Уроки Казахского Ханства

Ринат Кибраев 2012 M10 26
1350
0
1
0

Политические и военные успехи казахского ханства целиком и полностью зависели от внутреннего единства, как только возникала междоусобица, то казахи сразу же становились легкой добычей соседей. Весьма...

Нами бессменно правит 20 лет авторитарный президент, наша земля и ее богатства распроданы китайцам, русским, американцам и европейцам (капиталистам этих национальностей и народов).

Все чаще и чаще звучат сепаратистские лозунги, такие как отделение Мангистауской области (Адайстан) или полностью всего западного Казахстана. На севере еще помнят о «южной сибири».

Трайбализм (жузизм, клановость, регионализм) рискует стать частью государственной идеологии или уже даже ею стал.

Одним словом мы теряем государственность и свободу (было время, когда мы считали себя свободными).

Анализируя историю Казахстана, я пришел к некоторым выводам, с которыми я с вами хотел бы поделиться в этом блоге:

Из-за постоянных внутренних противоречий казахская государственность на протяжении многих веков с самого начала возникновения казахского ханства, была обречена на вассальную или колониальную зависимость от более сильных централизованных держав.

Откинув в сторону современное мифотворчество отечественных историков, и проанализировав исторические источники о геополитическом и внутреннем положении казахского ханства, становится очевидным то, что современное государство Республика Казахстан это фантастическое и счастливое стечение обстоятельств. По-настоящему независимое казахское ханство, пожалуй, существовало лишь при первых казахских ханах.

Становление казахской государственности сопровождалось бесконечной борьбой кочевников на юге за города местности «туркестан», на востоке с такими же кочевниками - моголами и в дальнейшем с джунгарами, на западе и на севере с российской империей, которая медленно, но верно поглощала родственные тюркские племена и закрепляла свои победы грядой приграничных форпостов.

Политические и военные успехи казахского ханства целиком и полностью зависели от внутреннего единства, как только возникала междоусобица, то казахи сразу же становились легкой добычей соседей. Весьма спорно, но казахские «три жуза» вполне могли быть продуктом таким междоусобных конфликтов, когда пестрый племенной состав казахской нации выливался в непреодолимые противоречия.

Победа центробежных сил обернулось многовековой катастрофой государственности:

Юг современного Казахстана очень быстро подпал под власть среднеазиатских ханств, в дальнейшем во многом схожее цивилизационно с казахами – Джунгарское ханство нанесло сокрушительное поражение Старшему и Среднему жузу, в результате которого будущее казахской нации было под угрозой, а значительная территория казалось-бы была навсегда утеряна.

Но благодаря маньчжурскому Китаю, который учинил геноцид над джунгарским ханством, потерянная казахами территория была вновь заселена казахскими кочевниками, но было уже слишком поздно, казахские жузы к этому времени подпали под власть российской империй.

Российская империя ликвидировала остатки государственности казахов, и, наверное, с этого момента можно было бы говорить об навсегда потерянной независимости, если бы не большевики и Октябрьская Революция.

Революция и дальнейшие преобразования, - это еще не до конца оцененное казахской нацией историческое событие, событие при котором впервые были юридически оформлены границы современного Казахстана – прообраз того, о чем мечтали наши святые предки Жаныбек и Кереи – мечта о единой независимой казахской стране, которая осуществилась окончательно лишь с распадом СССР.

Но мы должны помнить и то, что Жаныбек и Керей откочевали из Узбекского улуса Абу-л-Хайр-хана по многим причинам, среди которых то, что Абу-л-Хайр-хан единолично узурпировал власть в ханстве, от его политике «страдали» прежде всего – простые кочевники, а дипломатические и военные поражения вызывали ненависть и в среде приближенных.

Жаныбек и Керей, откочевав, строили справедливое и свободное государство, впервые же годы к ним присоединилось свыше 2-х сот тысяч человек, разные, по сути, самостоятельные этнические кочевые группы объединились под политическим единимым этнонимом – «Казак».

Скорей всего быть «казахом» (казак) в те времена означало принадлежность к объединению свободных людей – вот почему мы «были и чувствовали» себя свободными, а не как сейчас лишь по Конституции.

История казахской государственности была переполнена трагическими событиями, с самого начала у нашего народа с успехом отнимали свободу и честь.

Кровь и слезы, сопровождали нас веками, но нация, которая была рождена под знаменем свободы, сегодня вновь разделена, как и в худшие годы казахского ханства…

Мы должны найти компромисс между свободой и единством, но, не жертвуя чем-то из них.

Ринат КИБРАЕВ

Оцените пост

1