Стартапы и инвестиции: яйцо или курица?

Рустем Карымов October 28, 2012
2519
17
12
0

Извечный вопрос, что появилось раньше Яйцо или Курица. Сейчас в Казахстане сложилась схожая ситуация или замкнутый круг. Нужны хорошие проекты, чтобы появились инвестиции. Нужны инвестиции, чтобы...

Извечный вопрос, что появилось раньше Яйцо или Курица. Сейчас в Казахстане сложилась схожая ситуация или замкнутый круг. Нужны хорошие проекты, чтобы появились инвестиции. Нужны инвестиции, чтобы появились хорошие проекты.

Мой партнер Улан Каражигитов в своем недавнем посте описал сложную ситуацию с венчурными инвестициями и стартап культурой в Казахстане. В этой статье мне бы хотелось поразмышлять и понять, что можно и нужно сделать, чтобы качественно изменить ситуацию и создать среду, где инвесторы и предприниматели смогут создавать действительно успешные и конкурентные проекты в области интернет, электронной коммерции и мобильных приложений.

Что мы имеем

У нас не престижно быть предпринимателем. Престижно работать на госслужбе, в силовых структурах или занимать высокий корпоративный пост. Рядовой предприниматель кормит и себя и других. У меня в голове сформировался отчетливый образ, как паразиты присосались к бедному предпринимателю и качают последние соки.

Когда я учился в бизнес школе в Англии, большинство студентов мечтали создать хоть небольшое, но свое дело. Даже если некоторые и работали в больших корпорациях, свой будущий успех они видели в создании своей компании. Известно, что Америка добилась значительных экономических успехов за счет высокой предпринимательской культуры в стране.

Общаясь со студентами и знакомыми в Казахстане, я понимаю, что у нас мало кто хочет создавать что-то свое. Многие мечтают и стараются работать на вышеперечисленных престижных работах. Многие хотят просто качать.

Если мы как страна хотим успешно конкурировать на международном рынке, перед нами стоит большая задача - сделать предпринимательство престижным делом. Как привлечь талантливую молодежь в предпринимательскую сферу?

Спрос на хорошие проекты

Сейчас есть большой спрос на качественные проекты, как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей. Культура потребления и покупательская способность постоянно растут, спрос на более качественные товары и услуги возрастает, а предложение не поспевает за спросом. Проникновение интернета практически в каждый дом и мобильного интернета до многих потребителей позволяет делать удивительные вещи в электронной коммерции.

По нашему опыту с проектами BFF.kz и PRINTOGRAM.me мы знаем, что люди нуждаются в хорошем сервисе и качественных товарах, они ценят цивилизованный и этичный бизнес, готовы платить премиум за лучшее предложение.

Инвестиции

Спрос на хорошие проекты есть и со стороны инвесторов. Период накопления первоначального капитала уже прошел. Существует очень много частных инвесторов и фондов, которые инвестируют в нефте- и горнодобывающую отрасли, строительство, аграрный бизнес, ретейл. Кроме того, большое количество торговых центров говорит, что у некоторых инвесторов уже закончилась фантазия куда вкладывать деньги. «Новые» казахстанцы усиленно думают куда инвестировать деньги с умом. Уже есть инвесторы, которым просто качать нефть уже не интересно.

Еще хуже обстоят дела с розничными инвесторами. Розничными инвесторами я называю людей со свободным капиталом 10-50 тысяч долларов, которые купили машину и квартиру и думают, куда можно вложить деньги на свое будущее и будущее детей. Для большинства розничных инвесторов практически не существует альтернативы кроме как инвестировать в депозиты. Фондовый рынок слабо развит и финансирует все те же банки, нефте- и горнодобывающие компании. Сейчас практически нет эффективных и надежных инструментов финансирования в перспективные проекты в области высоких технологий.

С другой стороны, если внимательно приглядеться, то сектор электронной коммерции практически не занят инвесторами и фондами в Казахстане. Например, в России это серьезный много миллиардный бизнес. А у нас сейчас нет профессионального фонда или команды, которые серийно создают успешные проекты и выводят их на рынок. Учитывая, как успешно это направление работает на западе и в России, эту нишу кто-то должен занять.

Популяризация стартап культуры

Для поддержки и популяризации предпринимательства создаются проекты (часто общественными организациями) по обучению молодых специалистов основам бизнеса и предпринимательства. Привлекаются эксперты, которые должны поделиться опытом и научить молодых предпринимателей. Но я считаю это не совсем эффективным методом, по крайней мере на данном этапе развития.

