что это несправедливо. Здесь есть какая-то такая «фишка» ненормальности. Дело в том, что вообще наши представления о нормальности - ненормальности меняются, в Древней Греции наоборот любовь к женщинам считалась чем-то ненормальным, грязным. Я для себя лично считаю, что это нормально». Другой: «В какой-то мере ненормальные. Но что такое норма?» Большинство опрошенных сошлись во мнении, что геи полноценные, нормальные люди. Однако мнения о том, что явилось причиной того, что человек стал геем, разошлись. Один опрошенный считает, что это не отклонение, а люди становятся геями из-за «плохого воспитания». В любом случае результаты опроса показали, что в обществе существуют крайне поверхностные представления о том, почему люди становятся геями и что говорит наука об этом.

Опрос показал отсутствие государственной политики по отношению к сексуальным меньшинствам. Практически все опрошенные указали на это. «Государство их просто не замечает, игнорирует. Для государства, власти геи не представляют никакой опасности» - отметил один из опрошенных. Правда, другой указал на то, что если лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией не преследуют, то это тоже некая государственная политика. В то же время еще один опрошенный, относящийся к геям, указал на необходимость выработки такой государственной политики: «Нужна обязательно. Я считаю, что надо обязательно рассматривать вопрос должны ли геи служить в армии, конечно, нет. Ну опять же вопрос, как это проверить? Государственная политика должна быть. Очень часто ущемляют права геев, по себе замечаю. Я, например, открытый, но многие не знают почему я ушел с телевидения и почему не хочу возвращаться, потому что имидж канала страдает и в обществе нет понимания, т.е. предвзятое отношение, очень предвзятое отношение».

Большинство опрошенных положительно отнеслись к возможности регистрации однополых браков, хотя по вопросу о возможности усыновления детей гомосексуальными парами мнения разошлись. Только один опрошенный согласился с возможностью такого усыновления. Высказывались мнения, что отношения однополых родителей будут неизбежно влиять на воспитание ребенка, а также что общество не готово к восприятию однополых браков и усыновлению детей такими парами. Один из опрошенных, сам гей, так это сформулировал: «В Казахстане я думаю, это неприемлемо, именно у нас общество еще не готово и ближайшие десять лет об этом говорить будет очень сложно. Я знаю казахстанские пары, которые регистрировались в Голландии и потом у геев эти отношения настолько относительны год-два и любовь как-то быстро проходит, т.е. все временно, и в Казахстане общество не готово и об этом незачем говорить. Многие геи вообще боятся в гей-клубы ходить. Есть женатые геи. Усыновление…я считаю, что геи пока не могут, это неправильно. У ребенка должна быть мать, два отца не могут воспитывать, лесбиянки более, но в нашем обществе, сколько я встречал их, в основном попадались какие-то грубые, я считаю, что лесбиянки тоже не готовы. Если брать браки, то Казахстан будет готов через лет 5-10, а насчет усыновления детей, я - против».

Мнения опрошенных разошлись по вопросу, является ли проблема сексуальных меньшинств, в том числе регистрации однополых браков и усыновления делом ближайшего или далекого будущего. Часть опрошенных считает, что проблема, хотя и замалчивается и скрывается, но уже назрела и требует своего разрешения. Другие считают, что неготовность общества затянет решение этой проблемы на 5-10 лет. Один опрошенный поставил решение этого вопроса в зависимость от активности лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией: «Это дело самих сексуальных меньшинств, если им надо, они будут шевелиться». Другой опрошенный считает, что «возможно, это будет сейчас преждевременным шагом, просто надо постепенно подготавливать народ Казахстана, который достаточно закостенелый, к тому, что это такие же люди, как и все. Если сейчас ввести на законодательном уровне, то возможно начнутся опять преследования».

Практически все опрошенные единодушно оценили отношение казахстанского общества к сексуальным меньшинствам как отрицательное. Лишь один опрошенный отметил, что «Я не знаю, если судить по СМИ – никак, там такой темы нет! Они сами по себе, общество само по себе». При этом все указывают на более терпимое отношение к гомосексуалистам среди городского, более образованного населения и более нетерпимое – среди сельского, традиционалистского. При этом на вопрос об отношении разных этнических групп один из опрошенных отметил: «Природа не выбирает русский ты или казах, делает тебя геем и все». Наиболее развернутый ответ на этот вопрос звучал следующим образом: «В целом казахстанское общество относится к этому отрицательно. Сельское население вообще это не приемлет, и они считают их изгоями общества. В городском населении более терпимо относятся, но пока это лично не касается семьи, а внутри семей я знаю, есть трагедии. Казахи вообще не воспринимают это пока среди граждан принадлежащих к их национальности, хотя казахи достаточно терпимо относятся к гомосексуалистам другой национальности. У славянских национальностей это терпимее проходит, когда такое происходит, они смиряются». Большинство опрошенных выразили точку зрения, что продвижение этой темы в обществе привело бы к конфликту с религиозными деятелями.

Поэтому и возможность политической поддержки сексуальных меньшинств в казахстанском обществе была оценена отрицательно. Один из опрошенных так это определил: «Не поймут, скажут: «Что за чушь? Зачем это надо в Казахстане? Мы - Восток и т.д.». При этом признается, что проблема замалчивается: «Общество в большей части предпочитает умалчивать во всех смыслах. Хотя ни для кого не секрет, что из самых верхов на постсоветском пространстве есть немало людей, которые относят себя к сексуальным меньшинствам. Большинство из них геи, как правило, на латентном уровне и стараются скрыть свое истинное я, даже вступая в брак».

Замалчивание проблемы связано и с соответствующим отношением СМИ. Большинство опрошенных отметили, что для СМИ геев как бы не существует, эта тема не привлекает внимания. Как отметил один из опрошенных: «Конкретной позиции нет, есть подавляющее большинство журналистов, которые стараются подавать эту информацию вскользь, с элементами легкого ерничанья, но глубоко эти темы не поднимаются».

Среди заданных вопросов один был с элементом провокационности и касался возможности того, что один из детей опрошенных вдруг окажется через какое-то время геем или лесбиянкой. Ответы варьировали от «Во взрослом возрасте, если это их выбор, то Бог с ними», «Мне, конечно, было бы очень больно. Но постаралась бы понять. Во всяком случае, категоричности в этом не было бы» и «Никто не застрахован от такой ситуации, постаралась бы понять своих детей» до «У меня не будет детей» и «Это бы меня расстроило, не потому, что плохо, а потому, что я знаю, что это такое».

Последние два ответа дали представители сексуальных меньшинств, и это указывает на то, что рано или поздно, но проблему защиты их прав, которую с той или иной степенью успеха пытаются решить развитые страны, Казахстану тоже придется решать.

     

[1] Использованы материалы сайта GAYcity.ee

[2] По материалам шведской газеты для гомо- и бисексуалов «Kom Ut»

   
0
16827
0