Рецензия на фильм "Путь воина"

Thor 2012 M06 14
2161
0
1
0

Обломись, Тарантино, обломись, Миике, вы со своим Сукияки-вестерном ваще не котируетесь. Вас всех сделал безвестный кореец с непроизносимым веселым именем Снгму Ли.

Ну, во-первых — обломись, Тарантино, обломись, Миике, вы со своим Сукияки-вестерном ваще не котируетесь. Вас всех сделал безвестный кореец с непроизносимым веселым именем Снгму Ли.

Во-вторых — фильм явная удача для дебютанта. Если бы я любил разбрасываться ярлыками, я б нарек это самым интересным дебютом 2010 года. И уж точно жду следующей работы Ли с нетерпением.

Я очень люблю оригинальные проекты. Викинги против инопланетян (Outlander 2008), зомби против чирлидеров (недавний комикс), Линкольн против вампиров (книга великого Грэма-Смита), ковбои против пришельцев (комикс и фильм с Фордом), и проч., и проч. Необычные сеттинги, безумные решения — если надо, обращайтесь ко мне, у меня шикарная коллекция. Что ж, теперь грядет новый шедевр в копилку. Ковбои против Ниндзя. Хелл-е.

Не могу сказать, что фильм оправдал все мои ожидания и очень уж удачный на самом деле. Тут дело вкуса, конечно, не все понимают суть трэша, по сей день считая его каким-то низким (sic!) стилем. Невдомек им, что там и зарождаются истинные жемчужины, ну примеров можно приводить бесконечно (Трома-Лайонсгейт-Азилим! Люблю-люблю-люблю!). Впрочем, я отвлекся.

Я ждал ураганного экшена в первую очередь. И увы, режиссер пожертвовал им практически полностью — зато моменты, где он есть, конечно бесподобны. Корейца в первую очередь интересовала красота. Неторопливая, в духе классических вестернов и азиатского кино. Тут она чуть ли не в квадрат возвеличена. Ли хватает такие моменты, что просто сидишь с открытым ртом, или довольно смеешься, и всячески выражаешь радость жизни. Более того, красота настолько привлекает Ли, что он даже пожертвовал сюжетом. Первая половина фильма — набор бессвязных эпизодов (изредка их связывает закадровый голос), да и сюжет грешит штампами в худшем их значении.

Но с другой стороны — мы че, за драматургией сюда пришли? За этим — к Шекспиру! А здесь правят бал шикарные находки: кровавый след корабля, убийство рыбиной, взрывы в садике (великолепная цитата к Меня зовут Никто, пальчики оближешь), сюрреалистический городок, безумие бродячего цирка (а это вообще один из сильнейших образов для американской культуры), и так далее. Наслаждайся прекрасным зрелищем, отличной музыкой, живущей на грани вестерна и японской эпической музыки (прям какой-то Soy Cowboy, право слово). Отличная хореография, дружеский смех над штампами (типа той драки с любимой девушкой в пустыне).

А какие чудные образы! Я не буду говорить даже о циркачах, которые делают полфильма. Но негр-карлик! Но Джеффри Раш в роли Дэвида Кэррадайна (ах, ностальжи!) А какие там суровые ковбои — черные плащи, пыльные шляпы, бородатые рожи, очки от пустынных бурь, боже, я влюблен! А ниндзя — какое чувство стиля! Главная героиня тоже не подкачала, в традициях ирландцев она нервная и взбалмошная, и это очень мило на фоне засилья каких-то совершенно странных женских образов в современной культуре.

Главный герой, конечно, дань традиции, это смесь молчаливого самурая и молчаливого странника-ковбоя. Но именно в этом моменте происходит истинное соприкосновение культур. Конечно, Ли это заметил не первый, до него на этой территории побывал и Леоне со своими ремейками, и Тосиро Мифуне в «Красном Солнце», и даже Джеки Чан в «Шанхайском полдне». Просто эти люди действовали серьезно и действительно изучали традиции разных культур. Ли не изучает. Или швыряет одно в другое и наблюдает, забив на всю психологию и реалистичность. Мне этого хватает более чем.

Плюс — заметьте — последняя сцена происходит на Аляске. А значит, герой направляется полным ходом в Россию. Ждем сиквела о ниндзях и декабристах? Было бы весело, согласитесь!

Ну и еще раз вознесу хвалу тому малому, почти в зародыше убитому экшену. Как только он начинается, Ли забирает камеру и уходит снимать че-нить другое. Но те места, где Ли все-таки задержался — взрыв чертового колеса, резня на улицах, стрельба из гатлинга с плеча, и стрельба из него же в гостинице — это просто образец для подражания. это и красиво, что режиссер очень уважает, и захватывает.

Одним словом — интереснейший эклектичный фильм. Явно понравится не всем — почему-то в большинстве у людей сознание блокируется от всего, кроме штампов, и боится познавать безумие, считая это за детские игрушки. Отсюда мое дичайшее удивление — как такой фильм пустили на большой экран? Разве пример Легиона ничему не научил? Ведь есть кино не для всех. Даже если в нем спецэффекты, все равно оно не для всех. Не потому, что очень умное и арт-хаусное. А потому, что весь потенциал идеи редко кто оценит.

Кроме меня, конечно. Спасибо мистеру Снгму. И еще раз — позор Сукияки-вестерну, совершенно бестолковому трэшу в худшем и общеизвестном смысле этого слова.

Еще одно: о пафосе. Я давно выработал правило: либо пафоса надо мало, чтобы он не резал глаз, а лучше им вообще не заморачиваться. Либо его надо травить в гигантских дозах, перенасыщать им все и получать постмодернисткий по сути дружеский необидный стеб над жанром и в жанре, усиливая мощь проекта многократно. Ли пошел по этому пути. Я рад за то, что он правильно расставил акценты.

И напоследок: смерть дублерам! Кое-что надо смотреть только в оригинале. Например, это.

Оцените пост

1