Зачастую, процесс происходит таким образом. Устраивается конкурс стартапов, приглашаются группа экспертов и даже потенциальных инвесторов (обычно из России). Некоторые подобные программы предоставляют обучение, например, как создавать бизнес план, как презентовать проект инвесторам и т.д. В итоге в конкурсе выигрывают несколько проектов. Группа экспертов высказывает свое мнение, благодарит участников и все разъезжаются. На этом обычно все заканчивается. Стартапы остаются с какими-то призами, но финансирование не следует и дальнейшая поддержка не осуществляется. Сухой остаток - эксперты не заинтересованы в успехе проектов, инвестиций нет, а стартаперы не в состоянии довести продукт до рынка.

Многие не осознают, что самая трудная часть начинается как раз с этого момента, когда командам нужно реально работать над проектом и выводить его на рынок. Именно на этом трудном этапе большинство команд остаются сами с собой без поддержки и какой-либо помощи.

Роль государства

Роль государства в этом вопросе еще более не понятна. Перед государством стоят глобальные задачи, например, такие как развитие малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных технологий и т.д. Как правило, государство пытается решить проблему привлечением средств иностранных инвесторов. Это действительно хорошо. Привлечение иностранных инвестиций хорошо влияет на развитие страны. Создаются совместные фонды с другими государствами или международными инвестиционными фондами. Такие фонды получаются слишком большими, бюрократичными и неповоротливыми, чтобы создавать реальные рыночные проекты. И на самом деле свободных денег на рынке и так предостаточно. Это мало влияет на появление качественных проектов.

Государство со своим масштабом и ресурсами должно решать стратегические и инфраструктурные задачи, а не заниматься микро менеджментом. Дальнейшее улучшение ИТ инфраструктуры, образования, логистики, вот основные задачи, которые должно решать государство, чтобы стимулировать инновации в стране. По сути, многие действительно сложные проблемы не решаются, а решаются небольшие, интересные и веселые задачки, которые не дают необходимого эффекта в долгосрочной перспективе.

Плохие примеры

К сожалению, есть примеры неудачных инвестиций, которые создают плохой имидж и репутацию интернет индустрии и электронной коммерции. Я часто слышу, что какой-то инвестор вложил $100 тыс, $1 млн и даже $2 млн в какую-то идею/команду и возврата денег не ожидается. Когда я слышу такие истории, у меня сердце кровью обливается.

Проблема многих неудачных инвестиций в том, что деньги вкладываются в слабые команды без опыта работы или в утопические не реальные идеи/бизнес модели, которые попросту не могут работать в настоящих условиях. В свою очередь, потенциальные инвесторы видят неудачи своих предшественников и перестают рассматривать екоммерс индустрию как привлекательную для инвестиций.

Мое мнение, что сейчас необходимо вкладывать в успешные команды профессионалов и простые понятные бизнес модели, которые могут генерировать пусть для начала небольшой, но стабильный доход. Если готовых команд на рынке нет, надо их формировать. Сейчас уже есть много профессионалов, которые работают в разных хороших и не очень компаниях. Лучшие таланты надо привлекать в перспективные проекты.

Хорошие примеры

К счастью, сейчас есть несколько успешных проектов в казахстанском интернете. Их очень мало, но они есть. Чтобы ситуация кардинально изменилось, таких успешных проектов должно быть гораздо больше. Вот небольшой список хороших и успешных проектов chocolife.me, voxpopuli.kz, flip.kz, lamoda.kz, krisha.kz, kolesa.kz.

Что реально нужно рынку

Сейчас, чтобы дать хороший импульс развития рынку, нужна серия положительных примеров, успешных проектов. Причем успешных как со стороны стартапов, так и со стороны инвесторов. Нужно чтобы инвесторы, предприниматели, молодые таланты и профессионалы увидели потенциал, потянулись в эту сферу и поверили, что это такое же значимое и прибыльное занятие, как качать нефть, добывать металлы или работать в финансовых организациях.

Я бы хотел призвать наших крупных инвесторов обратить внимание на технологическую сферу как потенциально интересную для инвестирования. В ближайшее время крупные глобальные игроки обратят внимание на Казахстан. У них есть возможность сильно и мощно зайти своими брендами. Тогда местные игроки останутся в стороне от раздела рынка Казахстана, которому еще расти быстрыми темпами много лет. Сейчас создалась стратегическая возможность для инвесторов и предпринимателей занять свободные рынки и направления, чтобы глобальным игрокам было сложно заходить на наш рынок.

Хорошим примером может служить проект lamoda.kz. Для тех кто не знает, профессиональные европейские венчурные фонды инвестировали в проект lamoda.ru (и теперь в lamoda.kz). Год назад мало кто мог представить, что сайт по продаже обуви в Казахстане будет обрабатывать 100-200 заказов в день, а сейчас это реальность. И мне кажется это только начало. В итоге местным продавцам обуви будет достаточно сложно и дорого начать продавать свою продукцию через интернет, а lamoda.kz продолжит дальше захватывать их долю рынка.

Мои ожидания, что профессиональный инвестор или венчурный фонд может и будет работать совсем на другом уровне качества и заинтересованности в конечном результате, чем общественные организации или государство. Такой инвестор может собрать лучшие кадры, сформировать действительно сильную команду профессионалов, использовать значительные ресурсы на разработку и маркетинг новых продуктов, импортировать технологии и инновации.

Недавно вышла новость о выходе г-на Ракишева в качестве инвестора на международный венчурный рынок. Я считаю, что он лучше всего подходит, чтобы стать локомотивом локального венчурного рынка. У него есть возможность импортировать и внедрять инновационные технологии в Казахстане. Объем необходимых инвестиций в Казахстане значительно ниже, чем на Западе. Но эти инвестиции могут создать значительный импульс в развитии технологий и инноваций. Глядишь, через некоторое время мы будем говорить, что г-н Ракишев прорубил технологическое «окно в Европу».

Материал подготовлен для Блог Баста 24 Октября 2012

Следуйте за мной в твиттере https://twitter.com/rustem_karymov

Оцените пост

12

Комментарии

0
Да нам просто надо перестать только продавать. Нужно производить что-то самим, кроме сельхозтоваров и добывания нефти. А наши инет магазины обуви и электроники мне абсолютно не нужны, когда есть ebay и amazon.
2
В этом посте вопрос не о том производить или заниматься электронной коммерцией. Нужно делать и то и другое. Электронная коммерция это много миллиардный бизнес во всем мире. Если мы сами не будем это делать, кто-то будет делать это за нас и капитал будет опять утекать за рубеж. Так как потребители хотят более удобных каналов продаж и более лучшего сервиса.

Пример, онлайн бронирование и регистрация Эйр Астаны. Все говорят как это удобно. А в 2006 году, когда я руководил этим проектом, даже внутри компании было неоднозначное отношение, не говоря уже о банках или клиентах. Сейчас Эйр Астан продает онлайн на миллионы долларов, экономит на кассах, а клиенты получают удобный сервис. Это win-win ситуация.

Сами по себе екоммерс проекты никому не нужны, но в партнерстве с хорошим бизнесом они могут принести большую пользу и выгоду.

Мы любим говорить "мы должны то, мы должны это", как бы абстрагируясь от проблемы и советуя кому-то это сделать, кто-то должен сделать. А по факту получается, если сами рукава не засучим и не сделаем, никто это за нас не сделает.

И зря вы относитесь с пренебрежением к продажам, это достойный и трудный бизнес, который тоже требует инноваций и знаний. Очень много хороших идей, предприятий и продуктов не увидели свет, так как их владельцы не умели продавать.
1
Кенес профинансировал какие-то сомнительные проекты, имхо.
1
Хорошая тема, можно много обсуждать :) Если мы говорим об интернет-бизнесе, то имхо здесь помимо денег, очень важно экспертное мнение инвестора. Вчерашний успешный нефтяник или строитель врядли сходу грамотно оценит риски. Важны интуиция инвестора-наставника о завтрашних трендах и знание методик быстрой раскрутки проекта. Если ориентироваться на российский инвест-рынок, то мы можем там увидеть матерых интернет-предпринимателей с деньгами, у которых в лучшем случае выстреливает каждый пятый проект. Что говорить про местных толстосумов, у которых зачастую бизнес построен на откатах. Сразу оговорюсь, что не все такие, есть грамотно выверенные "бизнесы" с талантливыми руководителями, но это опять же не значит, что их ждет успех в интернете.
Касательно фондов финансирующих интернет проекты. Они вкладываются в готовые бизнесы на растущем рынке с большим объемом. Казахстан для них не является таким рынком, хотя бы потому, что население здесь в 10 раз меньше, чем в РФ. А РФ для них не является верхней планкой для охвата. Вложив 200-500 килобаксов в какой-либо казахстанский рынок, они должны вытащить отсюда через 5 лет 2-5 млн зелени, это значит что компания, в которую они инвестируют, должна стоить 10-25 миллионов долларов США - это на сегодняшний день очень туманно.
На мой взгляд, целесообразно создавать сообщество бизнес-ангелов, помогающих проходить посевную стадию и выстраивающих мосты для выхода на рынок СНГ и в последующем за его пределы.
Касательно нашего офлайн-ретейла, я не думаю что они упустят момент. Те кто успешен, как правило адекватно подстраивается под вызовы времени. Если будет явная угроза для их бизнеса из инета - значит подстроятся или займутся другим делом :)
0
Есть несколько проектов на различных стадиях реализации, некоторые из которых не имеют аналогов, но инвесторов сложно найти в Казахстане. Встречался с людьми, общался, но люди боятся вкладывать в Интернет-сферу, к сожалению.
Показать комментарии